Статья Раннее обучение иностранным языкам – требование современности!


Раннее обучение иностранным языкам – требование современности!
Фирсункова Ярослава Александровна,
учитель английского языка Донецкой школы № 68
Изучение иностранного языка в раннем возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказываетположительное влияние на психофизическое развитие ребёнка, его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, стимулирует общие речевые способности ребёнка.
Обучение иностранному языку с возраста 5 – 6 лет, то есть, с первого класса, важно еще и потому, что это даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения предметом в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной.
Английский методист Г. Пальмер придавал большое значение началу изучения иностранного языка: “Take care of the first two stages and the rest will take care of itself” –«Уделяйте особое внимание первым двум ступеням обучения, затем процесс пойдет самостоятельно».
Учитывая сензитивный период к восприятию и воспроизведению речи, у ребенка в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие “застывшей” системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера, боязни в использовании иностранного языка как средства общения и т.д. способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом “Иностранный язык”. ТТворческие задания ребята выполняют в игровой форме, что содействует становлению их способностей и создает благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное занятие.
Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения предмету в школе.
Наша школа является специализированной школой с углубленным изучением иностранных языков. Наши ученики уже с первого класса имеют возможность изучать английский, французский и немецкий язык. Специализация помогает нашей школе в решении таких задач:
- ​ развитие самостоятельности в определении проблемы;
- ​ формирование и развитие аналитического и креативного мышления;
-  умение использовать сформирванные УУД в принципиально иной ситуации, чем та, в которой они формировались;
-  видение нового в уже знакомом и привычном (альтернативность мышления).
Новизна инновационной деятельности заключается в создании условий для формирования интеллектуального, творческого и исследовательского потенциала на уроках иностранного языка с дальнейшим использованием и развитием при изучении других учебных дисциплин.
Раннее обучение иностранному языку способствует формированию навыков самостоятельно усваивать сложный лексический и грамматический материал, импровизировать, высказывать оригинальные идеи, логически ясно излагать свои мысли, раскрывая сущность вопроса. Эти навыки - стартовая площадка, которая позволяет учителю формировать интеллектуальные способности и исследовательские навыки учащихся при изучении учебных дисциплин.
Учащиеся нашей школы систематически становятся победителями различных творческих конкурсов. Это позволяет школьникам лучше познать себя и самореализоваться.
Таким образом, работа по формированию у школьников интеллектуальных способностей в процессе личностно – ориентированного обучения на уроках иностранного языка дает положительные результаты - учащиеся становятся творческими личностями, стремящимися к развитию своих способностей, наращиванию своего интеллектуального потенциала и на других уроках. Поэтому перспективой для нашей дальнейшей работы станет девиз: Впереди – поиск новых путей развития, потому что, однажды научившись, мы не должны переставать совершенствоваться.
Именно для начальной школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, особенно актуально использование метода проекта, ролевых игр, драматизации.
Технология, стимулирующая интересы младших школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование мною этой технологии на уроках английского языка позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Также я часто использую на уроках элементы технологии “Языковой Портфель”, что позволяет повысить мотивацию учащихся в изучении английского языка, что, как правило, ведет к повышению результативности обучения; обеспечивает личностно – ориентированный характер обучения, условия для проявления креативности и творческой самореализации младших школьников в образовательной среде. Этому способствует работа детей со следующей технологией – “Моя копилка” (Досье) и их участие в выставках.
Приемы технологии критического мышления, которые я использую на уроках английского языка, учат школьников организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т.д. Например, прием «Загадка». Данный приём очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения языка. Он способствует развитию слуховой и зрительной памяти у учащихся. Сначала загадку загадывает учитель, затем учащиеся составляют свои загадки.
Например, загадка, которую можно использовать на уроке по теме “Дикие и домашние животные”:
It lives in the river.It is from Africa.It is big and angry.It is green.It likes meat.Who is it? (a crocodile)
Я считаю, что наиболее эффективным для становления эффективной самостоятельной (диалогической и монологической) речи наиболее эффективным является путь «снизу». Мною проверено на практике, что детям понятней и легче, когда обучение как диалогу, так и монологу начинается с элементарного диалогического единства или монологической единицы соответственно. Основным видом деятельности в начальной школе остается игра. Использование учителем специальных игровых ситуаций позволяет обеспечить овладение лексическими и грамматическими средствами общения. Следует согласиться с тем, что дети учатся выбирать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или другой реплики в специально созданной ситуации. Такая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков. Подтверждением всему вышесказанному является тот факт, что, начиная с 4-5 урока, дети уже могут воспроизводить мини-диалоги и мини-монологи о себе, обсудить любимый сказочный персонаж, описать игрушку.
     Обучение детей аудированию и чтению – процесс достаточно трудоемкий. Особенно заметно это происходит в обычной общеобразовательной школе. Зачастую в группах собраны дети с разным уровнем слухового, зрительного восприятия и памяти, и, как правило, слуховое восприятие и слуховая память развиты у учащихся значительно хуже. Все это усугубляет проблему обучения аудированию, поскольку научить надо всех, а это требует решения целого ряда вопросов, и в частности вопрос определения характера аудитивного материала, отбора и методики выполнения упражнений, в которых должны быть учтены все условия, обеспечивающие понимание сообщений. Аудирование, требуя напряженной мыслительной деятельности, обычно вызывает быстрое утомление и отключение внимания учащихся, что в свою очередь требует от учителя четкого понимания момента утомляемости, быстрой смены упражнений, привлечения наглядности (видеоряд, мультимедийная презентация, мультфильм или ролик).
     Что же касается чтения, то обучение чтению на английском языке (особенно в 1-2 классе, в начале пути) тесно связано с обучением чтению на русском языке. Трудности возникают при работе над формированием самого навыка чтения (не у всех ребят в равной степени развит фонематический слух, плохо сформирован навык интонирования, выделения главного, определения места паузы). Не у всех учащихся к началу обучения чтению на английском языке сформирован навык чтения с целью извлечения из прочитанного информации для дальнейшего его использования, т.е. приходится уделять огромное внимание формированию основных общеучебных умений. Во 2 ,3 классе приходится проводить огромную работу до прочтения текста, настраивая учащихся на ту работу, которая будет проводится после его прочтения. К началу 4 класса, как правило, необходимость в глобальной работе над текстом до его прочтения отпадает, у учащихся к этому времени уже сформирован алгоритм работы над чтением текста.