Статья Как преодолеть трудности в обучении ребенка на уроках литературы при переходе в 5 класс


Как преодолеть трудности в обучении ребенка на уроках литературы при переходе в 5 класс.
Егорова Марианна Александровна,
учитель русского языка и литературы РЦДО,
структурного подразделения БОУ
«Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции» Минобразования Чувашии
Очень часто родители (опекуны) при переходе ребенка в среднее звено общеобразовательных учреждений сталкиваются с рядом трудностей, которые мешают успешно и без излишнего напряжения получать знания на уроках литературы в 5 классе.
Казалось бы, что особенного и трудного, может быть на уроках литературы? Многие взрослые привыкли воспринимать данный предмет только с точки зрения выразительного чтения и пересказа. Но ведь литература это еще и предмет, который помогает детям реализовать себя творчески, познать, что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО.
О влиянии литературы на духовное состояние человека говорили многие великие писатели. В свое время Максим Горький так сказал о книге: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». И с этим высказыванием нельзя не согласиться.
Расскажем немного об особенностях детей, переходящих в пятый класс. При переходе из начального звена в среднее пятиклассникам предстоит сложная задача по адаптации к разным учителям, предметам. Поэтому поддержка и понимание детей родителями (опекунами) в этот период необходима, как никогда.
Считается, что период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Здесь, прежде всего, важно знать возрастные особенности детей 11-12 лет.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Так как у учеников этого «тонкого» психологического возраста может снизиться работоспособность, появиться забывчивость, можно предложить для успешной реализации школьного материала за курс литературы 5 класса следующие интернет-ресурсы:
Необходимо пользоваться фонохрестоматией для 5 класса. Вот ссылка на ресурс:
http://russian-literat.ucoz.com/load/fonokhrestomatija/fonokhrestomatija_5_klass/35-1-0-311Использовать интернет-ресурсы мультфильмов по произведениям литературы, например, басен И. А. Крылова
http://инфострим.рф/?file=1390142549&newsТакже по многим другим произведениям: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, русские народные сказки
http://www.youtube.com/watch?v=LbOz97mPW_4http://www.youtube.com/watch?v=URzDF-LZj0I&list=PLt6kNtUbjfc_u5UdGFKaqyBn_RcTKFDh4Тесты по литературе в течение всего учебного года
http://testedu.ru/test/literatura/5-klass/test-po-literature-dlya-5-klassa.htmlПрезентации по литературе за курс 5 класса
http://5klass.net/literatura-5-klass.htmlУчастие в олимпиадах по литературе на сайтах:
http://konkurs.infourok.ru/index.phphttp://ya-enciklopedia.ru/userpage.htmlОн-лайн викторины
http://skazvikt.ucoz.ru/publ/187-1-0-970 Данные примеры использования возможностей современных интернет-технологий помогут не только беспроблемно обучиться ученику самостоятельно, но и реализовать свои возможности, совместить полезное с приятным.