Проект по технологии Волшебный мир театральных кукол Изготовление кукол для кукольного театра


Анкета-заявка
на участие в VIII Всероссийском интернет-конкурсе учебных проектов
в образовательной области «Технология»
имени М. И. Гуревича
Фамилия, имя, отчество автора проекта (полностью)
Адыева Екатерина Радиковна.
Фамилия, имя, отчество руководителя проекта (полностью)
Королёва Татьяна Александровна
Тема проекта:
Волшебный мир театральных кукол (изготовление кукол для кукольного театра)
4. Полный адрес школы:
Индекс 623 300 регион Свердловская область город Красноуфимск
улица Манчажская дом № 40
федеральный телефонный код города 8 (343 94)
телефон/факс 2 - 37 - 07
e-mail - korolevakta@bk.ru
Дата заполнения 1. 04. 2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа №7№
Проект по технологии
Волшебный мир театральных кукол
Изготовление кукол для кукольного театра

Автор: Адыева Екатерина,
учащаяся 9«А» класса
Руководитель: Королёва Т.А.,
учитель технологии, ВКК.
ГО Красноуфимск, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение………………………………………………………………....……4
Теоретическая часть проекта
Глава 1. История создания театральных кукол …………………………………6
1. 1. Виды кукол……………………………………………………………7
Поисковый этап
Глава 2. Волшебный мир театральных кукол……………………………………9
2. 1. Перечень критериев (звёздочка обдумывания)……………………...10
2. 2. Анализ кукол, их аналогов и прототипов…………………………..10
2. 3.Создание образа театральной куклы при помощи методов активизации творческого мышления…………………………………………….13
2. 4. Дизайн-анализ кукол на руку………………………………………..15
Технологический этап выполнения проекта
Глава 3. Дизайн кукол…………………………………………………………….19
3. 1. Этапы изготовления перчаточной куклы…………………………...19
3. 2. Технология изготовления перчаточной куклы……………………..19
3. 3. Технология изготовления пальчиковой куклы……………………..23
3. 4. Эколого – экономическое обоснование проекта……………………26
Заключение...............................................................................................................28
Информационные источники.................................................................................29
ВВЕДЕНИЕ
Я в кукольном театре. Предо мной,
Как тени от качающихся веток,
Исполненные прелестью двойной,
Меняются толпы марионеток…
Константин Бальмонт
В нашей школе есть театральная студия, и руководит студией наш первый учитель – Садовникова Елена Михайловна. Незаметно летит время, всё ближе и ближе подходит окончание 9 класса, и мы покинем стены нашей школы, но хотелось бы оставить на память о нашем классе первому учителю подарок.
И перед нами встала проблема: «Что подарить? Чтобы наш подарок оставил незабываемое впечатление». Самое простое — купить подарок в магазине. Но гораздо интереснее сделать его своими руками, придумать что-то новое, оригинальное. Обсудив с одноклассниками все идеи, мы пришли к выводу, что таким подарком будет «Театр кукол» - выполненный своими руками, так как он будет доставлять много радости, привлекать своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействовать на зрителей и в дальнейшем будет использоваться воспитанниками в театральных постановках.
С активом класса распределили, кто, чем будет заниматься. Я – буду шить куклы, так как люблю шить и заниматься творчеством.
Актуальность и социальная значимость проекта: Кукольный театр! Это ожившая сказка, а сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Ведь «ожившая» кукла в руках кукловода – это маленькое чудо, происходящее на их глазах. А сказка, сделанная своими руками, запоминается на всю жизнь. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна и социально значима.
Определение потребности. Засилье Интернета и телевидения отучило людей ходить в театр, я считаю, что моя работа поможет окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание ходить в театр и просто сделать школьную жизнь интереснее.
Тема проекта: Волшебный мир театральных кукол
Объект исследования – театр, предмет – театральная кукла.
Исходя из этого цель проекта: Спроектировать и изготовить куклы для школьного кукольного театра.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
узнать какова история создания театральных кукол?
исследовать интересы и увлеченности учащихся;
проанализировать виды кукол;
выполнить куклы к кукольному спектаклю;
подготовить и показать спектакль для учащихся начальных классов.
Новизна проекта заключается в особенности выполнения кукол, и благодаря применению кукол – образов, присутствует элемент сюрприза.
Практическая значимость проекта: кукольный театр – это не только забава для веселого времяпровождения. Такой театр дает воспитательные уроки, обучая правилам дружбы, любви, трудолюбия, правдивости. При этом отрицательные черты людей, такие как лень, зазнайство, злодейство высмеиваются, вырабатывая отрицательное отношение к таким свойствам характера. А если учащиеся сами принимают участие в постановке кукольного театра, то смогут раскрыть свой талант и способности в творчестве.
В практической части работы мы с одноклассниками планируем выбрать спектакль, я планирую сшить куклы, предназначенные для спектакля, совместно с одноклассниками показать спектакль учащимся начальной школы. В процессе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:
анкетирование учащихся;
изучение дополнительной литературы.
Ожидаемый результат:
вовлечение учащихся - одноклассников в работу над проектом, тем самым отвлечение их от негативных явлений;
обучение учащихся начальной школы творчеству и актёрскому мастерству.
Теоретическая часть проекта
Исследования для принятия важных решений в процессе проектирования
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ
Приступая к выполнению проекта, была просмотрена литература по этому вопросу: наиболее значительной работой в этой области является  книга А. Я. Федотова «Анатомия театральной куклы», изданная в 1944 году, являющаяся первой попыткой собрать и обобщить опыт советских кукольных театров по созданию и разработке различных видов кукол. Просмотрена книга «Театр кукол», более современного автора Войдиновой В. М., известного художника по куклам, члена Творческого союза художников России, в своей книге она рассказывает о том, как можно самим создавать настоящие спектакли с куклами, научиться мастерить любимых героев, шить костюмы для постановок, изготавливать декорации [3 С. 33]
Самый первый театр, в который попадают маленькие дети - кукольный. На сегодняшний день в России насчитывается около ста театров кукол. Множество маленьких зрителей приходят полюбоваться сказочным выступлением. 
Детский спектакль – это целая галерея сказочных персонажей. Дети склонны мечтать. Они представляют себя то в роли принцессы, то магом - волшебником, то цветочком или бабочкой. Меня очень привлекла история кукол и их появление в театре.
Кукла в театральном представлении - это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом) [1 С. 33]
Главную роль появления кукол в театре сыграли своеобразные спектакли для подрастающего поколения, устраиваемые старейшинами рода. В них были задействованы глиняные фигурки животных, при помощи которых дети знакомились с повадками диких зверей, способами охоты, опасностями, подстерегающими в лесу.
Со временем представление человека о мироздании усложнялось, и вместе с ним менялось отношение к похожим на людей глиняным божкам. Исподволь они, как и скульптурные изображения животных, превращались в игрушки для детей.
За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина. Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае и Индии.
Куклы - артисты, предназначенные для выступления со сцены, должны были обладать двумя специфическими качествами - иметь узнаваемый облик и близкую к человеческой пластику движений. Первое условие достигалось благодаря стилизации внешности куклы, использования броских сочетаний цветов и четкого лаконичного декора, а второе - за счет применения различных механизмов, позволяющих кукле совершать те или иные движения.
Театральных кукол можно разделить на две основные группы - верховые и напольные (марионетки). Работая с верховыми куклами, скрытые ширмой актеры держали их высоко над головой, а выступая с напольными, наоборот, находились над сценой, управляя куклами сверху [7 С. 33]
1. 1. Виды кукол
Пальчиковые куклы. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров.
Тростевые куклы - размер головы у этих кукол может быть до 20 см. Таких кукол поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня. К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться.
Куклы - марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - так называемую «вагу», где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове.
Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит «в открытую» один или два исполнителя.
Перчаточные куклы. Иначе их называют петрушечные, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Это наиболее простые куклы. Основой – туловищем – у этих кукол служит перчатка, сшитая по руке актёра. Голова куклы должна быть пропорциональной туловищу. Обычно её высота равна 8 - 10 см. Способ изготовления головы может быть различным: из папье-маше, можно выстричь ножницами из поролона, вырезать из пенопласта и обклеить тканью и разрисовать, вырезать из картона, а также выполнить из текстиля. Волосы могут быть, выполнены из верёвки, меха, ниток, тесьмы, фетра, кожи. Для глаз можно выбрать пуговицы или бусины – фантазия художника здесь не ограничена. Руки – очень важная деталь в образе куклы. Они тоже подчёркивают характер персонажа – они могут быть худые, полные, нежные, грубые. По цвету они одинаковы с лицом. Обычно делают только кисти рук. Их шьют по выкройке в форме варежки. Ноги кукол выполняются из тех же материалов, что и руки. Их шьют в виде длинного мешочка и пришивают к нижнему краю перчатки. Обувь куклы выполняется из папье-маше или из материала. Прикрепляются башмаки к нижней части ног. Перчатка – это основа куклы, её туловище. К ней крепят голову, руки, на неё надевают костюм. В отличие от обычной перчатки она имеет три пальца и кроится по-особому. Выкройку делают по руке кукловода, который будет работать с куклой. Для управления движениями рук, ног и головы имеются специальные трубочки, выполненные по толщине пальца кукловода, которые называются патронками. Одежда играет очень важную роль в образе куклы. Помимо внешнего вида в ней учитываются особенности фигуры персонажа [5, 7, 11 С. 33].
Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
Поисковый этап
ГЛАВА 2. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ
Прежде чем приступить к изготовлению кукол, была проведена следующая работа: анкетирование родителей и детей класса Елены Михайловны. Родителям были заданы проблемные вопросы (в анкете принимало участие 29 человек):

Анкета с учащимися 1»А» класса:

По итогам анкетирования пришла к выводу, что существует необходимость в создании кукольного театра.
Куклы – главный инструмент, основное действующее лицо и содержание кукольного театра. Куклы интересны сами по себе, даже без движения. Движущиеся куклы, несомненно, явление чудесное. Для изготовления кукол были выдвинуты критерии.
Представление и анализ первоначальных идей.
2. 1. Перечень критериев (звёздочка обдумывания)
Всегда существует ряд требований к изделию, которые мы должны учесть, то есть изделие должно удовлетворять определённым критериям. Перечень критериев, которым должно удовлетворять проектируемое изделие.
Персонажи кукольного
спектакля.
Декоративное оформление
Функциональное назначение
Элементы изделия
Размеры куклы
Материалы
Используемая техника
Персонажи кукольного
спектакля.
Декоративное оформление
Функциональное назначение
Элементы изделия
Размеры куклы
Материалы
Используемая техника

Назначение и область применения
Театральные куклы я сделаю для нашей театральной студии.Этими куклами можно будет пользоваться в любое время: и при постановке спектаклей, и при проведении других мероприятий.
Дизайн – спецификация
Критерии, которым должны соответствовать куклы
Куклы должны быть:
недорогие;
из доступных материалов;
аккуратные;
удобные в использовании;
узнаваемые;
несложные в изготовлении.
2.2. Анализ кукол, их аналогов и прототипов
Возможные модели куклы
Ранее в проекте говорилось, что по способу управления куклы делятся на два основных вида: верховые и напольные. Рассмотрим варианты кукол.
Таблица 1
№ варианта Изображение кукол Описание
Вариант №1
Пальчиковые куклы. Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 – 9 сантиметров.
Вариант №2 Тростевые куклы – размер головы у этих кукол может быть до 20 см. Таких кукол поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня. К рукам куклы прикреплены трости – палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться.
Вариант №3
Куклы – марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину – так называемую «вагу», где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове.
Вариант №4
Напольные куклы – большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит «в открытую» один или два исполнителя.
Вариант №5 Перчаточные куклы – их внутреннее устройство напоминает трёхпалую перчатку, которую актёр-кукловод надевает на руку, вставляя указательный палец в голову куклы, а большой и средний — в ручки куклы. Таким образом, правая рука исполнителя спрятана в костюме куклы. Движение пальцев кукловода становится движением головы и ручек куклы.
Способы изготовления головы кукол
Таблица 2
№ варианта Изображение кукол Описание
Вариант №1
Голова из папье-маше. Изготовление нужной формы при помощи пластилина или глины, кусочков газеты, воды и клея ПВА
Вариант №2
Голова из ткани и ваты (синтепона). Путём набивания создаётся нужная форма
Вариант №3
Пластмассовые или резиновые головы от старых игрушек
Вариант №4
Голова куклы из ниток связанная крючком
2. 3. Создание образа театральной куклы при помощи методов активизации творческого мышления.
Опираясь на изученный материал, можно приступить к генерации идей. Для этого воспользуемся методом мозговой атаки.
45396151170940Перчаточные куклы
00Перчаточные куклы
Суть метода основывается на следующем психологическом эффекте. Для этого я приглашаю группу одноклассников из 5 – 8 человек и каждому предлагаю независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, в сумме получу идей меньше, чем, если предложу этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче.
-175895115570Пальчиковые куклы
00Пальчиковые куклы
398716523558500170116526035Театральная кукла
00Театральная кукла

37566601562100013754103365500307086015748000180403615748000
368617538735Напольные куклы
00Напольные куклы
733425144145Тростевые
куклы
00Тростевые
куклы

2200275-1270Куклы марионетки
00Куклы марионетки

Выбор модели театральной куклы
Таблица 3
№ варианта Что устраивает Что не устраивает
№1
Пальчиковые Удобны в управлении, легкие по весу, можно пользоваться сразу двумя куклами. Нетрудны
в изготовлении. Удобны и практична. Маленькие по размеру, в большой аудитории не применимы.
№2
Тростевые
куклы Благодаря подвижности их головы, рта, глаз, спектакль может быть насыщен интересными трюками и находками. Тяжёлые по весу, неудобны в управлении, занимают сразу две руки.
№3
Куклы Марионетки Достаточно прочная конструкция кукол, интересны в исполнении. Тяжелые в управлении.
№5
Напольные куклы Достаточно прочная конструкция кукол, интересные в исполнении Большие по размеру.
№5
Перчаточные
куклы Удобны в управлении, легкие по весу, можно пользоваться сразу двумя куклами. Нетрудные
в изготовлении. Устраивает всё.

Предком всех разновидностей верховой куклы является так называемая кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею. Имя свое она получила от героя старинных народных кукольных представлений — веселого озорника Петрушки. У куклы-петрушки нет туловища: она состоит из твердой головы и прикрепленного к этой голове костюма. Когда актер вводит в костюм куклы свою руку, кукла приобретает туловище [9,10 С. 33].
Рассмотрев с одноклассниками все варианты, пришли к выводу, что в школьном спектакле будет удобнее использовать перчаточную куклу - «петрушку». Это кукла больших возможностей. Она легко «берет» своими ручками предметы, может взять карандаш, ручку, может поставить отметку, может передавать предметы. «Петрушка» может драться, защищаться, схватить палку или дубинку; взять стакан, напиться, поставить его на стол; взбить подушку, подмести пол — в общем, быть самым необходимым послушным актером, который делает все, что хочет кукловод.
Поэтому разыгрывать спектакли или сценки гораздо удобнее с перчаточными куклами - «петрушками».
Проанализировав все за и против мы с одноклассниками пришли к выводу, что я буду изготовлять – перчаточные куклы.
Выбор способа изготовления головы
Таблица 4
№ варианта Что устраивает Что не устраивает
№1
Папье-маше Очень интересная техника, легка в своём изготовлении. Можно полностью придать форму того или иного персонажа. Лёгкая по весу. Длительный способ изготовления
№2
Набивная Быстрая в изготовлении,
лёгкая по весу. Получается нужная форма, узнаваемый персонаж.
№3
Готовая Ничего изготавливать не нужно. Тяжелая по весу относительно туловища. Тяжело найти нужного персонажа.
№4
Вязаная Можно сделать узнаваемый персонаж. Длительный способ изготовления, трудно выполнить узнаваемый персонаж.
Проанализировав, мы решили, что самый оптимальный вариант №2, так как он быстрый в изготовлении и благодаря точным выкройкам получается нужная форма, узнаваемый персонаж.
Итак, решено, головы у перчаточной куклы будут шитые и набивные, а туловище будет в виде перчатки на руку.
Проработка лучшей идеи.
2. 4. Дизайн-анализ кукол на руку
Мягкую перчаточную куклу впервые сделал С. В. Образцов для своего эстрадного номера «Докладчик». Однако в дальнейшем над мягкой мимирующей куклой работали многие художники, которые нашли новые принципы устройства. Из этих художников особенно следует отметить Е. П. Гвоздеву, В. В. Андриевича и Е. Т. Беклешову [12, 14 С. 33]
Для того чтобы представить полную картину о куклах для спектакля и из каких материалов они изготовлены в сети «Интернет» мною были просмотрены рисунки и фото перчаточных кукол, а также я посетила 4 магазина нашего города, побывав в отделах по продаже игрушек.
Персонажи и наборы для сказок в магазинах нашего города
Таблица 5
№ п/п Персонажи и наборы Персонажи и наборы
(наглядное изображение) Изготовитель
Магазин «Школьник» отдел «Игрушки»
1 Набор игрушек к сказке «Три поросенка» Китай,
полимерные и текстильные материалы
2 Набор игрушек к сказке «Крассная шапочка» Китай,
полимерные и текстильные материалы
3 Набор игрушек к сказке «Крассная шапочка» Россия,
Московская обл.
ООО «Русский стиль – игрушка»
г. Хотьково,
полимерные и текстильные материалы
4 Набор игрушек для пальчикого театра к сказке «Курочка ряба» Россия,
г. Москва,
дерево
5 Отдельные персонажи к сказкам Россия,
ООО «Русский стиль – игрушка»
г. Ярославль,
полимерные и текстильные материалы
Магазин «Умные игрушки»
6 Нет персонажей к сказкам Магазин «Монетка» отдел «Игрушки»
7 Набор игрушек к сказкам Китай,
полимерные и текстильные материалы
8 Набор игрушек к сказке «Царевна лягушка» Китай,
полимерные и текстильные материалы
9 Набор игрушек к сказке «Кот в сапогах» Россия,
ООО «Русский стиль – игрушка»
г. Краснодар,
полимерные и текстильные материалы
10 Набор игрушек к сказке «Курочка ряба» Россия,
ООО «Русский стиль – игрушка»
г. Ярославль,
полимерные и текстильные материалы
Магазин «Игрушки»
11 Отдельные персонажи к сказкам Россия,
ООО «Русский стиль – игрушка»
г. Ярославль,
полимерные и текстильные материалы
Просмотрев и проанализировав полученные материалы, в сети «Интернет» я нашла информацию – как правильно управлять перчаточной куклой, чтобы кукла в руках кукловода ожила [13 С. 33]
Таблица 6
Рука кукольника может расположиться внутри куклы по-разному — от этого меняется устройство, а с ним и выразительные возможности куклы-петрушки. Наиболее часто встречаются два способа управления куклой-петрушкой:1) указательный палец входит в голову куклы, большой и средний — в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони (рис. 1);2) указательный и средний пальцы входят в голову, большой палец — в один рукав, безымянный и мизинец — в другой (рис. 2) безымянный и мизинец — в другой (рис. 2).
Сравнивая даже такие наиболее простые системы управления и обусловленные ими конструкции, мы видим, что и «жизнь» этих кукол несколько разнится. У куклы на рис. 1 очень подвижная шея, но поворот головы у нее связан с поворотом корпуса. Кукла на рис. 2 не обладает такой гибкой шеей, зато она свободно вертит головой, не поворачивая корпуса. Для этого достаточно пошевелить пальцами, вложенными в голову.
Можно управлять куклой так, как это показано на рис. 3. Такая кукла по внешнему виду больше приближается к человеческой фигуре. Недостаток данного способа управления заключается в том, что подогнутый безымянный палец при мало тренированной руке затрудняет игру актера.
Изучив полученную информацию о куклах вместе с одноклассниками выбрали пьесу для спектакля малоизвестного автора Терниковой Л. И. – «У страха глаза велики». Определила героев пьесы – это 2 зайца, лиса, волк и петух. На страничках «Интернета» я нашла подобных героев. Для создания кукол - игрушек был проведён патентно-информационный поиск, в процессе которого были найдены аналоги Российских заводских кукол - игрушек:

У всех этих игрушек головы выполнены из пластмассы и пластизоли, перчатка из текстиля отечественного производителя присвоены № артикулов (С-963, С-965, С-968, С-972).
После изучения образов героев сказок у разных иллюстраторов: Логуновой Е.А., Гладиковой Е.Г., Кузнецова И., Приходькино И.Н., Нагиева В., Токмакова Л., Соловьева С., выполнила эскизы собирательных образов каждого героя сказки, с учетом выполненных эскизов в сети «интернет» подобрала чертежи кукол [2, 4 С. 33].
На этапе проектирования было учтено, что образы героев сказки «У страха глаза велики» своим внешним видом должны соответствовать героям сказок Фактура ткани для изготовления перчатки и головы подбиралась с учетом того, что внешний вид и цвет ткани должны быть аналогичны шкурке животных.
С учётом этих требований и созданных эскизов были подобраны материалы для изготовления кукол, взята ткань «флис». Эта ткань мягкая, имеет мягкую основу, что позволяет «лепить» голову в процессе набивки синтепоном. Буду использовать остатки ткани, а синтепон возьму от старой курточки.
Таким образом, мои куклы должны быть красивыми и аккуратно выполненными, изысканными и неповторимыми, т.е. отличаться от тех, которые можно приобрести в магазинах. Обязательное условие: все куклы должны сочетаться между собой, должны быть выполнены в одном стиле и, конечно же, быть узнаваемые и похожие на своих персонажей.
Возникающие дефекты должны быть устранены в процессе работы. Они должны иметь низкую себестоимость, быть качественными.
Ожидаемый результат - постараюсь воплотить все требования и надеюсь, что театральные куклы понравятся учащимся и руководителю театральной студии.
Технология изготовления и реализации идеи.
Технологический этап выполнения проекта
ГЛАВА 3. ДИЗАЙН КУКОЛ
Магия кукольного театра
Какой ребёнок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы - роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого «оживления», которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно!
3. 1. Этапы изготовления перчаточной куклы
После подбора тканей, материалов и изготовления выкроек был произведён раскрой деталей с учётом направления долевой нити. Раскрой деталей производился с учётом припусков на швы, подгибку.
Основные этапы изготовления перчаточной куклы:
раскрой деталей,
изготовление перчатки,
изготовление головы,
затем к перчатке пришивается готовая голова.
Для изготовления голов была взята ткань «флис». Эта ткань мягкая, имеет мягкую основу, что позволяет «лепить» голову в процессе набивки синтепоном. В то же время, в отличие от трикотажа, - достаточно плотная ткань, что позволяет избежать просвечивания синтепона. Голова куклы, изготовленная из флиса, при качественной набивке, хорошо сохраняет форму и позволяет качественно выполнить важную технологическую операцию – утяжку. Техника утяжки применяется в процессе работы над оформлением мордочек животных при изготовлении мягких игрушек, и позволяет придать создаваемому образу определённое выражение.
После завершения процесса сборки выполняется процесс оформления мордочки кукол (глаза, нос, усы) [7 С. 33].
Все детали сшиты на швейной машине. Для стачивания использовалась прямая строчка с длинной стежка 3мм, после изготовления кукол – учимся ими управлять.
3. 2. Технология изготовления перчаточной куклы
Таблица 7
№п/п Описание операции Графическое изображение операции Оборудование,
инструменты,
приспособления
1. Выбор пьесы для спектакля.
Ноутбук.
Поиск и проработка эскизов перчаточных кукол.
Бумага для эскизов, ткань, карандаш.
Изготовление выкроек сказочных героев.
Бумага для выкроек, карандаш.
Технология обработки перчаточной куклы.
Раскрой головы и мелких деталей. Ткань, мел, ножницы.
Раскрой перчатки - туловища для куклы Ткань, мел, ножницы.
Обработка раскроенных деталей и наполнение синтепоном. Синтепон, нитки.
Сборка куклы - соединение всех деталей вместе. Нитки, иголки.
Готовые изделия.


В гости к подшефным классам

Спектакль у учащихся 1х классов.



3. 3. Технология изготовления пальчиковой куклы
Завершив работу по созданию перчаточных кукол, я решила воплотить еще одну идею – выполнить куклы для пальчикового театра, только при этом использовать другую технику изготовления кукол. Эти куклы я свяжу крючком.
Недавно я освоила технику вязания крючком и решила применить эти знания в конкретном изделии. Изготовление игрушек — увлекательное занятие, приносящее радость, позволяющее выразить себя в творчестве, проявить фантазию, вкус, мастерство [6 С. 33].
Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук.
Прообразом пальчиковых кукол был «зайчик на пальчик». Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой [8, 4 С. 33].
Я решила связать пальчиковых кукол – героев сказки «Репка». Во-первых, такие игрушки небольших размеров, около 8 см. Во-вторых, эти персонажи есть в большинстве сказок, с их помощью можно сделать разные постановки.
Выбор материалов. Для изготовления пальчиковых кукол подойдут остатки шерстяной пряжи средней толщины и ярких цветов (по10-20г.) От толщины нити и плотности вязания будет зависеть размер игрушки.
Выбор инструментов и приспособлений. Основной инструмент для вязания – крючок №2,5. Также понадобится игла для сшивания деталей.
Последовательность изготовления кукол.
Таблица 8
№п/п Описание операции Графическое изображение операции
1 Туловище у всех кукол вяжется столбиками без накида по кругу. Не стоит вязать слишком туго или слишком слабо, иначе игрушка получится жесткой или, наоборот, рыхлой.
Связать цепочку из 4 воздушных петель, замкнуть ее в круг. В следующем ряду равномерно увеличьте количество петель до 16, провяжите б рядов, затем равномерно уменьшите количество петель до 12 (голова), провязать еще 10 рядов (туловище). Голову набить синтепоном

2 Мелкие детали
Руки (лапы) связать по кругу шириной 8-9 ст., высотой 3-4 ряда.
Уши для животных связать по схеме №1,
для зайца — по схеме №2.
Для бабушки связать косынку из столбиков без накида по форме треугольника.
Схема№ 1
705485-63436500
Схема №2.39116020955000
3 Сборка деталей.
Пришить руки, лапы и хвосты
4 Оформление игрушек.
Вышить рот, глаза. Закрепить волосы у деда, внучки, бабки и усы у животных.
Готовое изделие.

Контроль качества. Во время вязания я старалась выполнять работу без ошибок, детали связаны точно по размеру, крепко и аккуратно соединены. Выдержано стилевое оформление игрушек согласно замыслу.
Эколого-экономическое обоснование. Изготовление изделий крючком – экологически чистое производство. Оно безотходное и безвредное. В этой работе используются остатки ниток, те самые, которые остаются при изготовлении больших изделий.
Производство не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека. Не выделяются вредные для организма вещества, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы. Соблюдая правила гигиены и безопасной работы, вреда своему здоровью во время вязания я не нанесла.
Финансовых затрат на изготовление пальчиковых кукол нет.
В конце работы можно подвести итог. Вязать игрушки очень увлекательно и совсем несложно. Мне очень понравилась работа, так как сразу видишь результат в каждой игрушке. Я была удивлена собственным возможностям. Они получились яркими, красивыми, забавными.
Отбор инструментов, материала и оборудования.
Для изготовления перчаточных кукол в процессе работы мной использовались: ноутбук, бумага для эскизов, карандаш, портновский мел, ножницы, иголки, швейная машина, ткань, синтепон, нитки.
Для изготовления пальчиковых кукол – вязальный крючок №2,5, пряжа, иголка.
Правила техники безопасности
при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых работ
Необходимо соблюдать правила при работе с иглой, булавками и ножницами:
иглы и булавки хранить в подушечках или игольнице;
шить с наперстком;
сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку;
ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке;
класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
передавая, держать ножницы за сомкнутые лезвия.
При работе с утюгом следует быть очень осторожным:
нужно проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
ставить утюг на огнеупорную подставку;
следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;
следить за правильной установкой положения терморегулятора;
использовать для увлажнения ткани пульверизатор;
отключать после работы утюг.
При работе на швейной машине необходимо соблюдать правила безопасной работы:
волосы спрятать под косынку;
на машину не класть посторонние предметы;
перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок и игл;
не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины;
перед работой проверить исправность шнура;
при включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении браться только за корпус вилки шнура;
нажимать на пускорегулирующую педаль плавно, без рывков.
В ходе изготовления кукол я совершенствовала основы швейного мастерства и изучила этапы изготовления кукол. В результате проведённого исследования и работы над проектом я ощутила много положительных эмоций.
3. 4. Эколого – экономическое обоснование проекта
Куклы и процесс их изготовления является экологически безопасным и не наносит вреда здоровью человека, так как часть материалов взята из природной среды, а другая уже испытана временем, так как была уже в употреблении, поэтому использование данных изделий не приведёт к нарушениям экологической среды общества.
С экономической точки зрения, изготовленные куклы к спектаклю не являются дорогостоящими, так как в работе над куклами были использованы остатки тканей от прежних работ, наполнитель использовался от старой куртки.
Таблица 9
№/п/п Название материала Количество Цена
(в руб.)
Куклы – перчатки
1. Ткань «Флис» остатки тканей от изделий. -
2. Синтепон использовался от старой куртки. -
3. Фурнитура – глаза 10 штук 80
4 Кусочки искусственного меха остатки от изделий. -
5 Коробка для хранения кукол старая обувная коробка -
6 Самоклеящееся пленка для оформления коробки 0,5 м.
За 1 м – 50 руб. 25
Итого 105
Это гораздо дешевле готового изделия, так как готовое изделие в магазине стоит намного дороже, чем изготовленное самим.
Таблица 10
Цена изделий, продаваемая в магазине
№/п/п Название изделия Цена
(в руб.)
1. Набор кукол – перчаточного типа к одному спектаклю 970 – 1233 руб.
Затраты на электричество я не считала.
К тому же, вещи, сделанные своими руками хранят тепло приятных часов, которые я провела за этой работой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа выполнена. Цель проекта достигнута – Спроектированы и изготовлены куклы для школьного кукольного театра.
Задачи проекта реализованы:
•узнала историю создания театральных кукол;
•исследовала интересы и увлеченности учащихся;
•научилась шить куклы;
•вместе с одноклассниками подготовили и показали спектакль для учащихся начальных классов.
Проект выполнен не напрасно, так как с помощью этого проекта можно отвлечься от компьютера, телефона и телевизора и создать для себя новое, не менее интересное увлечение.
В проекте присутствует новизна, так как мои куклы особенные и благодаря им присутствует элемент сюрприза.
Проблема подарка для первого учителя решена, который будет радовать её и её новых воспитанников своим волшебством поставленных спектаклей.
Самооценка. Мне удалось создать своих кукол и совместно с одноклассниками организовать представление, а это значит, что проект выполнен.
Я узнала много нового об истории кукол, выяснила, какие куклы бывают; познакомилась с театральными терминами, научилась мастерить куклы перчаточного типа. Благодаря моим стараниям в нашей школе появились замечательные куклы.
Было сложно отработать навыки движения куклы в глубине ширмы, навыки жестикуляции и физических действий куклы. Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем зрителям. Многие ребята подходили и спрашивали, как мы сделали куклы, а я с удовольствием делились своими знаниями и умениями.
Нас пригласили выступить перед ребятами в школе будущего первоклассника «Школа радости», значит наш труд - не напрасен. Ведь театр кукол, созданный своими руками – не менее интересное увлечение, чем компьютерные игры, и хорошее средство раскрытия своего таланта и способностей в творчестве.
Целью проекта можно считать не только создание кукольных героев, но и прекрасный повод для встреч, проявления творческих способностей и их развития, привлечения наших мам и пап для совместной деятельности. А какой простор для творчества!
Лучшая игра на свете,
Когда в неё играют дети.
Театр – сказки уголок
Веселый для детей урок.
Информационные источники
Берестенёва Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок» (серия «Моя первая книга» – М.: Белый город, 2011. - 198 с.
Боголюбская М., Табенкина А. «Наши сказки», Москва, изд-во «Детская литература», 1981. - 192с.
Войдинова Н. М., «Театр кукол» Издательство: Проф-Издат, 2008. - 112 с. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/162610/
Данилов-Данильян В. И., Некипелов А. Д., Карев В.М - Новая Российская энциклопедия: В 12 т. - М.: ООО «Издательство Энциклопедия», 2003 — Т.1: Росси — 2003. — 960с.: ил.
Марков М. «Театральная энциклопедия. Том 5» - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 118—126 с.
Максимова М., Кузьмина М.. «Быстрый крючок» (серия «Заботы маленькой хозяйки») – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 98 с.
Советов В. М., «Театральные куклы: Технология изготовления» изд-во: Академия театрального искусства, 2007. - 192 с.
Степченко Э.В. «Путешествие в сказку» - Москва, изд-во «Кристина и Ольга», 1993. - 98 с.
Цехновицер, И.Еремин. «Театр Петрушки» — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927. - 198 с.
Шафранюк В.А. «Понятие о куклах - актёрах и традиционные заблуждения» - М,: Стелс, 2001. - 205 с.
«Театр кукол на школьной сцене», приложение к журналу «Юный техник», специальный выпуск, 1983.
Интернет сайты
http://www.kakprosto.ru/kak-28822-kak-sdelat-shirmu-dlya-kukolnogo-teatra#ixzz3JRsCgiJd
http://fb.ru/article/136553/shirma-dlya-kukolnogo-teatra-svoimi-rukami-osobennosti-soorujeniya
INCLUDEPICTURE "http://www.rifmovnik.ru/lib/1/83.png"
\* MERGEFORMATINET