Разработка методики «Интегрированный урок как форма вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность».

Чиркова Галина Алексеевна,
учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»
Разработка методики «Интегрированный урок как форма вовлечения учащихся
в исследовательскую деятельность».
Становление духовного мира, развитие творческих способностей, привитие любви к отечественной и мировой культуре – вот те ценностные ориентиры, на которые я опираюсь в своей работе педагога.
В наше время, когда в школьном образовании происходят качественные изменения, связанные с активным внедрением новых педагогических технологий и использованием цифровых образовательных ресурсов, от педагога требуются новые подходы к преподаванию предмета, творческое отношение к уроку, навыки работы с различными видами цифровых образовательных ресурсов.
Необходимость активного включения учащихся в самостоятельную работу по приобретению знаний, выработки у них навыков исследовательской работы, оформления результатов исследований в виде проектов и компьютерных презентаций привело меня к созданию принципиально нового типа интегрированного урока- я назвала его уроком- исследованием.
Это урок с использованием Интернет-ресурсов и применением ИКТ и проектного метода, с привлечением учащихся как соавторов учителя в собирании новой информации, в обработке и подготовке ее для подачи на уроке в форме отдельных сообщений, докладов, презентаций, а также в создании общей презентации по теме урока или проекта, связанного с представлением области исследования.
Привлечение практически всего класса к «ролевой» работе по собиранию информации, когда в процессе ее обработки каждый из «соавторов урока» («литературовед», «философ», «богослов», «биограф», «искусствовед», «чтецы-актеры», «маски», «музыканты») вносит свой вклад в создание общей концепции видения исследуемой темы, в рассмотрение различных аспектов изучаемого материала (философского, богословского, литературного, искусствоведческого и др. в соответствии с задачами урока) создает творческую атмосферу, учит ребят коллективной работе, дает им представление о «педагогической кухне», о сложном и интересном труде учителя.
Такая работа, безусловно, трудоемка, требует особой «режиссуры» со стороны учителя, выполняющего роль координатора.
Данный тип урока может быть реализован в условиях профильного обучения как в старших классах (например, 10-11 гуманитарный), так и в среднем звене (классы лицейского типа с углубленным изучением отдельных предметов). Учащиеся должны обладать навыками работы с Интернет- ресурсами, с программами Power Point , Word. Учитель, как координатор их творческих усилий, также должен быть ИКТ-компетентным и высокопрофессиональным, разносторонним, способным направить исследование в нужное русло.
Урок данного типа имеет ряд достоинств:
1. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.
2. Урок перестает быть чисто информативным, становится уроком-исследованием, уроком-открытием.
3. Интерес к самостоятельной исследовательской работе ведет к тому, что многие ребята продолжают исследование и за рамками урока, создают рефераты, презентации, выступают с ними на ученических научных конференциях, выбирают предмет МХК для сдачи устного экзамена в форме защиты реферата. В 2007 и 2008 гг. 100 % выпускников 11-х классов (16 человек) защитили рефераты на «отлично».
Концепция модернизации образования до 2010 года и новые Государственные стандарты второго поколения ориентируют педагога на выполнение социального заказа: воспитание мыслящей, нравственно и эстетически развитой личности, хорошо ориентирующейся в современном информационном пространстве. Цель предлагаемой мною педагогической разработки – осуществить изменения в личности ученика, перевести на более высокий уровень развития, выработать осознанное отношение к приобретению знаний, воспитать творчески мыслящего человека с гуманистическим мировоззрением и сформированными ценностными ориентирами.
В современной педагогике сложилась негативная, на мой взгляд, ситуация с преподаванием предметов гуманитарного цикла, когда не стыкуются программы по разным предметам и у учащихся в сознании возникает «мозаика»: например, изучение истории эпохи Возрождения в 6 классе идет отдельно от изучения литературы, искусства. Уже в начале моей педагогической деятельности я пришла к необходимости создания программ интегрированных курсов «литература – история – МХК», а позже – к разработке и апробации особого типа интегрированного урока, которые я назвала «Уроком – исследованием». Данный тип урока практиковался мною на протяжении последних 10 лет в лицее №11 сначала в старших классах, а затем и в среднем звене.
Работая учителем русского языка, литературы, МХК, я пришла к выводу необходимости изучения гуманитарных предметов в контексте мировой художественной культуры, так как это позволяет избежать «мозаичности» представления об истории, литературе, общекультурном процессе и дает возможность создать целостную картину эпохи в изучаемый период. Современные педагогические технологии предполагают широкое использование ИКТ; в арсенале учителя-предметника ЦОР, ОМС, Интернет-ресурсы. Все это было взято на вооружение при подготовке уроков данного типа.
Проектная деятельность, Интернет-технологии и все виды образовательных ресурсов также являются необходимым условием реализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся и учителя, выступающего при подготовке и проведению урока в роли координатора.
Подготовка и проведение урока исследования требует особого алгоритма.
Учащимся предлагается проблемная тема, которая выходит за рамки школьной программы и не отражена в учебных пособиях, мало или односторонне исследована.
В произведениях литературы, живописи, музыки учащиеся должны найти соответствия, точки соприкосновения с данной проблемой, попытаться найти общую идею, объединяющее начало.
Учащиеся получают задания, требующие кропотливой индивидуальной исследовательской работы. Работа ведется в разных направлениях, а сами задания имею «ролевой» характер. Распределение «ролей» происходит в соответствии с интересами и желанием самих учащихся.
«Литературовед» работает над поиском материала, связанного с изучаемым произведением, над анализом эпизодов или интерпретацией поэтического текста.
«Философ» дает пояснения философско-мировоззренческого характера.
«Богослов» ищет объяснения встретившихся в тексте понятий, терминов из области христианства или других религий.
«Историк» исследует особенности эпохи, исторические события, лежащие в основе произведений литературы, живописи, музыки.
«Чтецы», «актеры», «драматурги», «искусствоведы», «музыканты» готовят выразительное чтение, разыгрывают сцены, « дописывают» недописанную главу или действие пьесы, готовят музыкальные фрагменты в записи или живом исполнении. Таким образом, каждый из ребят, готовящих свою часть урока, становится «соавтором учителя».
При подготовке ребята задействуют все виды информационных ресурсов.
Результатом исследовательской работы должно стать сообщение, сопровождаемое несколькими слайдами презентации.
Накануне урока все «соавторы» собираются, чтобы составить план урока и общую презентацию. Учитель координирует эту работу, помогая отобрать из обилия материала наиболее существенное и вырабатывая общую линию ведения урока, способ подачи материала, помогая сформулировать вопросы, выводы, задания.
В работу включается «компьютерная группа», составляющая общую презентацию, которая содержит как иллюстративный материал, так и вопросы, задания, необходимые цитаты (это по существу мини-проект с незавершенной последней страничкой, оставленной для вывода; она «доделывается» прямо на уроке, в процессе обсуждения, когда будут сформулированы окончательные выводы).
В создании таких уроков в качестве исследователей-«биографов», «историков», «богословов» могут выступать не только старшеклассники, но и учащиеся среднего звена, которые также готовят презентации, литературные и музыковедческие комментарии, выполняют на уроке творческие задания (урок «Сочиняем сказку» для 5 класса. См. приложение).
Старшеклассники, принимающие участие в создании урока, исследуют каждый свою тему глубоко и всесторонне, на уроке происходит «открытие», а исследовательский интерес часто не ограничивается рамками урока и перерастает в научную работу, реферат, проект (многие рефераты, с которыми ребята выступают на Александровских чтениях, берут свое начало именно с урока-исследования, а ребята становятся активными членами Научного общества лицеистов).
При подготовке урока «Диалог о человеке и вере» по творчеству Н.В.Гоголя и А.Иванова «биографы» получили задание исследовать итальянский период жизни художника и писателя – время, когда создавались «Мертвые души» и «Явление Христа народу», найти точки соприкосновения в биографиях и мировоззрениях. «Литературоведы» вели поиски материала о связи композиции «Мертвых душ» с композицией «Божественной комедии» Данте. Другая группа «литературоведов» искала соответствия между образами фрески Микеланджело «Страшный суд» и образами помещиков в «Мертвых душах». «Богословы» комментировали духовную составляющую поэмы Гоголя и картины А.Иванова.
Готовя урок «Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина», «философы» вникали в интереснейшую концепцию исторической миссии России, созданную М.Волошиным, и сравнивали ее с видением роли России в трудах Н.Бердяева и Д.Панина. «Чтецы» готовили выразительное чтение стихов из книги «Россия распятая» М.Волошина и их интерпретацию, «искусствоведы» объясняли особенности творчества К.Петрова-Водкина с точки зрения его книги «Пространство Евклида». «Богословы» комментировали встречающиеся в текстах понятия – «Неопалимая купина», «Голгофа», «Авель и Каин» и др. Все вместе в процессе работы пришли к ошеломляющему выводу: двух художников серебряного века объединяет общий творческий метод: возведение изображаемого события к его библейскому прототипу, отношение к России, как к Христу, восходящему на Голгофу, чтобы искупить грехи человечества, и воскресающему после распятия.
При подготовке урока «От романтизма к символизму» группа учащихся - «актеров» и «драматургов» - получила задание разыграть сцену из 1-го действия пьесы А.Блока «Балаганчик» и сочинить к ней свою концовку, связанную с рассматриваемой на уроке темой. Результатом стала великолепная постановка, которая помогла сформулировать объединяющую идею и провести вектор: «идеалистическая философия Платона – романтизм – символизм».
Методика подготовки и проведения урока-исследования имеет ряд достоинств:
работа над уроком является плодом усилий всего класса и учителя, опирается на педагогику сотрудничества;
урок основан на методе проблемного обучения и тем самым способствует развитию мыслительной деятельности;
новая методика формирования учебной мотивации ведет к высоким результатам; она создает ситуацию успеха, ощущение радости открытия, повышает интерес к литературе, к отечественной и мировой культуре, способствует эстетическому и нравственному развитию детей;
методика «ролевой игры» позволяет каждому ребенку попробовать себя в роли актера, ученого, искусствоведа и т.д.;
система поисковых заданий вырабатывает умение самостоятельно добывать знания, осуществлять исследовательскую работу с использованием различных видов ЦОР, Интернета, применять проектный метод;
позволяет учащимся составить представление о структуре урока, методике его проведения, что ориентирует их на выбор педагогической профессии.
Данная методика интегрированного урока вызвана необходимостью эволюции педагогической системы в гуманистическом направлении и направлена на воспитание творчески мыслящей личности.
Этот вид учебно-творческой деятельности опробован на протяжении ряда лет и позволил добиться хороших результатов, о чем свидетельствуют высокие показатели успеваемости по литературе и МХК, победы в олимпиадах и творческих конкурсах, призовые места на ученических научных конференциях, результаты сдачи экзаменов.
Интегрированный урок-исследование с применением ИКТ неоднократно демонстрировался мной перед коллегами-учителями
г. Йошкар-Олы и Республики Марий Эл во время тематических семинаров, мастер-классов, открытых уроков, выступлений перед слушателями курсов повышения квалификации в МИО. Некоторые уроки опубликованы в учебно-методических пособиях, записаны на DVD, опубликованы на сайте
«1 сентября».
В 2008 году я представила данный тип урока в качестве авторской педагогической разработки на республиканский конкурс «Учитель-новатор». Победу в этом конкурсе и получение гранта президента Республики Марий Эл я считаю значимым достижением . В этом же году я направила описание методики урока-исследования в журнал «Русская словесность». Материалы по интегрированному уроку-исследованию, а также конспект одного из уроков данного типа – «Диалог о человеке и вере в творчестве Н.В.Гоголя и А.А.Иванова» были опубликованы в № 6 журнала «Русская словесность» за 2006 год, и это, наверное, можно считать общественным признанием данной методики.









13PAGE 15


13PAGE 14215




Default Paragraph Font Table Normal
No List Table Grid/Стиль 16 pt полужирный по центру Слева: 063 см Page Number