Внеклассная деятельность общеобразовательного учреждения как средство формирования ценностных ориентаций личности подростков


Внеклассная деятельность общеобразовательного учреждения как средство формирования ценностных ориентаций личности подростков
Формирование ценностных ориентаций личности подростков осуществляется в деятельности. Понятие «деятельность» в самом широком смысле означает «разносторонний процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами».
Отечественная психологическая и педагогическая наука рассматривает деятельность как важнейшее условие воспитания и развития личности. Система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, определяется как «воспитательная деятельность».
В литературе «воспитательная деятельность» рассматривается как:
• Деятельность педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития личности подростка, которая не ограничивается лишь совместной деятельностью педагога и воспитанника, а направлена также и на
людей, контактирующих с ним, на его среду обитания, на микроклимат тех общностей, в которые он входит;
• Особый вид педагогической деятельности, осуществляемый педагогом в системе педагогических отношений и направленный на совершенствование людей и отношений между людьми, создание благоприятных условий для развития личности, среду обитания, микроклимат общностей, в которые входит воспитанник .
Деятельность, связанная с целевым выполнением воспитательных функций, направленная на организацию воспитания, называется воспитательной работой. В данном определении слово «работа» подчеркивает прикладной аспект воспитательной деятельности, необходимость преодоления педагогом противоречий при достижении целей.
Воспитательная работа, рассматривается И.Н. Емельяновой, как комплекс взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы всходит в воспитательную систему общеобразовательного учреждения, как подсистема, охватывающая блок деятельности.
Таким образом, воспитательная деятельность является, составной частью воспитательной работы общеобразовательного учреждения, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения подростком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Воспитательная деятельность в общеобразовательном учреждении осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит ее видам: учебной и внеклассной деятельности.
Внеклассная деятельность имеет принципиальное отличие от учебной деятельности: включение во внеклассную деятельность предполагает свободу выбора, и личность может реализовать себя в соответствии со своей направленностью, интересами, склонностями, способностями, исходя из развивающих возможностей конкретного образовательно-воспитательного учреждения.
Внеклассная деятельность позволяет подросткам наилучшим образом познавать себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретать жизненный опыт и формировать собственную систему ценностей, учась защищать себя, и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждать и реализовывать себя в обществе, учиться чувствовать, переживать, радоваться жизни. Подростки овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные - способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в; трудные минуты, развивают лучше человеческие качества: эмпатию, с- толерантность, доброту и т.д.
А.Я. Журкина. C.B. Сальцева рассматривают внеклассную деятельность как эффективное средство воспитания, «ибо различная предметность ее видов открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать устойчивые познавательные интересы, самостоятельность, практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении различных дел.
Внеклассная деятельность организуется общеобразовательными учреждениями во внеурочное время, строится на основе добровольного участия, с учетом интересов детей, при всемерном развитии их активности, самодеятельности. В' отличие от учебной, внекласснная деятельность не является обязательной, является формой проведения свободного времени учащихся по их интересам и желанию. А .Я. Журина отмечает, что «свободное время является как раз тем отрезком общественного бытия, в течении которого развиваются потенциальные способности человека, не реализованные им в каком - то одном виде деятельности (учебе, труде). Именно в свободное время потенциальные способности могут превратиться в актуальные, которые, по своей совокупности, и определяют общую направленность развития личности».
При определенных условиях внеклассная деятельность обладает огромным потенциалом, т.к. подростку представляется целая палитра сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитывать» себя в соответствии со своей шкалой ценностей.
И. И. Масло, Л.М. Румянцев, И.Я. Лернер рассматривают внеклассную деятельность, как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной', длительно- действующей программе организации и развития школьного коллектива. Внеклассная деятельность как составная часть воспитания школьников может рассматриваться только во взаимосвязи с другими ее частями .
М.Г. Казакина рассматривает внеклассную деятельность как сложное, интегральное, социальное явление, аккумулирующее в себе деятельность и общение, объективные и субъективные отношения, духовно - нравственный потенциал коллектива и личности, способный в силу этих сущностных особенностей выступать источником' нравственного формирования личности».
Содержание внеклассной деятельности, по мнению В.О. Кутьева, реализуется через нравственное, трудовое, физическое, экологическое, эстетическое и др. воспитание. Сюда входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательных интересов и овладение культурой
умственного труда .
В основе организации внеклассной деятельности лежит целый комплекс взаимосвязанных между собой педагогических принципов, придающих внеклассной деятельности определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности: целенаправленности; общественной направленности; ориентации на ценности и ценностные отношения; воспитания личности в коллективе, через коллектив; преемственности, последовательности и систематичности; единства требований и уважения к личности воспитанника; опоры на положительное в человеке; единства воспитательных воздействий; добровольности; развития инициативы, самодеятельности, изобретательства, детского технического и художественного творчества; учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности; ведущей роли воспитания школьников по отношению к их развитию; стимулирования и активизации деятельности учащихся; оптимизации; мотивированности.
Внеклассная деятельность является средством формирования ценностных ориентаций личности подростков в том случае, если она представляет им достаточно возможностей для взаимодействия с окружающим их миром. Поэтому внеклассная деятельность подростков должна быть объективно включена в деятельность общеобразовательного учреждения и всего общества и быть столь же разнообразной как сама жизнь. Следовательно, неотъемлемым условием формирования ценностных ориентаций личности подростков является развитие широты социальных связей с одной стороны, и социогенных потребностей, подростков (новых впечатлений, познания, деятельности, самоутверждения и др.) с другой.
Часто внеклассная деятельность рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опыта жизнедеятельности
обществе. Формирование ценностных ориентаций личности подростков во |внеклассной деятельности будет эффективнее, если процесс воспитания представляет собой педагогическую систему, в которой четко определены цель, задачи, содержание, формы методы и условия воспитательной деятельности и критерии ее эффективности. Важно в процессе организации внеклассной деятельности подростков, нацеливать их на активное восприятие знаний и последующее их воспроизведение, активацию полученного в ходе учебной деятельности опыта при выполнении конкретных дел.
Таким образом, внеклассная деятельность общеобразовательного учреждения является важнейшим средством формирования ценностных ориентаций личности подростков. Совокупность различных видов внеклассной деятельности обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на подростка:
разнообразная внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;
включение в различные виды внеклассной деятельности обогащает социальный опыт подростка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, подросток приобретает необходимые практические умения и навыки, необходимые для будущей реализации в обществе;
разнообразная внеклассная воспитательная деятельность способствует формированию устойчивого интереса к общественным ценностям в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность;
в различных формах внеклассной деятельности подростки не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, обогащается опыт коллективного взаимодействия подростков в определенном аспекте, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеклассной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект;
• во внеклассной деятельности подростки усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
Таким образом, внеклассная деятельность общеобразовательного учреждения по формированию ценностных ориентаций личности подростков рассматривается как, совокупность видов деятельности (игровой, познавательной, проблемно-ценностного общение, досугово-развлекательной, художественного и социального творчества, трудовой, спортивно- оздоровительной, туристско-краеведческой и др.), способствующих принятию ценностей и обусловленных ими принципов поведения, переживанию ценностей как потребности, а также становлению и дальнейшему развитию подросткового коллектива, обогащению опыта коллективного взаимодействия подростков в окружающем микро- и макросоциуме, и основывается на последовательно' сменяющихся взаимосвязанных этапах, целью которых является формирование ценностных ориентаций личности подростков.
Во внеклассной деятельности анализируемых общеобразовательных учреждений можно выделить следующие элементы: общешкольные и классные традиционные праздники, предметные недели, культурно-просветительные мероприятия, спортивные мероприятия, коллективно творческие дела, которые в том числе можно отнести к формированию мировоззрения учащихся.
К сожалению, традиционными для всех школ являются внутришкольные праздники: День Знаний, День Учителя, Осенний Бал (сочетающий в себе конкурс осенних букетов, показ осенней моды и др.); Новый Год; Вечер встречи выпускников; День Защитников Отечества; Международный Женский День (в этот день практически во всех школах проводят конкурс «Мисс школы»); День Победы (обычно в этот день проходят встречи с ветеранами, школьники готовят концерт для ветеранов), Последний Звонок.
В последние годы к традиционным школьным праздникам добавились День Матери, День Святого Валентина, Рождество.
Деятельность школьников, хотя и проходит в различных коллективах, но, по существу только в отдельных мероприятиях организуется коллективная деятельность, разнообразие и всесторонность которой создают возможности каждому подростку открыть свои индивидуальные склонности. Не учитывается многогранность коллективной деятельности, способствующей правильному определению места и роли каждого, что является основой для появления и закрепления заинтересованности подростков в коллективной деятельности, стремлению принимать участие в ней.
В 10% общеобразовательных учреждений распространенным развлечением подростков стала имитация в стенах школы телевизионных игр (как развлекательных, так и интеллектуальных): «Угадай мелодию», «Своя игра», «Колесо истории», «Счастливый случай» и др. Хотя игра — наиболее освоенная подростками деятельность. Через игру воспитанники познают мир, развивают свои творческие способности, приобретают трудовые навыки. Педагогами не учитывается то, что игра может быть специфической формой познания, труда, общения, искусства и спорта.
Организацией художественно-эстетического направления внеклассной деятельности занимается лишь 20% общеобразовательных учреждений.
Коллективно творческие дела по правовому, экономическому, экологическому развитию подростков традиционно проводятся лишь в 20% анализируемых общеобразовательных учреждений. «Предметные недели» традиционно проводятся во всех общеобразовательных учреждениях, они традиционно сопровождаются оформлением газет, ребусов и шарад, олимпиадами, концертами (если это неделя иностранного языка) и конкурсом чтецов (неделя литературы).
Не всегда в достаточной мере просматривается решение проблемы формирования мировоззренческой позиции подростков и развития у них социально значимых ценностей: доброта, эмпатия, милосердие, ответственность, справедливость и др.
Организация спортивно-оздоровительного направления, в основном, сводится к общешкольным марафонам, соревнованиях командных игр между классами.
Обзор и первичный анализ внеклассной деятельности анализируемых общеобразовательных учреждений в период 2004-2005 гг. позволил нам сделать вывод о том, что содержание видов деятельности, несмотря на стремление к всесторонности мировоззренческой, на практике представлено незначительным числом форм, способствующих адекватности формирования ценностных ориентаций личности подростков к современным требованиям общества. Между отдельными формами внеклассной воспитательной деятельности нет педагогической и смысловой связи, одни и те же формы деятельности переходят из одной возрастной группы в другую, значительное место занимают контролирующие формы организации-деятельности подростков.
Основная проблема формирования ценностных ориентаций личности подростков состоит в том, что подобный тип организации системы деятельности подростков характеризуется отсутствием ясной педагогической программы формирования личности обучающегося, отсутствием конкретной цели воспитания всесторонней и гармонической личности, ее мировоззренческому мировосприятию. Общая идея всестороннего и гармонического развития подростка не осмыслена и не выражена в конкретных целевых установках воспитания, поэтому педагогическим задачам присущ функционализм, односторонность и узость. Недостаточная конкретизация, педагогических целей и задач приводит к тому, что организуемая деятельность не имеет единой системообразующей связи и в ней отсутствует необходимая строгая зависимость между целями и содержанием деятельности, что часто приводит к нецелесообразности организуемой системы воспитания. На практике в качестве цели выступает всесторонность условий формирования личности, всесторонность содержания деятельности, а не воспитание отношения к этой деятельности. Таким образом, средство воспитания личности занимает место цели. Вследствие этого сама «всесторонность» утрачивает педагогический смысл, теряет педагогическую направленность, а содержание деятельности формализуется, становится нецелесообразным. Конкретно отмеченное противоречие проявляется в том, что в организации деятельности нет взаимодействия, связи между отдельными видами, так как это взаимодействие возможно только при условии единой педагогической цели, наличии ценностно - ориентационных образующих связей, что рассматривает в своем исследовании Г.Н. Прозументова.
Организация деятельности в анализируемых общеобразовательных учреждениях недостаточно учитывает потребности, склонности, интересы подростков, не направлена на развитие их творческой инициативы, внутренней активности. Процесс деятельности осуществляется через отдельные, разрозненные мероприятия. Деятельность подростков побуждается внешними; стимулами, эмоционально положительное отношение к деятельности не только не стабилизируется, но и часто снижается от класса к классу, происходит накопление не творческих умений, а исполнительских навыков участия в
деятельности, тормозится развитие потребностной мотивации.
Случайность, разрозненность, отсутствие последовательности в проводимых мероприятиях не дает в полной мере возможности проявить подросткам свои способности. Ценностные ориентации формируемые личностью не получают необходимого общественного признания, оценки в коллективной деятельности, что замедляет, а иногда и делает весьма затруднительным формирование социальной направленности индивидуальной системы ценностных ориентаций. К тому же деятельность школьников, в известной степени, замкнута внутри класса, школы, ее общественный смысл и
содержание не значительны, что отмечает JI.B. Тарабакина.
Наряду с причинами организационного характера, подобные проблемы обусловлены недостаточной личностной и профессиональной готовностью педагогов к осуществлению формирования ценностных ориентаций личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательного учреждения. Существенную роль в подготовке социально активных и инициативных выпускников общеобразовательного учреждения играет воспитатель, сам стремящийся соответствовать новому велению времени в преобразовании себя, умеющий видеть, понимать, принимать других людей, с уважением относящийся к формированию личности воспитанника. Для такого педагога не достаточно только профессиональных знаний и умений, ему важно научиться в своей работе пользоваться не только жесткой логикой рассуждений, но главным образом — открывать светом своей души направления возможного дальнейшего созидательного пути для воспитанников, других людей, всех жителей Земли, обращая внимание подростков на степень ответственности каждого за выбранный путь.
В период переоценки ценностей в обществе, изменений их иерархической системы, актуализируется проблема нового педагогического мышления и такого конструирования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. Центральной фигурой обновления школы выступает педагог, его профессионализм и ценностные ориентиры.
Аксиологическая подготовка будущего педагога в вузе является достаточно ограниченной. Студенты не знакомятся с категориальным аппаратом аксиологии как науки, не изучают различных ее течений и направлений, не всегда правильно ориентируются в системе истинных и ложных ценностей, оказываются неподготовленными к работе с подростками по приобщению их к вечным аксиологическим приоритетам общечеловеческого и национального характера.
Таким образом, общеобразовательное учреждение, являясь, на наш взгляд, одним из основных социальных институтов в сфере воспитания, не полностью реализует свои возможности организации внеклассной воспитательной деятельности как эффективной среды для воспитания ценностных ориентаций подростков.
Опытно-экспериментальное исследование осмысливалось нами, как целостный процесс формирования ценностных ориентаций подростков во внеклассной деятельности общеобразовательного учреждения, в который были вовлечены учащиеся ГОУ СОШ №966 (50 чел.). Различие в воспитании ценностных ориентаций подростков контрольных и экспериментальных групп касалось введения в экспериментальную группу «Программы организации воспитывающей деятельности, направленной на формирование ценностных ориентаций личности подростков», разработанную диссертантом.
На констатирующем этапе эксперимента были проведены диагностика знания и понимания смысла ценностей; умения анализировать информацию, критически ее оценивать; самооценку ценностей; отношение к ценностным ориентациям; потребность и желание в саморазвитии; готовность проявлять общечеловеческие ценностные качества; включенность подростка в различные виды социально-значимой деятельности; развитие коммуникативных способностей и культурных социальных норм; степень ответственности в выполнении поручений, обязательств.
Важным для нашего исследования стало определение отношений подростков к основным базовым ценностям, влияющим на нравственное самоопределение. Констатирующий этап эксперимента, проведенный в ГОУ СОШ №966 г. Москвы показал, что по рейтингу ценностных ориентаций не лучше и не хуже других качеств - 59% подростков назвали доброту, 62% - милосердие, 42% - любовь к Родине и хуже других качеств назвали доброту — 9%, милосердие - 4%, любовь к Родине - 6%.
Затруднились ответить на вопрос «Что в жизни дает человеку такое качество как доброта?» - 38% подростков, милосердие - 42%, любовь к Родине
- 54%; дали неясное расплывчатое объяснение значение доброты в жизни человека - 22% подростков, милосердие - 38%, любовь к Родине - 31%; аргументировано объяснили значение доброты в жизни человека - 69% опрашиваемых, милосердие - 67%, любовь к Родине - 65%.
Осознание подростками ценностных качеств мы определяли по адаптированным методикам Н.Е. Щурковой, К.К. Платонова, Л.М. Фридмана. Подростки хотят в себе воспитать терпимость (27%), силу воли (31%), чувство долга и ответственность (32%), доброту (41%), самостоятельность(47%), милосердие(51%), достоинство(54%), любовь к Родине(57%), настойчивость в овладении цели(59%).
Мы определили самооценку отношения подростков к себе, окружающим, природе, Родине по трехбалльной шкале: высокий, средний, низкий уровни (см. таблицу №1).
Таблица №1
Диагностика самооценки ценностных ориентации подростков, %
Ценностные ориентации низкий уровень средний уровень высокий уровень
Любовь к Отечеству 65 25 10
Отношение к себе 51 28 21
Проявление милосердия 46 53 1
Любовь к природе 17 20 63
Интерес к зарубежной культуре 3 9 88
При анализе результатов первичной диагностики сформированности ценностных ориентаций личности подростков было выявлено, что для большинства подростков характерно низкое оценивание показателей отношения к себе, окружающим, природе, Родине, так как они еще не представляют себя в роли гражданина, защитника Отечества, не понимают своей значимости в жизни и роли общечеловеческих ценностей в самоопределении.
Адекватная самооценка таких качеств как доброта, милосердие, любовь к Родине происходит в том случае, если подростки приняли цели учебно-
воспитательного процесса как свои личностные, следуют им как должным, обращают внимание на сохранение дружеских отношений между сверстниками, проявляют желание оказывать помощь ближнему, принимать участие в различных видах внеклассной деятельности.
Полученные данные показывают, что значительная часть подростков не представляют и не понимают ценности своего Отечества (65%); не верят в свои возможности, безынициативны, неадекватно оценивают свою значимость (51%); низко оценивают готовность проявлять доброту и милосердие (46%), но проявляют высокий интерес к культуре зарубежных стран (88%), однако сдержанно относятся к ее сохранению (17%). Выявлено, что высокий показатель доброго отношения к природе связан с возможностью побывать вместе с семьей в лесу, на даче, ощутить внимание со стороны близких, но не с практической деятельностью по охране окружающей среды.
Важно было выяснить наличие или отсутствие желания подростков изменить себя, свой характер, поведение, свое отношение к окружающим, творческой деятельности, благотворительности и т.п.
На вопрос: «Каким бы характером ты хотел бы обладать?» большинство (70%), ответили: «Твердым, решительным, чтобы уметь противостоять другим, быть сильнее всех, уметь дать сдачи»; 17% не задумывались над этим; 13% ответ не дали.
А на вопрос: «Каким бы ты хотел видеть других?» - 90% ответили: «Добрыми, отзывчивыми, чтобы помогали, чтобы не обижали»; 10% затруднились ответить на вопрос. Большинство подростков хотят видеть доброту, добрые чувства в других, но не в себе.
Наше наблюдение позволило выявить объективные и субъективные причины неосознанного, грубого отношения к окружающим: многие родители не интересуются судьбой своих детей, не посещают родительские собрания. Из 50 подростков, участвовавших в эксперименте, 67% живут в неполных семьях; у большинства (72%) — удовлетворительная успеваемость, постоянные конфликты с учителями, родителями.
К субъективным причинам мы отнесли то, что эти учащиеся обидчивы, вспыльчивы, раздражительны, некоторые агрессивны. Одним из признаков грубого отношения обучающихся является склонность к девиантному поведению, проявляющемуся в табакокурении, употреблении пива, агрессивном поведении, хулиганстве, формах корыстного поведения.
Одним из склонности к отклоняющемуся поведению является постановка на учет в детскую комнату милиции. Анализ результатов анкетирования подростков позволил выявить следующее: состоят на учете в милиции 3% учеников. Среди наиболее частых причин постановки на учет в милицию отмечаются в порядке распространенности: 1% - хулиганство, 1% - кража, 1% - драка.
Оценка родителей и самооценка подростков почти совпадают или иногда у родителей даже выше, чем у классного руководителя, что говорит о желании родителей видеть своих детей более доброжелательными, ответственными; внимательными и др.
Беседы с родителями позволили сделать вывод, что систематической работы по формированию ценностных ориентаций нет.
Наши исследования показали, что родители используют методы физического наказания — 14%, не оказывают должного влияния на формирование позитивной мотивации и успешного обучения подростков в школе - 37%, не уделяют должного внимания профилактике и коррекции личностных качеств подростков - 39%, отсутствует единство требований к воспитанию подростков в семье и школе - 41%.
Исходя из данных анкетного опроса и наших наблюдений, выделены семьи, не стремящиеся воспитывать у своих детей доброжелательное отношение к людям. Подростки в таких семьях чаще руководствуются потребительскими интересами. 18% родителей поощряют подростков материально за уборку квартиры, посещение магазина, за заботу о бабушке, дедушке, получение оценки «5».
Анализ проведенного эксперимента показал, что родители сами по- разному, с различных позиций относятся к воспитанию у своих детей гуманистических чувств, взглядов, поведения. Незначительная часть семей (2%) вообще не ставит цели воспитания в подростках гуманных качеств, поскольку не считают их самыми важными. С одной стороны родители считают, что от доброты можно сильно пострадать в жизни; с другой - что доброта как бы размягчает ребенка, делает его безвольным, из него не вырастит человек с твердым характером, будущий воин.
11% семей не видят необходимость воспитывать доброту, отзывчивость, чуткость, т.к. эти качества, по их мнению, проявятся сами собой, попутно, надо лишь заботится о том, чтобы подростки были послушными, трудолюбивыми, вежливыми.
Нравственно-психологическое благополучие семьи является важным фактором формирования доброты, милосердия, любви к Родине у подростков.
Таким образом, констатирующий этап эксперимента выявил, что у ■ подростков ярко выражены такие качества, как зависть, озлобленность, эгоизм, себялюбие, ненависть, нежелание общаться с окружающими, сквернословие. Значительная часть обучающихся не имеют идеала в жизни, убегают из дома, пропускают уроки, курят, пьют пиво.
Для составления более полной картины уровня нравственного развития подростков было проведено исследование, каким образом обучающиеся проводят свободное время, характер их увлечений и интересов в жизни.
В таблице №2 представлены результаты опроса подростков.
Таблица №2
Проведение подростками свободного времени, %
Проведение свободного времени %
Просмотр теле-, видиопередач, компьютер 74
В одиночестве 72
С друзьями 49
С семьей 41
Прогулки по улице 40
На природе 39
Выполнение школьных поручений 21
В спортивных секциях, творческих студиях, кружках 20
Чтение литературы 13
Посещение театров, музей, выставок 11
Помощь старшим, больным, одноклассникам 9
Таким образом, среди ценностных ориентаций подростков в основном преобладают развлекательные увлечение, доминирует нежелание общаться с окружающими, уклонение от выполнения обязанностей в семье и школе. У 48% опрошенных нет положительного образа, на который бы они ориентировались в своей жизни, хотя некоторые подростки хотели бы его иметь. Обобщенный образ человека, всего добившегося, богатого, умного, доброго, ценят - 85% опрощенных. Положительным образом выбраны зарубежные киногерои, музыканты, фотомодели, навеянные далеко не лучшими образцами западной культуры - 74%. Подростки, имеющие идеал, хотели бы равняться на родителей - 12%. Выбор родителей в качестве идеала позволяет надеяться на наличие межпоколенных связей, передачу наследственных ценностей от родителей к детям. Небольшой процент выбора учителя, в качестве идеала - 11%, объясняется падением престижа учительского труда. Друга в качестве идеала хотели бы иметь 9% подростков. Идеал также ассоциируется со взрослыми в семье - 7%, с видными политическими деятелями — 5%. Перечисленные данные по выбору подростками идеала воплощают различные ценностные ориентации, определяющие отношение к окружающим и явлениям действительности.
Формирование ценностных ориентаций личности подростков во внеклассной деятельности представляет собой системный процесс, который может проводиться и развиваться при определенных условиях.
Опираясь на рассмотренные теории, под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность ряда мер в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения, направленных на формирование ценностных ориентаций личности подростков, обеспечивающих переход на более высокий уровень личностного развития.
Эффективность формирования ценностных ориентаций личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательного учреждения обеспечивается при использовании следующей совокупности частных педагогических условий: систематическое вооружение подростков представлениями об общечеловеческих ценностях; создание нравственных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта подростками, обеспечивающих успех; создание воспитывающей предметной среды; создание условий для самовоспитания подростков; вовлечение подростков в разнообразную практическую ценностно-ориентированную деятельность).