Статья: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях по предмету « Технология»

Панченко Сергей Васильевич
учитель технологии
МКОУ «Сончинская ООШ»

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях по предмету « Технология»
Уровень развития современного общества определяется масштабами использования новейших технологий. Достижения научно-технического прогресса связаны с проектной деятельностью, которая является одним из измерений культуры.
В настоящее время традиционное понимание обучения, как процесса овладения учащимися определенной системой знаний, умений и навыков вытесняется более широким представлением данного процесса. Обучение теперь воспринимается как особый вид деятельности, целью которого является воспитание человека нового типа, обладающего не только глубокими знаниями, но и стремлением к творчеству, саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, выражению своей индивидуальности. Знания становятся средством деятельности, направленной на развитие и становление личности школьника.
Человек, который хочет добиться успехов в своей деятельности, должен уметь оперативно реагировать на нововведения, постоянно находиться в творческом поиске.
Включение образовательной области «Технология» в базисный учебный план было обусловлено насущной необходимостью перестройки трудового обучения в целом, которое уже не отвечало требованиям времени, тем социально-политическим и экономическим переменам, которые происходили в нашей стране.
«Технология» отражает совокупность сконцентрированных основ всех накопленных человечеством знаний по получению, преобразованию и использованию материалов, энергии, информации. Она является именно тем предметом, который должен помочь школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показать, где и каким образом могут быть использованы эти знания.
Проектирование является одной из основных функций педагогических технологий, которая позволяет спланировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты.
Процессы проектирования, пронизывая все звенья педагогической деятельности, не могут не отразиться и на самой личности учителя. Общеизвестно, что развитие человека определяются той деятельностью, в которую он включен. Поэтому, овладевая приемами и навыками проектирования, педагог тем самым развивает и свои личностные качества.
Умение использовать метод проектов в своей профессиональной деятельности - показатель высокой квалификации учителя.
Овладевая проектной деятельностью на профессиональном и личностном уровне, педагог сам становится субъектом этой деятельности, которую характеризуют целеположенность, поисковая активность, творческая направленность.
Проектирование требует синтеза различных знаний: педагогических, психологических, социологических, специальных и др. В конечном итоге формируется проектное сознание, основанное на знании закономерностей педагогического процесса, методологических принципов обучения и развития субъектов образовательного процесса.
Проект - это «бросок мыслью вперед», это умение вырабатывать собственное видение будущего. При этом развивается так называемое проектное мышление, нацеленное на преобразование ситуации, проектирование профессиональной карьеры, процесса саморазвития, что предполагает активную жизненную позицию, тесно связанную с потребностью в достижениях.
Использование проектно-исследовательских технологий позволяет планомерно и целенаправленно осуществлять интеграцию учебного материала, не изменяя существующих программ.
Выполнение проектной работы можно рассматривать как один из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности. Школьники впервые встречают задачи, у которых нет единственно правильного решения. Каждый ученик должен сам найти эти решения, открыть или изобрести их.
Проектная деятельность как основная дидактическая единица технологического образования:
- способствует реализации личностно-деятельностного подхода в обучении;
- обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса;
- формирует потребность в знаниях, мотивы учения и стремление к самообразованию;
- объединяет преобразовательную и преобразующую учащихся деятельность.
Метод проектов: его цели и задачи
Проектная деятельность расс
·матривается как специфическая интеллектуально-практическая деятельность, которая активизирует познавательный интерес школьников, способствует использованию знаний на практике. Результатом этой деятельности являются продукты, обладающие субъективной, а иногда и объективной, новизной.
Основным методом в обучении проектной деятельности является метод проектов - это сердцевина всей программы по «Технологии», который способствует творческому развитию учащихся. Это метод гуманистической педагогики, идущий от ученика, для ученика и в интересах ученика, позволяет развивать и прогнозировать способности учащихся. Дает возможность школьникам соприкоснуться с жизненными проблемами, учит принимать ответственные решения, способствует интеллектуальному и творческому росту, в конечном итоге профессиональному самоопределению.
Под методом проектов (от греч. «путь исследования») понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Выполнение проектов - эффективное применение проблемного метода обучения. Здесь наиболее ярко прослеживается индивидуализация обучения при широкой дифференциации заданий, что способствует выявлению задатков учащихся и их творческому развитию.
Ученический проект - задание исследовательского творческого характера, соответствующее интересам и возможностям учащихся, выполненное ими самостоятельно, но под руководством учителя и имеющее своим итогом социально значимую, завершенную работу.
Цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности, формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные, конкурентоспособные потребительские товары и услуги.
Задачи, решаемые при выполнении проектов многообразны – от закрепления имеющихся и поиска необходимых знаний различных основ наук, умений, способов действия и практического их использования при изготовлении определенного объекта до осознания нравственной ценности труда, его значимости, как для общества, так и для самореализации личности.
Таким образом, выполнение проектов - совместный труд ученика и учителя. Его результат будет зависеть от педагогического мастерства учителя и заинтересованности учащегося.
Проектные работы носят исследовательский характер, выполняют познавательную, развивающую и воспитательную функции. Учащиеся утверждаются в понимании значимости труда для себя и для общества. Воспитывается настойчивость и целеустремленность, бережное отношение к природе и вещам. Школьники получают удовлетворение от самого процесса труда, получают возможность приобретать свой жизненный опыт. Особенностью выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащихся. Работа над проектом позволяет полнее раскрыть творческий потенциал педагога. Он превращается из основного источника и контролера знаний в консультанта, организатора деятельности учеников, менеджера образования.
В процессе выполнения проектов наблюдательный учитель получит обширную информацию о личности каждого ученика, о широте его интересов, склонностях, направленности личности, его нравственных качествах, коммуникабельности, формировании жизненных и профессиональных планов. Педагог может выявить пробелы в знаниях и умениях, степень самостоятельности и уровень творческих возможностей.
Метод проектов направлен на формирование не простого исполнителя, а человека, обладающего творческими, организаторскими способностями, технологической культурой, деловыми качествами, умеющего конструктивно решать жизненные проблемы. Он повышает уровень усвоения и углубления обобщенных знаний о способах деятельности и взаимосвязи с конкретными умениями.
Правильно организованная проектная деятельность принесет ребенку радость преодоления трудностей, позволит ему испытать ни с чем не сравнимое состояние успеха, позволит осознать нравственную ценность труда, в результате которого он смог самостоятельно изготовить нужную людям вещь или оказать необходимую услугу, смог проявить себя, показать свою индивидуальность.









15