Конспект урока по литературному чтению 4 класс С.Т.Аксаков Аленький цветочек


Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: создание условий для формирования правильного осознанного чтения
Тип урока: закрепление
Задачи:
Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
Учить анализировать поступки героев;
Развивать мышление, воображение;
Учить видеть позицию автора.
Оборудование:
Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь. Ход урока:
Этап урока Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Формируемые
Личностные УУД
1.Мотивация к учебной деятельности -Здравствуйте, друзья!
Давайте, подарим друг другу улыбку. Ведь это самое приятное и самое простое, что человек может сделать для другого человека. Взаимное приветствие Самоопределение
(роль ученика)
2.Актуализация знаний субъектного опыта учащихся. -Сегодня на урок я принесла волшебную шкатулку, в которой лежат три предмета.
Подумайте, что бы это могло быть.
- В каком произведении есть такие предметы?
Задание: восстановить порядок событий в сказке
(приложение 1)
-Для кого автор написал сказку?
-А вы любите сказки? Почему?
Высказывают предположения, что это может быть и объясняют, почему так думают.
- Это- венец, зеркало и цветочек.
- В сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
Дети работают на карточках.
Проверка выполнения задания.
-Автор создал сказку для своей внучки. Она очень любила сказки.
-В сказках происходит волшебство, добро побеждает зло, можно многому научиться… Смыслообразование (развитие познавательных интересов, учебных мотивов)
3.Постановка учебной задачи - Продолжите пословицу:
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-Подумайте, на какой вопрос мы должны ответить. Дети называют пословицу, объясняют её смысл.
- Какие уроки преподаёт читателям С.Т.Аксаков в сказке «Аленький цветочек». Смыслообразование (развитие познавательных интересов, учебных мотивов)
4. Открытие нового Предлагаю групповую работу.
-Каждая группа, выполняя задание, сделает вывод: какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
(приложение 2)
Предлагаю по одному представителю от группы рассказать о работе, на доске записать вывод одним словом.
-А мог бы купец не вернуться к лесному зверю?
-А вы могли бы так поступить?
-Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом , с которым можно быть счастливым. Повторяют правила работы в группе.
Выполняют задания, подтверждая ответ чтением текста.
- Дети рассказывают, читают выбранные отрывки. Записывают слово-вывод
-1группа-честность
(Купец не мог не вернуться к лесному зверю.)
-2 группа-самопожертвование . Работа с Толковым словарём.
-3 группа –доброта
-4 группа - любовь Самоопределение(сильные и слабые стороны своей личности,)
Смыслообразование(адекватное реагирование на трудности, формирование мотивов достижения и социального признания, развитие познавательных интересов)
Нравственно-этическая ориентация(положительные нравственные качества, адекватное оценивание своих и чужих поступков,)
5.Подведение итогов -Используя слова и выражения, которые нашли в ходе урока, ответьте на вопрос, прозвучавший в начале урока. Ответы детей
(Человек, который умеет делать добро для других, способный сердечно любить, готовый к самопожертвованию, совершающий честные поступки достоин счастья) Нравственно-этическая ориентация(положительные нравственные качества, адекватное оценивание своих и чужих поступков,)
6.Рефлексия -Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?
-Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
-На лепестке (лежит на парте у каждого ребёнка) напишите, чему вас научила эта сказка?
-Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Ответы детей
Дети прикрепляют лепестки к доске, получается цветок. Самоопределение (развитие самоуважения, способность адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности).
7. Домашнее задание 1.Рассказать о понравившемся герое произведения (по желанию –нарисовать портрет)
2.Составить викторину Смыслообразование(адекватное реагирование на трудности, формирование мотивов достижения и социального признания, развитие познавательных интересов)
Приложение 1
Восстановить порядок событий в сказке.
Нашел купец подарки для старших сестер.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у зверя лесного.
Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
Купец встретился со зверем лесным.
Превращение зверя в принца.
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо
Приложение 2
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?

3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2.Почему девушка перестала бояться лесное чудище?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?
Любовь не знает мести, а дружба лести.
Любовь все побеждает!
Скромность всякому к лицу.