Современный урок: проблемы и перспективы

Современный урок: проблемы и перспективы
Инновации и традиции –
это два полюса мира образования.
В.В.Краевский
Мой педагогический стаж 30 лет, большую часть этого времени я строила свою деятельность с опорой на традиционную школу, используя формы и методы традиционного урока.
Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя - практики.
Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять? И как не вспомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы не хотели избежать нового, нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых является применение новых педагогических технологий. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Сегодня, опираясь на ФГОС, как никогда осознается необходимость повысить внимание к формированию личности, дать ей возможность свободного творческого развития.
Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.
Я задумалась, каким же должен быть мой урок?
На мой взгляд, современный урок - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свой урок.
«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
В ходе многолетней реформы российского образования появлялись, утверждались, забывались, сменялись другими многие нововведения. Они касались всего: управления школой, кадровой политики, уровня оплаты труда, учебников, стандартов, экзаменов и т.д. Во всей этой череде изменений осталось непоколебимой одно основание – это урок. Формы изменялись, суть же осталась прежней. Учитель, как и десятилетия назад, встречается с классом и за четко определённое, всегда неизменное время организует познавательную деятельность. Урок может оказаться успешным и неудачным, спланированным и спонтанным, лёгким и сложным, но всё это не отменяет того правила, что школа жила и будет жить уроками.
И всё же, новые педагогические веяния коснулись и этой фундаментальной ячейки нашего образования. И здесь наибольшее влияние, по мнению ряда учёных, оказывают идеи технократизма и утилитаризма. Технократические установки преломляются в образование как прочная убеждённость в том, что российская школа безнадёжно отстала от какого-либо уровня (мирового, современного, западного). При этом чуть ли не единственным критерием отставания оказывается материально-техническое обеспечение учебных заведений (наличие компьютерной техники и выход в Интернет). Предполагается, что наличие всего этого позволит перестроить процесс обучения, а урок станет «современным». Однако в реальности на уроке мультимедиа давно уже нашло своё место как средство демонстрации иллюстративного материала (картины, карты, фильмы). Но сути урока как взаимоотношения и взаимодействия учителя и ученика это никоим образом не затронуло. Было бы интересно взглянуть на уроки по предметам гуманитарного цикла (история, обществознание, литература), построенных на ИКТ и ЦОР, и не просто в качестве дополнения к традиционным формам, а положенных в основу преподавания. По моему глубокому убеждению, это уже были бы другие предметы, самое главное была бы утрачена суть – стремление формировать личность. И сегодня хороший урок без ИКТ не только возможен, но подчас необходим! Представим себе урок, на котором учитель выполнял бы роль оператора, включившего компьютер, запустившего нужную программу и следящего за тем, чтобы учащиеся не переключились бы на нечто более привлекательное. Несомненно, низкая эффективность очевидна. Мы оказались в ловушке технократизма, когда идёт гонка за «информатизацию», а об отношении учитель-ученик просто забыли. Никто вроде бы не предлагает заменить учителя компьютером, но ведь проблемы образования стремятся решить теми средствами, которые для этого не предназначены, и внимание общества переключается на второстепенные детали.
Образование сегодня нацелили на «натаскивание», формирование определённых навыков. Это тоже развивает личность, но весьма особую, одностороннюю: составление документов, а не развитие грамотности, умение правильно вычислить процент по кредиту, а не формирование логики на уроках математики, знание и запоминание терминов, а не понимание процессов, заучивание исторических имён и дат, а не анализ исторической действительностиО развитии творческих способностей при господстве утилитарного подхода говорить вообще не приходится. Неслучайно, талантливые, сильные, мыслящие учащиеся со сдачей ЕГЭ справляются хуже «середнячков». Секрет прост, при механическом заучивании задействуются совершенно иные психологические процессы. И дело не только в ЕГЭ. «Именно стремление развивать компетентности, конкретные умения, а не мышление в целом (нравственность остаётся в стороне) и есть фундаментальная проблема современного российского образования» (Шутов А.Д.).
В педагогической литературе последних лет исчезло упоминание научности как одного из важнейших принципов обучения. Школа, образование превратились в коммерческий продукт, в услугу, призванную выполнять утилитарную функцию по подготовке «специалистов» (в профильной школе). Современный школьный урок может утратить богатство содержания. Правда, многое, если не всё, зависит от конкретного учителя.
Урок – безграничное поле деятельности учителя. Сегодня учителя сталкиваются с сильнейшим падением мотивации к учению. Это последствие соединения общесоциальных тенденций и собственно школьных. Распространение духа потребительства затронуло и школу. Учение всегда было и будет трудом, связанным с напряжением духовных, интеллектуальных и физических сил. Однако ценности, как проповедуемые СМИ, так и реально ставшие нормой человеческих отношений в российском обществе, отнюдь не нацеливают подрастающее поколение на труд и учение, увлекая его более соблазнительным потреблением всевозможных «благ цивилизации». Поэтому урок сегодня – это упорная борьба за знания, причём, очень часто учителя вынуждены её вести в гордом одиночестве.
Часто раздающиеся призывы сделать уроки интереснее лишь маскируют реальную проблему. У профессионального учителя в арсенале припасено много приёмов и методов для того, чтобы заинтересовать учащихся. Но есть и опасность – превратить учение в развлечение.
Учителю сегодня приходится иметь дело с детьми, которые мало читают. И дело здесь не только в том, что ту информацию, которую учащиеся могли бы получить из книг, приходится передавать иными способами. С большим трудом формируется культура чтения, культура работы с текстовой информацией. Современное общество называют информационным, а самый ценный вид информации человечество хранит в виде текстов. Учитель не в состоянии заменить богатство литературы.
Анализ, синтез, внимание, память, воображение, логика, воля и многое другое формируются именно благодаря чтению. Нередко непонимание материала связано с неумением прочитать и осознать его. На практике пересказ и составление конспекта способны принести гораздо больше пользы, чем принявшие в последнее время огромные масштабы популярные проектные технологии.
Также на авансцене урока продолжает оставаться устная работа как учителя, через объяснение и рассуждения преподающего материал, так и ученика, отвечающего и рассказывающего, спорящего и объясняющего свою точку зрения. Важна устная работа и письменная – сочинения, эссе, рефераты и т.п.
Расхождение нормативных требований к уроку и результатов педагогической деятельности стало уже привычным явлением. Выпускнику 11 класса на ЕГЭ предлагается продемонстрировать знания, которые не всегда имеет специалист в данной области. К примеру, экспертам, которые проверяют задания части С экзаменационной работы по истории и обществознанию, организаторы ЕГЭ рекомендуют брать с собой различные пособия, справочники, словари, мотивируя это тем, что «всё знать невозможно». Получается, что проверяющему можно чего-то не знать, а выпускник школы обязан всё знать (скорее уместно помнить). Отсюда следует ещё одна проблема – оценивания на уроке и на процедуре ЕГЭ.
Урок всегда был и остаётся лишь вершиной айсберга, имя которому образовательный процесс. Видимая его часть ограничена школьными звонками, задачей же является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся. За небольшое время, отведённое учителю, можно успеть совсем немного. На уроках формируется мотивация, отношение к предмету, к науке, знанию в целом. Развитие личности, приобретение знаний на уроке лишь начинается!
И подлинную эффективность урока, по моему мнению, показывают не столько инновационные или традиционные формы, методы и приёмы, сколько то, насколько глубоко происходящее на уроке проникло в душу ребёнка, стало импульсом и началом его деятельной активности. И тогда вполне возможно, что совершенно обычный (традиционный) с методической точки зрения урок подтолкнёт ребёнка к самостоятельному поиску информации, размышлениям и переживаниям – а значит, приблизит к достижению истинных целей образования – развитию мышления и личностных качеств.