Методическая разработка по ОПК Христианства ясный свет

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Большедолженковская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области












«Христианства ясный свет»
/Игра-соревнование двух команд/











Разработала учитель ОПК Оленченкова Тамара Алексеевна










с. Большое Долженково
· 2016
Цели:
- способствовать активному освоению детьми христианского вероучения, его тесной связи с искусством; формированию высоких нравственных ценностей христианства;
- развивать интерес к изучению курса ОПК, к истории установления и празднования православных праздников, неотделимых от жизни своего народа;
- способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, находчивости, коммуникабельности, сотрудничества, творческих способностей.

Участники:
В игре принимают участие две команды из учащихся 8 класса.

Этапы игры:
I. Подготовительный
Каждая команда придумывает название, эмблему, выбирает капитана команды, готовит своё представление, вопрос команде соперников и творческое задание – кроссворд для команды соперников.
II. Организационный
Ребята, в течение нескольких лет вы изучаете курс «Основы православной культуры». Сегодня мы проводим игру «Христианства ясный свет», в ходе которой вы сможете не только продемонстрировать накопленные вами знания, но и приобрести новые, познакомившись с неизвестными вам фактами.
Правила игры:
1. За правильный ответ команда получает 2 балла, неполный ответ – 1 балл, неправильный – 0.
2. В случае затруднения команды, болельщики могут помочь ей. За ответ болельщиков команда получает 1 балл.
3. Если ни команда, ни её болельщики не могут ответить на вопрос, то право ответа имеет команда соперников. Её ответ оценивается по ранее указанным правилам (пункт 1).
4. Некоторые конкурсы оцениваются по 5-ти балльной системе на основе соответствующих критериев, другие по 1 баллу за правильный ответ. Конкретно перед каждым конкурсом будут уточнено.
Представление состава жюри.
Просим членов жюри занять свои места и приступить к работе.
Итак, мы начинаем игру.

III. Игровой


I конкурс – Представление команд
Оценивается по 5-ти балльной системе на основе следующих критериев:
– соответствие названия, эмблемы и представления команды теме игры;
– артистичность и выразительность представления;
– участие в представлении всех членов команды.

Представление команды «Рождественская звезда»
Сбылось пророческое слово,
Настал желанный, чудный час!
На своде неба голубого
Звезда блестящая зажглась!
Глухая полночь! В Вифлееме
Пещера пастырей стоит,
А в ней, обещанный издревле,
Младенец в пеленах лежит.
С глубоким чувством умиленья
С любовью многою в очах
Над ним склонилась Матерь Дева
И кроткий старец в сединах!..
А там, высоко, хор небесный
В хвалебных гимнах мир поет.
Он о рождении чудесном
Благую весть земле несет.
«Настало время искупленья, –
Вещает грешным он людям, –
Сотрутся ваши заблужденья,
Днесь родился Спаситель вам!
Святых пророков предсказанья –
Все свершилось в этот час!
И дверь потерянного рая
Опять откроется для вас».

Вопрос команде соперников:
– Объясните, для чего сын Божий явился на землю?
Ответ оценивается по 2-х балльной системе: правильность и полнота ответа.

Представление команды «Послушники»
Блажен, кто мудрости высокой
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явлен Божеский закон:
Он не пойдет в беседу злую,
На путь греха не ступит он.
Ему не нужен пир разврата:
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумный,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть.
О, дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
О нет! Не верю я не вовсе заглушили
В вас голос истины корысть и суета:
Еще настанет день
Вдохнет и жизнь, и силу
В наш обветшалый мир учение Христа.

Вопрос команде соперников:
– Объясните, кто такие послушники?

II конкурс – Учение Христа
Насколько хорошо вы усвоили учение Христа и готовы следовать его нравственным заповедям?
Сколько было написано Евангелий? Назовите их в хронологической последовательности. (От Марка, от Матфея, от Луки, от Иоанна).
В каком Евангелие было дано наиболее полное описание жизни Иисуса Христа? (Евангелие от Луки).
Какое Евангелие было первым переведено на славянский язык? (Евангелие от Иоанна).
Изречение святых гласит: «Высшая наука: быть мудрым, а высшая мудрость: быть добрым». Каким добродетелям учил Иисус Христос? (Любовь к Богу и ближнему, кротость, смирение, милосердие, прощение, послушание, терпение).
Даже зная добродетели, люди не всегда следуют им в жизни. Святые отцы говорят: «Все люди грешат, но злые творят грех с радостью и самоуслаждением, а добрые питают отвращение ко греху». Как вы усвоили, что является грехами против заповедей Божиих? Назовите их. (Убийство, прелюбодеяние, воровство, клевета, зависть, гордость, гнев, любостяжание, чревоугодие, отчаяние).
Закончите фразы:
– «Прощайте, (и прощены будете)».
– «Не судите, (и не будете судимы)».
– «Какою мерою вы мерите, (такою и вам будут мерить)».
– «По вере вашей (да будет вам)».
– «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, (так поступайте и вы с ними)».
– «Просите, (и дано будет вам); ищите (и найдете); стучите (и отворят вам)».

III конкурс – Христианство и искусство
Библия – это книга, которая в течение столетий не только является предметом поклонения и источником морали для миллионов людей, но она вдохновляет поэтов и прозаиков, живописцев и скульпторов, композиторов и философов.
Какова история появления первой иконы Спасителя?
(Когда-то для Едесского царя Авгаря Господь дал свой образ, чудесно отпечатавшийся на убрусе (полотенце). Так появился Нерукотворный образ Иисуса Христа).

Бог един, но троичен в лицах. Кто из русских иконописцев изобразил «Святую Троицу»? (А. Рублев)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Нерукотворный образ Иисуса Христа А. Рублев Святая Троица

Назовите авторов картин и расскажите какой этап жизни Иисуса Христа изобразил художник. (Н.И. Крамской «Христос в пустыне», А.А. Иванов «Явление Христа народу»).


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


· Н.И. Крамской Христос в пустыне


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

А.А. Иванов Явление Христа народу


Вы прослушаете отрывки из стихотворений и должны будете определить о каких событиях из жизни Иисуса Христа рассказали авторы этих стихотворений.
Спаситель шел от Иордана
И вот пред Ним издалека
На склоне гор открылась Кана
Как будто в зелени венка,
Она виднелась меж садами,
Листвою пышно убрана
И вся окрестная страна
Была с утра оживлена
Ко граду шедшими толпами
(А. Ястребов Христос на браке в Канне Галилейской).

Среди песков пустыни Иордана,
Где высятся ряды угрюмых скал,
Где бродят волк голодный и шакал.
Звучала речь святая Иоанна
Как к покаянию народному призыв
Толпы людей, как волн морских прилив,
Стекалися к убежищу Предтечи
И слушали пророческие речи
(О. Чумина Крещение Господне).



IV конкурс – Христианские праздники
Праздник – душа народа. Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник хранит историю Времени и Народа. У каждого праздника своё время, своё «лицо», своя идея. Насколько хорошо вы знаете христианские праздники? Назовите по описанию праздник и день, когда его отмечают.
В этот праздник на Руси существовала одна из самых древних и добрых традиций выпускать на волю птиц. «В небо гляди, как птичка запоёт, улетая». – учил маленького Пушкина его дядя. Уже взрослый Пушкин об этом празднике написал:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
(Светлое Воскресение Христово или Пасха, отмечают в ближайшее
воскресенье после первого весеннего полнолуния).

2. В этот день всякая работа считается величайшим грехом. Этому дню присуще не праздничное веселье и разгул, а совершенный покой, свобода от дел. Народ говорит, что в этот день «и птица гнезда не вьёт, и девушка косу не плетёт».
(Благовещение, 7 апреля).

3. Этот великий праздник и всю последующую седмицу издревле называют «зелёными святками», поскольку наступает время хороводов. Существует обычай в этот праздник украшать храмы и жилища зелёными ветвями, цветами и травами.
(День Святой Троицы или Пятидесятница, т. к. празднуется на 50-й
день после Пасхи).

4. Этот христианский праздник был установлен в память о встрече святыми Симеоном и Анной младенца Христа в храме Иерусалимском.
(Сретение Господне, 15 февраля).

5. Особенностью этого праздника является освещение на утрени финиковых пальмовых ветвей, а в России – вербовых веток.
(Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье,
отмечается за неделю до Пасхи).

6. Первый сборник стихов С.А. Есенина называется «Радуница». Что это означает?
(Радоницей называют пасхальный день поминовения усопших,
установленный церковью во второй Вторник после Пасхи в знак
того, что живущие разделяют радость Воскресения Христова с
умершими родными и близкими).

7. В этот день Бог явил себя людям, что он есть Пресвятая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святый. В этот праздник бывает освящение воды.
(Крещение Господне или Богоявление, 19 января).

8. На какой месяц приходятся три православных Спаса. Назовите их.
(14 августа – Первый Медовый Спас, 19 августа – Второй
Яблочный Спас, 29 августа – Третий Ореховый Спас).


V конкурс – Отгадай кроссворд


1. Кроссворд команды «Послушники». Отгадывает команда «Рождественская звезда». За каждый правильный ответ – 1 балл




10










9













8







5
























2











4


























3








7

















1


































6



































По горизонтали:
Священная книга христиан. (Библия)
3. Вестник тайн Божиих, посылаемый Богом к людям для исполнения
Его воли. (Ангел)
4. Ученик Иисуса Христа. (Апостол)
6. Изображение Бога, Божией Матери, ангелов, святых, религиозных
сюжетов, являющихся предметом религиозного поклонения. (Икона)
8. Подвижник, совершающий свои подвиги служения Богу в уединении.
(Отшельник)
По вертикали:
2. Воздержание от употребления пищи животного происхождения во
время поста. (Говение)
5. Причисление почитаемого угодника Божия к лику святых.
(Канонизация)
7. Угодник Божий, принявший мученическую смерть за свою веру.
(Мученик)
9. Съезд духовенства, наделённый правами высшего законодательного
церковного органа. (Собор)
10. Нарушение заповедей Божиих. (Грех)
2. Кроссворд команды «Рождественская звезда. Отгадывает команда
«Послушники».





1































10



































4





7



































3



9


























6


























8








5















































































2






























По горизонтали:
Христианское таинство, посредством которого человек становится
членом Церкви Христовой. (Крещение)
3. Человек, совершающий путешествие с целью поклонения святым
местам. (Паломник)
4. Добровольный отказ, отречение от жизненных благ, удовольствий
во имя служения Богу. (Аскетизм)
5. Божественная милость, даруемая человеку Богом. (Благодать)
6. Беседа верующего с Богом. (Молитва)
8. Люди, особо угодившие Богу благочестивой жизнью, ставшие после
смерти посредниками между Богом и людьми. (Святые)
По вертикали:
1. Христианский символ и предмет культа. (Крест)
7. Правила, установленные Богом. (Заповеди)
9. Человек, проповедующий христианство среди иноверцев. (Миссионер)
10. Дом, посвящённый Богу. (Храм)


IV. Заключительный
Подведение итогов игры:
Слово жюри.
Награждение победителей.
Заключительное слово:
Ребята, в игре вы показали хорошие знания основ православной культуры, норм христианской нравственности. Важно чтобы и в жизни вы всегда следовали им. Мы благодарим всех за участие в игре и пусть ясный свет христианства освещает ваш жизненный путь!