обобщение педагогического опыта по темеПроектная деятельность при переходе к ФГОС


Проектная деятельность при переходе к ФГОС
Одна из приоритетных задач, обозначенных в ФГОС, переход к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, поиска, исследования; понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, в построении личной карьеры. Решение этой задачи требует раскрытия творческого потенциала учащихся, формирование умений активно оперировать приобретенными знаниями, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, работать в группе и индивидуально, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками и иные проблемы. Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем.
Это возможно при активном участии школьников в проектной деятельности, которая служит адекватным способом формирования многих новых умений и планируемых результатов, обозначенных в требованиях ФГОС.
Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что,
- во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;
- во-вторых, необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);
- в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося, позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания  на уроке  эффективной среды  взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности,  учитель и современный школьник могут к окончанию обучения  получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:
умение  адаптироваться в постоянно изменяющейся социально- экономической среде, самостоятельно приобретая  и применяя знания;  умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;   
уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Цель: Теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по использованию проектной деятельности школьников при изучении химии.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.
- рассмотреть возможности применения метода проектов; - показать на конкретных примерах как организуется проектная деятельность;
- провести диагностику и выявить преимущества применения метода проектов в образовательном процессе;
- наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности всех участников образовательного процесса.
Основная идея данной работы заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельности учащихся и педагогов показать преимущества данного метода, проанализировать результаты и предложить использовать данный опыт в практике работы учителей других специальностей, желающих по-новому взглянуть на свою работу.
Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке и знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является проектное обучение.
Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?
Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии, на мой взгляд, необходимы формы, методы и средства учебно-познавательной деятельности, альтернативные традиционным.
Таковым, как мне кажется, является проектное обучение, учитывающее потребность сегодняшнего дня - смену приоритетов с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Нелегко дается смена репродуктивного (традиционного) типа деятельности на продуктивный (инновационный).
Поэтому начинать следует с «ликбеза», т.е. простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования.
Вначале сам педагог должен овладеть технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами.
Самый сложный момент - подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы курса химии или разделы, которые будут «вынесены на проектирование».
Работая над проектом, школьники проходят множество этапов работы.
Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:
он помогает ученикам в поиске нужной информации;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
отслеживает результаты работы.
С помощью метода проекта возможно обучить:
Проводить их анализ;
Выявлять и формулировать проблемы;
Находить пути их решения;
Находить необходимый источник информации, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
Применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, рекомендованную Министерством образования РФ.
Так, программа курса химии автора О.С.Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Шеренга великих химиков» -.8 класс;
«Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества» - 9 класс;
«Углеводороды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные вещества» -10 класс; «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия в жизни общества»- 11 класс.
Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Используя обычные уроки, на которых учащимся обычно отводится роль слушателя и повторителя услышанного, я стараюсь перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора.
Например, можно просто объявить цель урока. Тогда ученики пассивны. Но если аргументировать, объяснить причину рассмотрения изучаемого явления и не торопиться формулировать цель, а попросить детей сделать это вместе, тем самым перевести детей в активную позицию, начать формировать универсальное умение целеполагания (одного из элементов проектной деятельности). В системе работы с творчески одарёнными детьми используется методика проектной деятельности с применением ИКТ.
Для более эффективного усвоения материала в кабинете создана видеотека и медиатека.
Проводятся уроки с использованием мультимедиа изданий «Виртуальная лаборатория» (8-11 кл), уроки химии «Кирилла и Мефодия» (10-11кл);
Использование ИКТ во внеклассной работе по предмету: «Занимательная химия», 8 кл. Так же в своей работе я использую и интерактивную доску.
Я использую два вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».
Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Это урок по теме «Щелочные металлы».
Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся .На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Это урок по теме «Кислород», внеклассное мероприятие «Вклад ученых-химиков в дело Победы» и другие.
Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Я приучаю учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.Результаты:
1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
-уроки стали проходить более оживленно, учащиеся снетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так изаключительный этап - презентацию;
-прикладной характер проектной деятельности, практическаянаправленность выбираемых исследований привлекают и делаютпроекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята,«пригодятся в жизни»);
-у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку,но и получить хорошие результаты проделанной работы.
2.Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
3. Наука химия - трудная для понимания наука для большинстваучащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучениясостоит в развитии творческого потенциала учащихся различныхуровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Применение технологии проектной деятельности позволяет:
мне - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж- и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;
ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.
Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее.
Так, на вопрос: «Для чего учащиеся участвуют в проектах?» были получены следующие ответы:
возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах одноклассников на более высокий уровень - 35%;
познавательная значимость проектной деятельности, узнать что-то новое, интересное - 33%;
пообщаться со сверстниками - 18%;
- заработать высокие оценки по химии, расположить к себе учителя - 5%;
-другое - 9%.
4. Имеются положительные результаты и в учебно-воспитательном процессе, что подтверждается результатами административных контрольных работ, контрольных срезов, тестированием учащихся.
Результаты успеваемости учащихся 10 класса по химии
Учебный год Уровень успеваемости,%Качество знаний,
%
2011-2012 100 46,2
2012-2013 100 48,1
2013-2014 100 50,2
Мне самой очень интересен проектный метод, т.к. он требует большой мыслительной и творческой деятельности, постоянного поиска новой информации. Метод проектов в нашей школе реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, средств массовой информации. Мы используем новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений.
Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся.в преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательных процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.
Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той, же схеме в течение длительного времени будут эмоционально утомительны. На уроке в новой образовательной ситуации, используя проектные методы, возможна подготовка ученика как творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.
Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
С удачным проектом жаль расставаться. Работы бывают столь интересны и познавательны, что просто преступление не использовать накопленный материал во время урока биологии при прохождении тем, с которыми они перекликаются.
Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования проектов. Развитие интереса учащихся к химии как науке и как к школьному предмету можно, используя метод проектов, направленный на активацию познавательной деятельности школьников, вовлекая ребят в процесс активного интеллектуального поиска информации, предоставляя им возможность использовать некоторые функции учителя.
В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уальд.