Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность




Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность

Можно ли через исследовательскую и проектную деятельность сформировать самостоятельную творческую личность?


Аннотация
В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий способствующих творческой самореализации обучающихся является исследовательская и проектная деятельность.

За последние годы ценностные ориентиры во многих сферах жизни общества изменились в сторону направленности на творческую самореализацию личности. Современная экономика характеризуется ростом темпа смены технологий, растет число творческих профессий, требующих самостоятельного принятия решений в условиях неопределенности.
В документах, раскрывающих основные направления развития образования, также подчеркивается идея формирования самостоятельной творческой личности, умеющей принимать решения и отвечать за них, способной нести ответственность за себя и своих близких, обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний, толерантностью, готовностью действовать в нестандартных ситуациях.
В связи с этим возникает необходимость смещения ценностных ориентиров деятельности учителя в сторону осознания им необходимости перехода от учения как процесса запоминания к учению как процессу умственного развития и воспитания активной творческой личности.
Целью своей деятельности считаю формирование самостоятельной творческой личности, способной применять полученные знания и умения в социуме.
Для реализации данной цели решаю следующие задачи:
Приобщение обучающихся к творческой деятельности.
Формирование умений анализировать, систематизировать, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы.
Вовлечение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Анализируя новейшие подходы к образованию, обозначил для себя два основных подхода к формированию самостоятельной творческой личности. Первый путь предполагает создание таких условий образования, при которых формирование у школьников универсальных методов познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности происходит непосредственно в рамках учебного процесса. Второй путь основывается на приоритете самообразовательной деятельности обучающихся. И в первом, и во втором случае необходимо создать условия, предполагающие формирование у обучающихся интереса к познанию и открытию мира, готовность к сотрудничеству, способность принимать решения, самостоятельность мышления, гибкость и критичность ума.
С целью более эффективного формирования творческих способностей я применяю следующие технологии:
проблемно-диалогического обучения,
проектно - исследовательскую,
работа в малых группах,
здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет достичь высокой активности обучающихся, научить детей мыслить самостоятельно, уметь выдвигать гипотезы и решать проблемы, привлекая знания из различных областей науки.
Работа в малых группах способствует формированию и развитию социально-активной личности, так как дает возможность всем обучающимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, развивает умение активно слушать, помогает разрешать возникающие разногласия.
Технология развития критического мышления позволяет развивать у
Работая в режиме развивающего обучения, пришел к выводу, что проектно – исследовательская деятельность как никакая другая способствует формированию самостоятельной творческой личности, способной применять полученные знания и умения в социуме.
Эта технология позволила так организовать учебную и внеучебную деятельность, в которой ученик ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия.
Обучающиеся освоили несколько видов проектов: исследовательские, творческие, приключенческие, ознакомительно-ориентировочные.
Исследовательские проекты имеют хорошо продуманную структуру, четко поставленные цели, социальную значимость. Такие проекты, как правило, долгосрочны. Их разрабатывают мои ученики для участия в научно-исследовательских, научно-практических конференциях, творческих конкурсах. Примерами таких работ могут быть: «Влияние работы автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека», «Создание занимательного пособия по технологии для младших школьников».
В ходе работы над проектом я корректирую направления и указываю на главные ориентиры «маршрута» поисков: «Давай порассуждаем... Поищем ответ с помощью мысленного эксперимента... Выдвинем гипотезу, идею, мелькнувшую мысль, догадку примем в качестве исходного допущения... Посмотрим, что получится... Сделаем первый шаг... второй...
Процесс работы над проектом немыслим без дискуссий, которые составляют основу проектной работы и предполагают наличие у каждого участника своего мнения, готовность аргументировано защищать это мнение и, что наиболее важно, преодолев себя, отказаться от него, если оно ошибочно.
Работа над проектом, по моим наблюдениям, позволяет неуверенным в себе и недостаточно успешным в учебе детям найти свою нишу, где они могли бы себя реализовать и получить ощущение собственной значимости.
Результат работы по выполнению проекта никто не оценит лучше самих участников. Как правило, это происходит при разговоре уже после выступления. Такой разговор позволяет мне судить об изменениях в мышлении, произошедших в умах участников. Он может быть своеобразным подведением итогов и подготовкой к следующему проекту.
Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения. Она позволяет:
повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
принимать самостоятельные решения;
поверить в свои силы.
В процессе общения меняется и роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников.
Внедрение проектно-исследовательской деятельности позволяет успешно формировать у обучающихся необходимые навыки самостоятельной работы, повышать от класса к классу уровень мотивации и творческой активности, усилить интеграционную составляющую обучения, обеспечивать качество образования.
В процессе деятельности отслеживаю результаты, провожу диагностику. Результаты диагностики свидетельствуют, что наблюдается повышение уровня мотивации, повысился уровень креативности обучающихся, а, в целом, качество и результативность обучения.











15