Статья Использование проектной методики как средства повышения мотивации при обучении иностранным языкам

Использование проектной методики как средства повышения мотивации при обучении иностранным языкам.

Недобежкина М.И., методист

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», г.Мичуринск, Россия

Аннотация. Главная задача современного педагога - достичь высоких результатов обучения через обновление качества путём новых подходов к организации образовательного процесса. В новых условиях учитель должен работать по – новому, анализировать свою деятельность, оставляя положительное и отказываясь от отрицательного. Новый взгляд на собственную деятельность подтолкнул меня к проведению педагогического исследования по теме «Использование проектной методики как средства повышения мотивации при обучении иностранным языкам». Чем вызван выбор именно этой темы?.. Как уже говорилось, целью каждого педагога является достижение высоких результатов обучения. Однако в последние годы у меня появились проблемы. Во- первых, формирование групп французского и немецкого языков стало проходить по остаточному принципу, в них попадают те, кому иностранный просто безразличен. Ещё одна проблема – снижение уровня мотивации у обучающихся от класса к классу. Особую роль, по мнению учёных, в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов, эмоциональное состояние обучающихся. Именно эти критерии характеризуют метод проектов. Из практики знаю, что работа над проектом оптимизирует процесс обучения и повышает мотивацию. Нам предстояло доказать это экспериментальным путём. В течение полугода на уроках французского языка мной активно использовалась проектная методика. Цель исследования заключалась в обосновании целесообразности использования данной методики как средства формирования положительной мотивации к учебному труду при обучении иностранным языкам. Нами были доказаны эффективность и целесообразность использования проектной методики в обучении иностранным языкам. Выиграли все: учитель, школа, французский язык и, конечно, мои ученики, ради которых мы работаем, ради которых и организовывалось исследование. В связи с вышеизложенными выводами, считаю целесообразным широкое использование метода проектов в обучении иностранным языкам с целью повышения мотивации.
Ключевые слова: анализ, исследование, метод проектов, уровень мотивации, движущий мотив, антимотив, анкетирование, заинтересованность, положительная динамика,
Нам довелось жить в период больших перемен в обществе, коснулись они и образования. Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов требует от современного педагога глубокого анализа применяемых способов и методов обучения, поскольку главная его задача на сегодняшний момент - достижение высоких результатов обучения через обновление качества путём новых подходов к организации образовательного процесса. Это предусматривает учёт индивидуальных образовательных потребностей, использование личностного подхода, широкое внедрение новых технологий.
В новых условиях учитель должен работать по – новому, анализировать свою деятельность, оставляя положительное и отказываясь от отрицательного. Новый взгляд на собственную деятельность подтолкнул меня к проведению педагогического исследования по теме «Использование проектной методики как средства повышения мотивации при обучении иностранным языкам». Чем вызван выбор именно этой темы?.. Как уже говорилось, целью каждого педагога является достижение высоких результатов обучения. Однако в последние годы у меня появились проблемы. Во- первых, формирование групп французского и немецкого языков стало проходить по остаточному принципу, в них попадают те, кому иностранный просто безразличен. Ещё одна проблема – снижение уровня мотивации у обучающихся от класса к классу. Ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у учеников, когда они приступают к изучению иностранного языка во втором классе. По данным педагогов В.П.Кузовлева и Е.И.Пассова, более 97% начинающих с интересом овладевают им, но уже к 8 классу интерес пропадает у 86% обучающихся. Отсюда вытекает актуальность темы исследования. Она состоит в том, что необходимо определить причины наблюдающейся тенденции спада интереса к изучению иностранного языка при переходе из класса в класс. Как уже отмечалось, требования к процессу обучения, к качеству обученности возрастают, мотивация изучения языков вообще и французского языка, в частности, снижается. Налицо противоречие, которое нам предстояло разрешить в результате исследования. Главная причина его, по-видимому, в ложном представлении о мнимой обязанности обучающегося учиться. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что – либо, даже если обязанность записана в Уставе. Пока обязанность не будет осознана и принята учащимся как личная, он будет подвергаться обучению, а не учится.
При обучении иностранным языкам очень важно, какие мотивы побуждают ученика к деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. Важно снизить значимость неценных мотивов или «антимотивов». В педагогике существует несколько определений мотивации. С моей точки зрения, более точным является следующее: «Мотивация – это, прежде всего, результат внутренних потребностей учащегося, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности». Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранным языкам, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.
Особую роль, по мнению учёных, в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов, эмоциональное состояние учащихся. Всё это позволяет им обеспечить выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Именно эти критерии характеризуют метод проектов. Из практики знаю, что работа над проектом оптимизирует процесс обучения и повышает мотивацию. Нам предстояло доказать это экспериментальным путём. Цель данного исследования заключалась в обосновании целесообразности использования проектной методики как средства формирования положительной мотивации к учебному труду при обучении иностранным языкам.
Мной была выдвинута следующая гипотеза: если применять проектную методику при обучении иностранным языкам, то это позволит обучающимся увидеть практическую пользу изучения языков, разбудит у них творческий потенциал, повысит интерес и мотивацию к изучению этого предмета.
Первый шаг по реализации исследования заключался в сборе информации путём анкетирования. Объектом исследования был выбран 5 класс (основание: переход в основную школу сопровождается стрессом, что вызывает падение мотивации). Вместе с психологом школы было проведено анкетирование, в результате которого удалось определить уровень мотивации каждого обучающегося и мотивы им движущие. Результаты были следующие:
очень высокий уровень мотивации имели 11 % обучающихся
высокий – 22 %
нормальный – 45 %
сниженный – 11 %
низкий – 11 %
Что касается движущих мотивов, то наряду с познавательным (33%) и учебным (20%) мотивами, внешний мотив занимал 24%. Эта цифра настораживала, напрашивался вывод, что некоторые учащиеся не видят пользы от практического применения иностранных языков в своей жизни.
В основном, данные, полученные в результате анкетирования, не были удручающими, уровень мотивации не был низким, но меня огорчало то, что у ребят чувствовалось охлаждение к учебному процессу, к происходящему на уроке. Мне предстояла нелёгкая работа: вдохнуть интерес в детские глаза, зажечь в них любопытство. Предполагалось, что этому будет способствовать работа над проектами, которая позволит разбудить мотивацию.
В течение четырёх месяцев были пройдены тематические блоки: «Ma сlasse», «Mon ecole», «Mon petit ami», «Bon voyage». По каждой теме обучающиеся готовили парные и групповые проекты. Это были так называемые творческие проекты. Они не имели детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечалась и далее развивалась, подчиняясь жанру конечного результата, интересам участников проекта. Наблюдая за своими подопечными, заметила, что работа над проектами заметно оживила ребят, ими руководила явная заинтересованность в общем результате, интерес к творческому процессу и французскому языку. Раскрывались новые таланты: организаторские, оформительские, ораторские. Налицо были положительные изменения. Но в эксперименте получают подтверждение только на языке цифр, поэтому было проведено повторное анкетирование. Ребятам было предложено ответить на вопросы предыдущих анкет. Результаты опроса не могли не порадовать, цифры были следующие:
очень высокий уровень мотивации имели 33 % обучающихся
высокий – 33 %
нормальный – 22 %
сниженный – 12 %
низкий – 0 %
Что касается движущих мотивов, то учебный мотив повысился на 14 %, а внешний мотив снизился на 21 %. Это говорило о том, что обучающиеся стали более чётко осознавать роль практического применения языка в дальнейшей жизни. Динамика была явно положительной, заметно вырос и познавательный мотив. «Антимотивы» сошли на нет. Никто не ответил, что не любит французский язык. При сравнении полученных данных с предыдущими стало очевидно, что наша гипотеза получила подтверждение. В результате был сделан вывод, что использование проектной методики позволяет значительно повысить внутреннюю мотивацию изучения иностранных языков, выдвигая на первое место при этом мотивы учения и познания, которые и придают ей побуждающую силу.
Данным исследованием были доказаны эффективность и целесообразность использования проектной методики в обучении иностранным языкам. Даже если не брать во внимание язык цифр, могу сказать, что вывод о положительном решении обозначенной проблемы был написан на лицах Лены, Ирины, двух Маш, Димы, Ангелины, Юли, Вадима и Жени. Ребятам был интересен как процесс работы над личностными и парными проектами, так и над большим ролевым проектом «Bon voyage». Выиграли все: учитель, школа, французский язык и, конечно, мои ученики, ради которых мы работаем, ради которых и организовывалось исследование. В связи с вышеизложенными выводами, считаю целесообразным широкое использование метода проектов в обучении иностранным языкам с целью повышения мотивации.


Список использованной литературы:

1.Одарённый ребёнок// Научно – практический журнал. №2, 2013, г.Москва
2.Диагностика успешности учителя: сборник методических материалов.- М.:ОЦ «Педагогический поиск», 2001
3.Завуч. Управление современной школой.//Научно- методический журнал.
М.:ОЦ «Педагогический поиск», 2003-2008
4.Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А.Б.Воронцовой.- М.: «Просвещение», 2011
5.Актуальные задачи педагогики. V Международная научная конференция, апрель 2014, г.Чита

15