«Внеурочная проектно – исследовательская деятельность младших школьников»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Северного района
Новосибирской области
Гражданцевская средняя общеобразовательная школа
Методический материал
Михалевич Натальи Ивановны,
учителя начальных классов,
на тему:
«Внеурочная проектно – исследовательская деятельность
младших школьников»
Краткая аннотация. Данный методический материал поможет учителю при организации проектно – исследовательской деятельности среди обучающихся начальных классов.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития личности и создания творческого потенциала учителю следует направлять деятельность на формирование положительной мотивации младших школьников, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация внеурочной проектно - исследовательской деятельности.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающихся определённой системы интеллектуальных и практических умений. Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремлённости, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности.Проектная деятельность – это творчество. Детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
В начальной школе можно выделить следующие виды исследований:
1.По доминирующему методу: творческие, игровые, приключенческие, практико – ориентированные, теоретические, экспериментальные.2. По количеству участников: индивидуальный, групповой, фронтальный.
3. По характеру содержания: общество, культурные ценности, ребёнок и его семья, ребёнок и природа, ребёнок и рукотворный мир.
4.По продолжительности: краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности.
5. По характеру контактов: осуществление внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, в контакте с семьёй, общественными организациями.
6. По характеру участия ребёнка в исследовании: исполнитель, заказчик, участник от зарождения идеи до получения результата, эксперт.
При выборе темы исследовательского проекта очень важно выполнять следующие правила:
Тема проекта должна быть понятна и интересна ребёнку.
Тема должна быть реально выполнимой. Не нужно ставить перед ребёнком невыполнимые цели и задачи.
Учитывая интересы детей, нужно самому педагогу хорошо разбираться и быть сильным в этой сфере.
Тема должна быть такой, чтобы исследовательская работа была выполнена относительно быстро. Так как у школьника младшего возраста ограничено собственное внимание на одном объекте.
Целесообразно выполнять исследовательскую работу в 1-2 классах 1-2 недели. В 3-4 классах продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Тема должна быть доступной, соответствовать возрастным особенностям.
Кратко обозначим некоторые важные моменты исследовательской деятельности.
Основные этапы выполнения проектно -исследовательских работ учащихся:
Мотивация;
Выбор направлений исследований;
Постановка задачи;
Сбор материала, проведение исследования;
Фиксация и предварительная обработка данных;
Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
Оформление результатов работы;
Грамотное представление исследовательской работы;
Рефлексия.
Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Очень эффективна работа в парах и группах, обучение схематизации, и обучение детей правильно давать определения понятиям. Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
Каковы же особенности организации проектно –исследовательской деятельности на каждом этапе обучения?
Начиная с 1 класса, я провожу целенаправленную работу по формированию исследовательских навыков у детей, формирую у учащихся на их уровне:
- умение ставить цель и планировать свою деятельность;
- целенаправленно находить нужную информацию, используя различные источники;
- анализировать и отбирать собранный материал;
- оформлять работу;
- представлять созданное;
- оценивать себя и других.
Знакомлю с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание».
В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности, но вполне возможно.
С первого класса вовлекаю обучающихся в мини-исследования. Первоклассникам свойственно часто задавать вопросы на самую различную тематику. И здесь очень важно не сразу дать готовый ответ учителю. Я использую приём «Попробуй узнать сам», т.е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.
Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стали самостоятельно изготовленные книжки-малышки по различным темам, газеты «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья» и другие.
В 1 классе все исследования кратковременные.
Тематика их самая разнообразная: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Моя Азбука», «Загадки», «Скороговорки», «Сказочная страничка», «Математика в числах», «Математика вокруг нас».
У второклассников формирую уже новые представления об особенностях деятельности юного исследователя.
И здесь мне важно подвести обучающихся к умению определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования. Очень важным считаю поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение второклассников в проектно - исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
Активно использую игровые методы, путешествия, сказочный материал.
Продолжаю учащихся знакомить с теорией исследования, методами исследования, структурой, историей исследования, предназначением исследований, местом исследований в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами.
Провожу коллективное исследование. У второклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений.
Осуществляю самостоятельное более долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).
Учащиеся проводят опросы, анкетирование. В большей степени внимание обращаю на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.
Ход исследования обязательно обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну – две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.
К третьему и четвёртому классам начальной школы в центре внимания становится обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. В этот период многие обучающиеся уже знают, какой предмет и что им интересно, могут сами выбрать тему исследования. Я, как учитель и наставник, только советую при выборе темы.
В своей работе я использую исследовательские экскурсии. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Часто экскурсия служила стартовой площадкой для детских исследований. Она давала мощный импульс детскому мышлению, позволяла увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.
Мы побывали вместе с обучающимися на экскурсиях:
- водоем (река);
- экскурсии в лес (осень, весна).
Результаты исследовательских экскурсий были представлены на:
- конференции, на которых учащиеся представляли краткий доклад о проделанной работе и отвечали на вопросы сверстников;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляли материал;
Всегда уделяю большое внимание исследовательской работе по краеведению:
- встречи со знатными людьми нашего села;
- праздники в нашем селе;
- родословная моей семьи;
- достопримечательности малой родины;
- природные богатства окрестностей нашего села.
Пример проектно – исследовательской деятельности во внеурочной работе.
«Основные правила учащихся 4 класса».
Цель – воспитание у учащихся основ правовой и гражданской культуры, формирование уважения к закону. Класс делится на несколько групп. Каждая группа вносит на обсуждение своё правило (Основное правило, состоящее из 3-4 правил и пояснений к ним). В результате этой деятельности появляются Основные правила учащихся 4 класса.
Процесс выполнения проекта.
Продолжительность проекта: 2-3 недели.
Вопросы исследования:
• Что такое основное правило?
• Какие правила ты знаешь?
• Для чего нужны правила?
• Можно ли жить без правил?
Роли:
• социологи;
• художники;
• докладчики;
• издатели.
Ход работы:
Информационный этап.
Знакомство учащихся с Уставом школы, правилами. Опрос учащихся о том, какие правила они считают самыми важными (2-3 правила). Основываясь на собранной информации, каждая группа формулирует свои 2-3 правила, которые должны выполнять все учащиеся класса. Презентация. Заседание «Думы», в ходе которого с помощью голосования принимаются правила, которые и составляют Основной закон учащихся 4 класса. Выбирается группа учащихся, которые должны этот свод правил оформить надлежащим образом и размножить для каждого ученика.
Наши правила:
1. Правило тишины.
Не шуми – это мешает всем.
2. Правило второй обуви.
Забывая вторую обувь, ты наносишь вред здоровью окружающих.
3. Правила одного раза.
Не жди постоянных напоминаний. Выполняй сразу.
4. Правило границы.
Не мешай другим. Соблюдай границы личного пространства.
5. Правило сохранения здоровья.
Береги свое здоровье: не нервничай по пустякам, соблюдай режим дня, больше двигайся, питайся правильно.
В приобщении детей к исследовательской деятельности нацеливаю не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности. Тема проектно – исследовательской деятельности может быть самой разнообразной. Вот только некоторые из тем по различным направлениям, которые можно использовать при обсуждении с обучающимися:
Я и моя семья
Война и наша семья. Генеалогическое дерево моей семьи. Имя в жизни человека.
Моя родословная. Лента времени моей семьи. Награда в нашем доме.
Праздники нашей семьи. Письмо моей бабушки внуку. Семейные традиции.
Семейные реликвии. Спортивная жизнь моей семьи.Наш дом. Наш двор.
Окружающий мир
А у нас ананас! "Белая береза под моим окном". Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса. Жизнь леса. Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг. Мой райский сад. Мой любимый фрукт апельсин.
Новогодняя красавица. Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.
Полезные свойства калины. Портрет яблони. Почему в яблоке не прорастают семена? Путешествие косточки.
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки? Русская берёзка.
Что мы знаем о древесной коре? Что такое береста?
Что такое листопад? Этот мексиканский незнакомец – авокадо.
Яблоня и яблоко. Янтарь — волшебные слезы деревьев. Я садовником родился.
Растения и ягоды
В гостях у белой кувшинки. Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Мой маленький мир дикорастущих растений. Одуванчик — маленькое солнышко. Портрет земляники. Посмотрите, одуванчик!Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь? Почему подсолнух называют цветком солнца? Почему растёт растение.
Про вершки и корешки. Природное сообщество – луг. Роль растения в жизни человека.
Что за ягода малина? Что мы знаем о подсолнухе? Ягодная азбука. Ягода Арбуз.
Комнатные растения
Выращивание кактусов в домашних условиях. Зелёный подоконник в школе.
Кактус – колючий друг. Кто ты, кислый лимон? Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов. Мир растений на подоконнике. Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера? Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке? Мои зеленые друзья. Мой любимый цветок – бегония. Мой цветник.
Мой сад. Мой чудо-цветок. Моё увлечение — кактусы. О комнатных растениях.
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет? Секреты "бабушкиной герани". Удивительные кактусы. Фиалка для мамы. Фиалки в подарок бабушке. Что мы знаем о лимоне?
Огород
Аптека на грядке: бабушкина капуста. Ах, картошка, картошка! Ах, морковка, объеденье! Без окон, без дверей полна горница людей. "Весёлая фасоль".
Где лучше растет лук? Где растут мочалки? Загадки про овощи и фрукты.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. Любимая картошка в жизни нашей семьи.
Лук от семи недуг. Наблюдение за развитием лука. Наш друг — лук порей.
Нужна ли подкормка рассаде кабачков? Обитатели приусадебного участка.
Опыт с фасолью. Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали.
Раз горох, два горох…Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка.
Лекарственные растения
Бабушкина аптека. Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства - сорняки. Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела. Отчего крапива жжется?
Польза алоэ. Я не степью хожу, я хожу по аптеке...
Цветы
Мои любимые розы. Подари цветок маме. Подсолнух – солнечный цветок.
Почему пахнут цветы? Почему у бабушки самые красивые цветы.
Путешествие по царству цветов. Ландыш.
Путешествие по царству цветов. Одуванчик
Путешествие по царству цветов. Подснежник.
Сохрани ландыш майский! Тюльпан для мамы.
Цветок Солнца. Цветы для дома и души.
Цветы в саду и дома. Чудесный мир ароматов.
Грибы
Грибное лукошко. Его величество боровик. О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб! Ты, лисичка, рыжий гриб! Удивительное царство грибов.
Удивительная находка. Угадай-ка грибок! Что за гриб на тонкой ножке?
Животные
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля. Крокодиловы слезы
Кролики. Кто живет у нас в лесу? Кто как приспосабливается к окружающему миру.
Кто под бугорком живёт? Кто строит дом на реке? Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни? Кто такой слон? Кто ты, собака? Кулинарные пристрастия белочки. Любимое домашнее животное. Люблю тебя, мой друг мохнатый! Любознательный зверёк — белка
Люди и кошки. Люди и дельфины. Мамонты — древние и могучие. Медведь сказочный и настоящий. Мир забавных животных. Мир лошадей. Мир собак. Мой кот.
Мое домашнее животное — немецкая овчарка. Мои домашние питомцы. Мои загадочные кошки. Мои кошки. Мои любимые кролики. Мои четвероногие друзья.
Мой верный друг – собака. Необычные факты про обычного ежика. Нора – это дом. Жилища животных. Отличие в поведении больших и маленьких собак.
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко? Почему на Земле вымерли динозавры. Про зайцев...
Пушистые чудики. Я за любовь ко всем собакам.
Птицы
Как зимует воробей. Кто же в гнёздышке живёт? Кто такие птицы?
Курица - птица не простая! Ласточка — вестник добра и счастья.
Ласточкино гнездо. Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики.
Мир птиц. Мои пернатые друзья. Мой волнистый друг.
Мой домашний любимец — попугай Кеша. Мудрый ворон
На крыльях весну принесли...Наблюдение за птицами, посещающими кормушку.
О воробьях. Поведение птиц зимой. Поведение синицы зимой. Покормите птиц зимой!
Почему птицы летают? Почему птицы осенью улетают? Почему у снегиря грудка красная? Птицы – наши друзья. Птицы двора нашей школы. Птицы за моим окном.
Птицы — наши друзья. Что за птица воробей? Что за птица эта галка? Чудо из яйца. Чье это гнездо? Чьи гнезда лучше?
Земноводные
Кто такие змеи? Лягушка с душою царевны. Мир моей черепахи. Опасны ли змеи?
Полезны ли ящерицы? Почему лягушки зеленые? Почему у ящерицы хвост обрывается?
Это сказочное существо – лягушка.
Рыбы
Аквариум и его обитатели. Аквариумные рыбки - какие они? Ловись, рыбка, большая и маленькая… Мой аквариум. Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме. Наблюдение за рыбками-попугаями. Обитатели водоёмов.
Обитатели пресных водоемов. Рыбы наших вод. Хищнее щуки рыбы нет...
Что случилось с кетой?
Насекомые
Комар: казнить нельзя, помиловать… Кто живет в компьютере? Кто как приспосабливается к окружающему миру. Кто такая медведка. Кто такие пауки?
Маленький, да удаленький, или как двигаются насекомые? Медовая братва.
Мир жуков. Мир стрекоз. Моё открытие о мухе. Моя коллекция насекомых.
Муравьи и их царство. Муравьиная жизнь. Насекомые моего села.
Насекомые. Какие они? О пауках. Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
Ох уж эти комары! Ох уж эти шершни! Паук – человеку друг.
Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад.
Порхающие цветы. Почему бабочки не живут в городе? Почему водомерка ходит по воде? Про муравьев. Пчела — друг человека. Чудесное превращение гусеницы в бабочку.
Экология
Были о пыли. Бездомные животные - проблема каждого из нас. Живая вода.
Живи, родник! Как спасти нашу реку? Какую воду мы пьём. Каким воздухом мы дышим
Как мультфильмы влияют на психику ребенка. Охранять природу - значит охранять мир.
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего поселка
Экология нашего водоёма. Экопродукты моего села.
Физкультура и основы здоровья
Если хочешь быть здоров. Здоровый образ жизни. История лыж. Мой режим питания.
Молоко полезно детям. Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
Полезно ли мороженое. Полезны или вредны дрожжи? Полезные свойства кумыса.
Польза и применение витаминов. Спортивная жизнь семьи. Что такое витамины?
Художественная гимнастика. Шоколад – вред или польза. Я – велосипедист.
Математика
Арабские числа. В царстве чисел-великанов. Великолепные цифры. Веселые задачки.
Веселый математический поезд. Весёлые задачи "Лесная математика".
Время. Измерение времени. Часы. Все о числе 13. Древние единицы длины.
Единицы измерения в Древней Руси. Единицы измерения длины в разных странах и в разное время. Задачи в рисунках. Задачи для внимательных и сообразительных. Задачи на свежем воздухе. Задачи-сказки. Занимательные задачи. Искусство отгадывать числа.
Как быстро выучить таблицу умножения. Как научиться быстро считать. Как хорошо уметь считать! Математика в моей семье. Математика – это интересно. Математические пословицы. Математические сказки. Меры длины. Меры длины на Руси. Меры и их измерения. Мир чисел. Мир числа "три". Мое домашнее задание. Мое любимое число.
Хобби, увлечения
Автомобили старинные. Автомобили современные и старинные. Мое увлечение – старинные автомобили. Моя коллекция насекомых. Почтовые марки.
Профессии
Календарь семейных профессий. Профессии нашей мечты Профессии наших родителей.
Для почемучек
А прочно ли куриное яйцо? О некоторых способах выжить в природе. О чем рассказывают следы на снегу. Откуда в хлебе столько дырочек. Польза бумаги. Почему вода в небольших водоемах зеленая? Почему высохла лужа. Почему море солёное. Почему мы плачем? Откуда берутся слезы? Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко? Почему сугроб полосатый? Почему хлеб бывает чёрный и белый? Почему чай заваривают в горячей воде? Путешествие водяной капельки. Хлеб всему голова! Что у нас в солонке и в сахарнице? Чудесные превращения, или Что такое сыр?
Заключение.
Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться только при наличии инициативного педагога, единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса. Всё в Ваших руках!
Список использованной литературы:
1. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения //Завуч. 2003. №6. С.96-112
2. Н.Б. Шумакова. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство МПСИ 2004.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправл. И дополн. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
4. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Ярославль: Академия развития 2004.
5. Моргачёва Ольга Васильевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 19 с углубленным изучением предметов» г. Набережные Челны.