Рабочая программа для детского вокально-эстрадного ансамбля в системе дополнительного образования


Пояснительная записка к курсу «Эстрадный коллектив»
1 года обучения

Рабочая программа составлена на основе авторской образовательной программы «Детский эстрадный коллектив». (О.А. Синицкая, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества г. Ст. Оскол Издательский центр ООО «Логия», г. Белгород-2006).
Программа реализуется в системе дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Целью программы является создание певческой культуры, способствующей самореализации детей младшего школьного возраста(7-8 лет) на занятиях эстрадно-вокального ансамбля.

Программа предусматривает решение следующих задач:
- организация работы ансамбля на основе личностно-деятельного подхода;
- формирование устойчивых концертно-исполнительских навыков;
- творческая самореализация обучающихся.

Отличительные особенности.
Программа отличается от авторской:
-Сроком реализации программы –программа сокращена с 5 лет до 4 лет обучения;
-Рассчитана на детей 7-16 лет;
-Внесены изменения в песенный репертуар;

Количество часов в 1 год- 136часов

Обучение ведётся в группах, объединяющих детей по возрасту и уровню музыкальной подготовки, а так же индивидуально.

Формы занятий традиционные и нестандартные («занятия-конкурсы», «занятия-интервью» и т.д.).Теоретические знания, полученные в процессе занятий в полной мере применяются в практической деятельности. Учебные занятия проводятся в системе ДО -4 раза в неделю по 45 минут.

Требования к уровню подготовки
К концу первого года обучения обучающиеся должны
Знать:
-Певческая установка;
-Певческое дыхание;
-Правила пения, охрана голоса;
-Значение дикции в пении;

Уметь:
-Слышать и исполнять мелодии в разных звуковысотных направлениях;
-Овладение навыками звуковедения мелодии;
-Понимать содержание песни.
-Исполнять произведения в унисон под сопровождение фортепиано, фонограмму(с поддержкой);
-Уметь находить связь музыки с жизнью творчески интерпретируя ее через
рисунки, поэзию, сочинение собственных мелодий, элементарные танцевальные движения.
За учебный год разучивается 5-7 песен.

Ожидаемые результаты и средства контроля
- подведение итогов в конце учебного года;
- выступления на школьных мероприятиях, родительских собраниях.




Содержание программы

1 –ый год обучения

Начальный этап обучения.

Содержание разделов
Краткое описание

1.Музыка и
её постижение.
Звук и его свойства. Разновидности звука. Слушание музыки, беседы о музыке. Знакомство с музыкальным ладом. Музыкальный образ, упражнения для развития музыкального слуха. Выполнение творческих работ
(сочинение мелодий, музыка в картинах, рисунках и поэзии ( по желанию детей)).


2.Звукообразование
и звуковедение.
Природа певческого голоса его свойства и возможности. Строение голосового аппарата. Образование звука. Певческая установка. Правила пения и охрана певческого голоса. Овладение певческими навыками звуковедения и звукообразования. Упражнения на одном звуке, гаммообразные упражнения, приемы звуковедения на легато, стаккато, форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Вокальные и фонопедические упражнения.


3.Певческое дыхание.
Дыхание, певческое дыхание. Упражнения для развития певческого дыхания. Правильный певческий вдох.
Дыхательная гимнастика.

4.Дикция и артикуляция.
Значение дикции и артикуляции в пении. Гласные звуки и их произношение и пропевание. Согласные звуки их произношение и пропевание. Взаимоотношение согласных и гласных звуков в пении Развитие активности артикуляционного аппарата
Упражнения для развития чёткой дикции и правильной артикуляции. Соотношение речи и пения. Правила орфоэпии.

5.Музыкально-
исполнительская работа.
Разучивание и исполнение вокальных произведений с мелодической поддержкой(фортепиано).

6.Вокальный ансамбль.
Строй, унисонное звучание.
Кантиленное звуковедение.







Учебно-тематический план



Название
1 год

1.Музыка и её
постижение
Всего
часов
Теория
Практика


14
4
10

2.Звукообразование и
звуковедение
21
6
15

3.Певческое дыхание
25
10
15

4. Дикция и
артикуляция
21
7
14

5.Музыкально-
исполнительская
работа
30
10
20

6.Творческое занятие

-
5

7.Вокальный ансамбль
20
5
15

8.Кол-во часов

42
94

9.Общее кол-во часов

136








Календарно-тематическое планирование.
1 год обучения.



п/п
Тема. Содержание.
Кол-во
часов
Теория
Практика
Дата

1.
Музыка и её постижение.
14
4
10
месяц


Звук и его свойства
4
1
3
сентябрь


Многообразие музыкальных звуков(регистры)
4
1
3
сентябрь


Слушание музыки, беседы о музыке.
8
2
6
сентябрь-
май

2.
Звукообразование и звуковедение
21
6
15



Природа певческого голоса его свойства и возможности
2
1
1
сентябрь


Строение голосового аппарата. Образование звука
2
1
1
сентябрь


Певческая установка. Правила пения и охрана певческого голоса.
2
1
1
сентябрь


Овладение певческими навыками звукообразования и звуковедения.
2,5
0,5
2
сентябрь-октябрь


Упражнения на одном звуке. Гаммообразные упражнения
2,75
0,75
2
октябрь


Приемы звуковедения на легато, стаккато
2,25
0,25
2
Нояб
рь


Форте, пиано
2,5
0,5
2
декабрь


Крещендо, диминуэндо.
2,5
0,5
2
январь


Вокальные и фонопедические упражнения.
2,5
0,5
2
сентябрь-май

3.
Певческое дыхание
25
10
15



Певческое дыхание. Певческий вдох
6
2
4
сентябрь-май


Дыхательная гимнастика
5
4
1
сентябрь-май


Упражнения для развития дыхания
14
4
10
сентябрь-май

4.
Дикция и артикуляция
21
7
14



Значение дикции и артикуляции в пении. Гласные звуки и их произношение и пропевание.
7
2
5
Ноябрь.


Согласные звуки и их произношение. Взаимоотношение согласных и гласных звуков в пении
6
2
4
декабрь


Правила орфоэпии. Упражнения для развития чёткой дикции и правильной артикуляции.
8
3
5
ноябрь-май

5.
Музыкально-исполнительская работа
30
10
20



Разучивание и исполнение вокальных произведений с мелодической поддержкой(фортепиано).
Выразительность исполнения
20
5
15
сентябрь-май


Эмоциональная отзывчивость слушателя
и исполнителя
3
2
1
сентябрь-май


Беседы о концертных выступлениях(анализ)
3
2
1
сентябрь-май


Музыкальный образ
4
1
3
сентябрь-май

6.
Творческое занятие
5
-
5



Индивидуальная работа с обучающимися. Выполнение творческих работ(музыка в рисунках и поэзии (по желанию обучающихся)).



январь-май

7.
Вокальный ансамбль
20
5
15



Вокальный ансамбль его виды. Строй.
9
3
6
сентябрь-май


Унисонное звучание.
7
1
6
октябрь-май


Кантиленное звуковедение
4
1
3
ноябрь-май


Всего
136
42
94







Календарно-тематический план

1 года обучения


Тема и содержание
теория
практика
Кол.час.
дата

1
Знакомство с целями и задачами первого года обучения.Правила пения. Дыхательная гимнастика. Фонопедические упражнения .Звук и его свойства.И.Копылов ст.Л Мельникова «Здравствуй ,школа» Слушание, разбор произведения, теоретические сведения.
1
3
4


2
Правила пения,певческая установка.Дыхательная гимнастика, распевание в унисон.Многообразие музыкальных звуков.Слушание музыки. Разбор произведения ,теоретические сведения и вокальные иллюстрации.Вокально-интонационная работа.
1
3
4


3
Распевание.Певческое дыхание.Дыхательные упражнения ,упражнения на правильное звукообразование и звуковедение . Вокально-интонационная работа в ансамбле.(работа над мелодией).Творческое задание(рисунок «Моя школа»)
1
3
4


4
Распевание.Певческое дыхание.Дыхательная гимнастика, . Вокально-интонационная работа над песней(Фразировки,артикуляция)
1
3
4


5
Дыхательная гимнастика ,распевание, упражнения на артикуляцию и дикцию Вокально-интонационная работа Работа над ансамблем,динамикой.
1
3
4


6
Распевание. Работа над музыкальными средствами выразительности .Работа над музыкальным образом.

3
3


7
Распевание, дыхательные упражнения. Работа над песней. Работа над артикуляцией и звуковедением, работа над фразами. Работа над целостным образом. Работа с микрофонами.
1
3
4


8
Распевание. Дыхательная гимнастика, . Знакомство с произведением, «Песня о разных языках» О. Юдахина. Ю.Энтин. Слушание произведения ,теоретические сведения и разбор, беседа о музыке. Музыкальные иллюстрации. Разучивание. Вокально-интонационная работа над песней.
1
3
4


9
Распевание. Дыхательная гимнастика ,вокально-интонационные упражнения на звуковедение. Вокально-интонационная работа над песней(мелодией)
1
3
4


10
Дыхательная гимнастика, распевание. Вокально-интонационная работа в группах. Работа над звукообразованием и звуковедением, фразами.
1
3
4


11
Дыхательные упражнения. Упражнения на координацию между слухом и голосом. Интонационная работа в партиях.

4
4


12
Дыхательная гимнастика, распевание. Вокально-интонационная работа над унисоном внутри партии.
1
3
4


13
Дыхательная гимнастика, вокальные упражнения на звуковедение и звукообразование. Интонационная работа над ансамблем.(фразировки, артикуляция, динамика)Работа над музыкальным образом, работа с микрофонами.
1
3
4


14
Распевание.Дыхательные упражнения., Упражнения на координацию между слухом и голосом. Знакомство с произведением «Облака из пластилина» О.Юдахина, Н.Степанов.Слушание песни,разбор.Разучивание.
1
3
4


15
Дыхательные упражнения, распевание. Вокально-интонационная работа над песней.
1
3
4


16
Упражнения на дыхание, звуковедение. Вокально-интонационная работа в группах,индивидуально.Творческое задание:Мое настроение в музыке(придумать мелодию)

4
4


17
Упражнения на координацию между слухом и голосом. Вокально-интонационная работа, работа с микрофонами,работа над фразами,артикуляцией,мелодией.
1
3
3


18
Распевание. Вокально-интонационная работа.Работа над артикуляцией,динамикой,средствами музыкальной выразительности.
1
3
4


19
Распевание. Вокально-интонационная работа по голосам.Работа над музыкальным образом.Работа с микрофонами.

4
4


20
Распевание Знакомство с песней «Удивительный человек».В.Добрынин,Л.Дербенев.
1
3
4


21
Распевание, дыхательная гимнастика, упражнения на звуковедение и звукообразование. Вокально-интонационная работа над унисоном в партиях.
1
3
4


22
Распевание. Вокально-интонационная работа над песней в группах и индивидуально.

4
4


23
Распевание, дыхательная гимнастика, упражнения на артикуляцию. Вокально-интонационная работа между партиями и внутри ансамбля.

4
4


24
Распевание, упражнения на дыхание. Работа над музыкальными средствами выразительности, дикцией музыкальными фразами.
1
3
4


25
Распевание,дыхательные упражнения, работа над музыкальными средствами выразительности.Работа над музыкальным образом. Работа с микрофонами.
1
3
4


26
Распевание, дыхательные упражнения. «Оранжевая песенка»К.Певзнер.Г Горин..Слушание, разбор произведения ,теоретические сведения и музыкальные иллюстрации.Беседа о музыке.Разучивание.
1
3
4


27
Распевание. Вокально-интонационная работа по голосам. Работа над звуковедением и звукообразованием.
1
3
4


28
Распевание. Вокально-интонационная работа внутри каждой партии.

4
4


29
Распевание, упражнения на координацию между слухом и голосом. Вокально-интонационная работа внутри партии:
Работа над фразами,артикуляцией.

4
4


30
Упражнения на дыхание, упражнения на звукообразование и звуковедение. Вокально-интонационная работа внутри партий.Работа над музыкальными средствами выразительности

4
4


31
Упражнения на дыхание, фонопедические упражнения. Вокально-интонационная работа внутри партий и над ансамблем.Работа над музыкальными средстами выразительности.Работа с микрофонами

4
4


32
Дыхательная гимнастика, распевание. Вокально-интонационная работа над ансамблем, музыкальными средствами выразительности, фразировками,музыкальным образом.работа с микрофонами.подготовка к итоговому концерту.

4
4


33
Распевание. Вокально –интонационная работа над ансамблем, музыкальными средствами выразительности, дикцией, работа с микрофоном.

4
4


34
Распевание.Подготовка к концерту.Итоговый концерт.

4
4










Учебно-методические средства обучения.

-Авторская программа «Детский эстрадный коллектив»О.А.Синицкая.
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов,2006.
-Методическая литература по музыкальной педагогике и психологии.
-Репертуарные сборники, фонограммы, видеотека.
Интернет ресурсы (музыкальная электронная библиотека).




Список литературы:

1.Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса- Липецк,1996г.
2.БузовА.Г. Режиссура и педагогика-Москва, 1997г.
3Емельянов В.В. Фонопедические упражнения- Москва, 1995г.
4МосягинаА.А. Хороведение и методика работы с хором-Тверь,2002
5.ПопковН.Н. Постановка голоса- Москва, 2002г.
6ТарасовГ.С. Педагогика в системе музыкального образования-Москва, 1986г
7.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой-Москва,2000г


Примерный репертуар младшей группы эстрадного коллектива
I – II год обучения

Оранжевая песенка К.Певзнер-А.Арканов,Г.Горин.
Облака из пластилина О.Юдахина-Н.Степанов.
Соломенное лето О.Юдахина-Н.Степенов.
Пеликаны О.Юдахина-Н.Степанов.
Первое путешествие В.Семенов-В.Орлов.
Домовой В.Резников
Песня о разных языках О.Юдахина-Ю.Энтин.
Удивительный человек В.Добрынин-Л.Дербенев.
Черный кот Ю.Саульский.
Наш кузнечик О.Синицкая-П.Синявская
Говорят,говорят Ю.Антонов-М.Пляцковский.
Робинзон Ю.Чернавский-Л.дербенев.
Папа купил автомобиль А.Пугачева-И.Резник.
Песня о друге А.Укупник.
Страна чудес О.Юдахина-И.Резник.
Наша с папой песенка О.Синицкая-А.Кондратьев.
Азбука
15