Педагогический проект Создание условий для развития творчески активной, гармонично развитой личности через внеурочную деятельность.


МАОУ «Малиновская СОШ»
Томского района Томской области

Создание условий для развития творчески активной, гармонично развитой личности через внеурочную деятельность.
учитель
начальных классов
Борисова Светлана Владимировна
учитель
английского языка
Стрельникова Татьяна Валерьевна

Малиновка
Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков.
В российскую школу пришел новый образовательный стандарт. В рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Это нововведение важно как для педагогов, так и для детей. Задача школы, каждого педагога - превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования школьников. 
 Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в общественной деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время. Каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
И, что особенно важно, творческая атмосфера позволяет детям раскрепоститься и в обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.
В нашей школе «внеурочка» разнообразна. Дети очень активны и любознательны, им интересно все, они хотят попробовать себя в разных видах деятельности. Отсюда жалобы родителей, что ребенок перегружен, устает и снижается его успеваемость по предметам.
Перед нами встала проблема, как организовать внеурочную работу так , чтобы учесть пожелания всех ребят при выборе «внеурочки» и дать возможность посещать как можно больше занятий по их интересам без перегрузки.
Предмет исследования: внеурочная деятельность.
Гипотеза: если объединить разные виды внеурочной деятельности одной темой, результатом которой будет детский проект, то учащиеся смогут посещать как можно больше занятий по их интересам без перегрузки.
Цель проекта: Создание условий для развития творчески активной, гармонично развитой личности через внеурочную деятельность средствами декоративно-прикладного и театрального направлений.
Задачи:
Обучающая:
обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках английского языка, литературного чтения, технологии и ИКТ;
расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную, музыкальную и театральную культуру.
Развивающая:
развивать интерес к предметам, умение отбирать, сравнивать, обобщать нужный материал;
развивать у детей коммуникативные способности, кругозор, воображение.
развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;
создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность.
Воспитательная 
воспитывать уважение к культуре своей страны и иноязычной культуре формировать ценности совместного творчества обучающихся и их родителей.
воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций;
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для поделок);
• частично-поисковый;
• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога, родителя и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
• мотивационный (поощрение).
Целевая аудитория Учащиеся 4 и 7 классов МАОУ«Малиновская СОШ».
Партнеры. Классные руководители 4 и 7 классов, родители учащихся 4 и 7 классов.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Тип проекта:  исследовательский, творческий, групповой.
Продолжительность: 9 месяцев.
Результат:  детский творческий проект «Изумрудный город».
Основное содержание проекта
Проект организован по трем этапам:
Подготовительный этап – организация внеурочной работы с обучающимися 4 и 7 классов, разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, учащихся).
Основной (деятельностный) - Создание условий для развития творчески активной, гармонично развитой личности через внеурочную деятельность.
создание творческих групп (театралы, декораторы, мастера кукольных дел).
составление плана работы групп.
разработка детского творческого проекта «Изумрудный город».
Приготовить декорации к спектаклю «Волшебник Изумрудного города».
Изготовить куклы – главных героев сказки.
Поставить спектакль «Волшебник Изумрудного города».
Заключительный
Оформление детского творческого проекта «Изумрудный город».
Сделать электронную презентацию к проекту.
Представить проект на региональном фестивале проектов «Найди себя!»
Представить спектакль «Волшебник Изумрудного города» на региональном фестивале иностранных языков «Содружество».
 
План – график реализации проекта
№ Содержание деятельности Сроки Ответственные Степень реализации
1 Определить проблему повнеурочной деятельности.
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Обсудить проект на родительском собрании с родителями.
Собрать информацию, литературу, дополнительный материал.
Составить план-схему проекта.
август Кл. руководители Борисова С.В.
Стрельникова Т.В. Составили план работы над проектом.
2 Познакомить детей с произведением А. В. Волкова «Волшебник изумрудного города» и посмотреть мультфильм по этой сказке.
Организовать экскурсию в музей А.В.Волкова в ТГПУ.
Создать творческие группы (театралы, декораторы, мастера кукольных дел),
Составить план работы групп. сентябрь Кл. руководители Борисова С.В.
Стрельникова Т.В. Создали творческие группы.
3 Работа творческой группы «Декораторы».
Создать примерные эскизы для декораций Изумрудного города.
Выбрать материалы к декорациям.
Работать над декорациями. Октябрь - ноябрь Учитель начальных классов
Борисова С.В.
Подведены итоги, декорации готовы.
4 Провести новогодний праздник по сказке А.В. Волкова «Волшебник Изумрудного города». декабрь Классный руководитель
Борисова С.В.
Провели новогодний праздник.
5 Работа творческой группы «Мастера кукольных дел».
Сбор информации о способах изготовления кукол (главных героев сказки «Волшебник Изумрудного города»).
Выбор материалов для кукол.
Работа над изготовлением кукол.
Декабрь - январь Родители учащихся. Ученица 4 класса Первушина Софья и ее мама связали куклу Элли.
Ученица 7 класса Тимина Вероника, ее мама и папа сшили из капроновых колготок куклу «Страшила».
Ученик 4 класса Тужилов Максим и его мама связали куклу «Тотошка».
Ученица 4 класса Савельева Анна и ее мама сшили куклу «Лев».
Ученик 4 класса Ендураев Сергей и его папа из пластиковых бутылок сделали куклу « Дровосек».
Ученик 7 класса Гурьянов Лазарь сделал деревянный топор.
Ученица 4 класса Шаповалова Ульяна и ее мама сделали волшебную книгу к сказке «Волшебник Изумрудного города».
6 Работа творческой группы «Театралы».
Познакомить со сказкой американского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник Страны Оз» на английском языке.
Написать сценарий на основе литературного материала на русском и английском языках.
Подобрать актёров для главных героев сказки.
Изучить, подобрать и изготовить костюмы для героев театральной постановки.
Подобрать музыкальное сопровождение.
Репетировать спектакль. Февраль - март Учитель английского языка Стрельникова Т.В. Поставили спектакль «Волшебник изумрудного города» на русском и английском языках.
7 Оформить детский творческий проект «Изумрудный город».
Сделать электронную презентацию к проекту.
Представить проект на региональном фестивале проектов «Найди себя!»
март Кл. руководители Борисова С.В.
Стрельникова Т.В. Представили проект на региональном фестивале проектов «Найди себя!»
Заняли 1 место.
8 Представить спектакль «Волшебник Изумрудного города» на региональном фестивале иностранных языков «Содружество». апрель Кл. руководители Борисова С.В.
Стрельникова Т.В. Представили спектакль «Волшебник Изумрудного города» на региональном фестивале иностранных языков «Содружество».
Заняли 2 место.
Ожидаемые результаты
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой и практической работе.
Приобретение навыков работы с разными техниками исполнения поделок своими руками.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Развитие способностей представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, презентаций.
Заключение
Внеурочная деятельность развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения, позволяет поддерживать у школьников интерес к изучаемым предметам, помогает включить каждого ученика в активную учебную деятельность.
Работая над проектом, учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, не только из учебников, но и из других источников. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности.
Таким образом, можно сказать, что выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу, следствием чего является повышение интереса к изучаемым предметам.
В нашем проекте мы достигли своей цели, создали условия для развития обучающихся через внеурочную деятельность средствами декоративно-прикладного и театрального направлений. Мы объединили три вида занятий по внеурочной деятельности (театр на английском языке, самоделкин, волшебная кисточка) одной темой по сказке А.В. Волкова «Волшебник изумрудного города», результатом которой стал детский проект «Изумрудный город». В конце учебного года мы провели анкетирование и выяснили, что родители удовлетворены качеством проводимых занятий и считают оптимальным вариантом проведения внеурочной деятельности, т.к. их дети без перегрузки смогли создать своими руками декорации, кукол главных героев сказки А.В. Волкова «Волшебник Изумрудного города» разными техниками исполнения (вязание крючком, шитье, поделки из пластиковых бутылок), поставили спектакль «Волшебник изумрудного города» на русском и английском языках. Приняли активное участие в региональных фестивалях и заняли призовые места.
Вывод:
Проект помог проявить у детей активность, творчество, интерес к предметам, вовлечь их родителей в школьную жизнь.
Это возможность самовыражения и самоактуализация участников проекта, которые пытаются определить своё место в окружающем мире.
Это тренировка умения планировать, анализировать, презентовать свою работу. И, конечно, это захватывающая совместная деятельность.
Перспективы дальнейшего развития
Написать программу по внеурочной деятельности
согласно требованиям ФГОС ООО и запросам детей и родителей.
Представить и поделиться опытом своей работы на методических объединениях разного уровня.
Литература
Группа авторов, Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой – М.: Вентана_Графф, 2003. - 296 с.
Кузьмина М., Максимова М., Лоскутики – М.: ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998 (112 стр.).
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000. - 96 с.: ил. Вып. 4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, – М.: Народное образование, 2001.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М., 2004.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М., 1991.
Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. Ставрополь,2006.
Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Начальная школа.2008. №9.