Конспект урока по окружающему миру Путешествие по планете. Страны мира. 2 класс


Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»
Учитель: Сулимова Н.М
высшая квалификационная категория
Тема: Путешествие по планете. Страны мира.
Цель: Создание условий для понимания учащимися путешествия по планете «Земля», используя физическую и политическую карты мира.
Задачи:
1.На этапе актуализации дать понятие о физической карте мира и о политической карте мира.
2.Сравнить глобус и карту мира.
3.В ходе практической работы на интерактивной доске познакомить с океанами, материками и некоторыми странами мира.
4.Формировать умения замечать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, ценить красоту нашей планеты.
Планируемые результаты:
Личностные:
формировать представление о ценности и уникальности планеты «Земля», необходимости природоохранной и защитной деятельности поведения.
Познавательные:
понимать знаки карты, символы, модели, схемы, заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ
анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков
проводить сравнения, классификацию изученных объектов по заданным критериям
Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем, классом находить пути решения учебной задачи
Коммуникативные:
принимать участие в работе группы
использовать в обращении правила вежливости
Оборудование и материалы: физическая карта мира, политическая карта мира, глобус, презентация, учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска.
Оформление доски:
Картинки с изображением материков и стран мира Практическая работа
Карты
Знакомство с физической картой Глобус Сравнение глобуса с картой
Знакомство сполитической картой
Интерактивная доска

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД
1.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы -Здравствуйте, ребята! Начинаем урок окружающего мира (слайд 1)
Начнем урок с проверки домашнего задания.
Показ учителем слайдов карт и материков.
Постановка учебной проблемы:
-Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь.
В каком порядке будем об этом говорить?
Дети рассказывают о тех городах России, где им самим удалось побывать, показывают фотографии и рисунки.
Двое учащихся подготовили проект о городах: столице Москве и городе Челябинске и выступили перед классом.
Физическая карта
Политическая карта
Сравнение с глобусом.
Познавательные УУД
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ
Систематизировать знания о планете Земля, материках, странах мира
Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу
Личностные УУД
1.Понимать важность и нужность изучаемого вопроса
2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2.Формирование новых знаний Введение в тему.
Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей планете. Путешествовать по планете с помощью карты мира. (Показ слайдов: физическая карта),
1.Объяснение учителя: «Слово «физическая» произошло от греческого слова «физис» - природа.
-Как по–другому можно назвать эту карту.
Физическими называются карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озера и другие объекты.
Работа в группе: сравнение глобуса и карты мира.
Физическими называются карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озера и другие природные объекты. С помощью карты мира учащиеся называют океаны и материки. (Слайды 5-9)
Практическая работа по физической карте.
Вопросы учащимся:
- Что называется физической картой?
- Что изображено на ней?
- Показать океаны.
Учитель добавляет дополнительные сведения об океанах:
- Тихий океан вовсе не Тихий, а буйный, глубокий, самый великий.
Океан Атлантический славен сельдями. Индийский океан самый соленый в мире. Северный Ледовитый океан все время покрыт льдами.
Дети открывают учебник на стр. 116-117 и рассматривают карту в учебнике.
Карта природы мира.
Работа в группах.
Учащиеся объясняют, как они понимают, что такое «океан» и «материк».
Работа в парах. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД
1. Умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Принимать участие в работе группы
Познавательные УУД Систематизировать знания о физической и политической карте мира
3. Путешествие по планете
Вопрос учащимся:
- О каком материке в учебнике не рассказано?
- Правильно, об Антарктиде.
- Что вы о нем знаете?(слайд15-20)
Рассказ учителя: «В Антарктиде нет ни лесов, ни рек. Весь материк покрыт ледником. Свободной ото льда суши совсем мало. Жизнь в Антарктиде существует в очень суровых условиях. На свободных ото льда участках суши встречаются лишь лишайники и мхи, микроводоросли и бактерии. Однако у берега, в некоторых местах, располагаются колонии пингвинов (слайды), удивительных антарктических птиц. Они не умеют летать, неуклюже переваливаясь, передвигаются по берегу, но плавают очень ловко. Встречаются и такие морские птицы, как снежные буревестники, поморники. Они строят свои гнезда только на побережье, но бывает, что залетают за несколько сотен километров вглубь материка.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте)
Знакомство учеников с политической картой мира.
Учитель вывешивает на доску политическую карту мира.
- На этой карте разными цветами показаны не равнины и горы, как на физической карте, а разные страны. Карты, на которых изображены разные страны, называются политическими.(с
- Покажите на карте нашу страну и страны, которые вы знаете (слайд 14)
- Кто из вас приготовил сообщение о странах мира?
Учитель добавляет сведения к рассказам учащихся и показывает на интерактивной доске слайды с достопримечательностями каждой страны. Дети читают текст в учебнике, находят материки на карте в учебнике и на доске, рассматривают слайды, рассказывают о том, что интересного они узнали о каждом из материков.
Учащиеся выходят по одному и выделяют найденную страну на интерактивной доске.
Учащиеся выходят и рассказывают о Великобритании, Франции, США, Китае, Японии, используя слайды
Познавательные УУД:
1.понимать знаки, символы, заданный вопрос и в соответствии с ним анализировать изучаемый объект
Регулятивные УУД:
1.проводить наблюдения, сравнения, делать выводы
2.в сотрудничестве с учителем и учащимися класса находить пути решения учебной задачи
4. Закрепление изученного1. Тесты, как обобщение темы урока (на слайдах35-39)
2. Отгадайте кроссворд «Вокруг света» (на слайдах). Учитель показывает слово и фотографию этого слова.
3. - Откройте «рабочие тетради» - закрепление темы «Материки» и выполните задание:
1) узнай материк по описанию – стр. 57 № 4
2) определи материк по силуэтам – стр. 56 № 2
Найти в учебнике сведения о материках: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Учитель показывает природный и животный мир материков на слайдах (41-58).
4. Работа в рабочих тетрадях – стр. 58 № 5 Учащиеся выполняют самостоятельно итоговые задания.
Учащиеся называют слова.
Проверка: учащиеся читают описание материка и показывают его на физической карте.
Учащиеся работают в тетрадях.
Учащиеся читают найденный материал и показывают эти материки на физической карте.
Учащиеся выполняют задания. 5.Итог урока
Рефлексия деятельности - Нарисовать материк, который тебе понравился Желающие ученики рисуют материки на интерактивной доске. Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
6.Домашнее задание Уметь рассказывать о материках и некоторых странах мира (по выбору); выполнить задание № 4 на стр. 60 в рабочих тетрадях.