Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК Начальная школа 21 века


Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г), авторской программы по Окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой Программа по окружающему миру является составной частью основной образовательной программы начального общего образования
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. (33 учебные недели по 2 часа в неделю)
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Организация работы по предмету «Окружающий мир» строится на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологий: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, безотметочное обучение.
Применяются способы организации деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Способы организации взаимодействия учащихся: в парах, в группах, коллективный.
Виды и формы контроля: тесты, самостоятельная работа.
Учебно-тематический план.
Класс 1
Учитель Мисюрина М.П.
Количество часов:
всего 66 ; в неделю 2.
Плановых практических работ 7 ч.
Планирование составлено на основе :- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010.- 31 с- Авторской программы по Окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой Учебник.
Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 1 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2011
№ п/п Разделпрограммы Кол-во часов Практические работы
1 Введение.
Что такое окружающий мир 1 2 Родная природа 14 Сбор листьев
Наблюдение за изменениями в природе
Экскурсия
3 Мы - школьники 7 Конкурс рисунков
4 Ты и здоровье 2 Составление режима дня
5 Мы и вещи 2 Техника безопасности
6 Родная страна 7 Конкурс рисунков
Содержание тем учебного курса .
Введение. Этот удивительный мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники(2 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.Универсальные учебные действияОпределять время по часам с точностью до часа.
Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Твоё здоровье(6 ч)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Универсальные учебные действияДемонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди(3 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действияРеализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действияКлассифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действияОписывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.
Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Семья(2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действияСоставлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Наша страна — Россия. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действияРазличать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...».
Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.
Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.
Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить Домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии
Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).
Практические работыУход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарием.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
характеризовать кратко сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:
анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
различать основные нравственно-этические понятия;
рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных иметапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоениюметапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
• под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Учебно-методическое обеспечение.
Программа Учебники Учебные пособия Инструментарий определения УОУ Методические пособия для педагогов ЭОР
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010.- 31 сСборник программ комплекту учебников «Начальная школа XXI века»[Сборник] – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.-ISBN: 978-5-3600-2388-3 Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 1 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2011 Виноградова, Н. Ф.Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино-градова. – М: Вентана-Граф, 2011
Виноградова, Н. Ф.Думаем и фантазируем: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино-градова. – М: Вентана-Граф, 2011. Итоговая аттестация по окружающему миру 1 класс Н.Ф.Виноградова Методические комментарии к урокам Окружающий мир /М.: «Вентана-Граф», 2013 Электронное учебное пособие.. М.: «Вентана-Граф», 2011 г
Диск Кирилл и Мефодий.
Основные поисковые системы сети Интернет:
- www.google.ru- www.yandex.ruКоллекция электронных образовательных ресурсов:
- http://windows.edu/ru- http://school-collektion.edu/ru- http://eor.edu.ru- http://www.openclass.ru- http://www.1september.ruКалендарно-тематическое планирование .№ п/п Тема урока Тип урока Планируемые результаты Виды деятельности План.
дата Факт.
дата
Предметные Метапредметные1 четверть.
1 Природа вокруг нас.
Нас окружает удивительный мир. Комбинированный Уметь выражать свое отношение к влиянию человека на природу. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Сравнивать различные объекты.
Классифицировать объекты.
Коммуникативные.
Характеризовать существенные признаки живой и неживой природы.Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. Пересказывать и понимать тексты о природе.
Описывать сезонные изменения в природе. 
Характеризовать признаки времен года.
 Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. 
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные.
Обсуждать в группах и объяснятьправила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). 
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Группировать (классифицировать)объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
 Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.
Анализировать и моделироватьситуации по сохранению природы и ее защите.
Характеризовать основные функции систем органов чувств.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Познакомиться с учителем и одноклассниками.
 Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.
 
Различать формы поведения, которые допустимы в школе и других общественных местах.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Работать в группах по составлению режима дня.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.).
Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району (путь домой). 
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества.
Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе.
Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району (безопасное поведение на дороге).
Объяснять основные правила обращения с водой.
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.
Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательностью расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).
Работать с иллюстрациями учебника: находить нужные иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. 
Собиратьматериал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города.
Работать с иллюстративным материалом.
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. 
Моделироватьситуации общения с людьми разного возраста, национальности. 
Оцениватьреальные и игровые ситуации общения.
Моделировать правила пользования телефоном. 
Записыватьтелефоны экстренной помощи.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы.
Объяснять основные изображения Государственного герба России.
Прослушивать гимн.
 Декламировать (петь) Гимн РФ.
Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности
Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»
Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу».
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности
Обсуждения , рисование на тему правил поведения на каникулах. 03.09 2 Я – школьник.
Давай познакомимся. Комбинированный Давать характеристику своим делам и поступкам. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Познакомиться с учителем и одноклассниками. Коммуникативные.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. 05.09 3 Я – школьник.
Мы – школьники. Комбинированный Экскурсия по школе. Групповые наблюдения: местоположение класса, свое место в классе и т.д. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Познакомиться с правилами поведения в школе.
Коммуникативные.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе. 10.09 4 Я – школьник.
Правила поведения в школе. Комбинированный Составление правил поведения в классе, столовой.на перемене. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.
Коммуникативные.
Задавать вопросы. 12.09 5 Времена года.
Сентябрь – первый месяц осени.
(экскурсия в парк) Комбинированный Рассуждать о красоте природы.
Различать времена года. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Коммуникативные.
Характеризовать признаки времен года. 17.09 6 Природа неживая и живая.
Что нам осень подарила. Комбинированный Уметь называть представителей растительного мира.
Уметь различать признаки живой и неживой природы.
Полезные свойства растений. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Усвоить первоначальные сведения о живой и неживой природе.
Коммуникативные.
Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам. 19.09 7 Природа неживая и живая.
Грибная пора. Комбинированный Различать съедобные и несъедобные грибы. Календарь сбора грибов. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.
Коммуникативные.
Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). 24.09 8 Моя Родина
Семья.
Взаимоотношения в семье. Комбинированный Знать членов семьи.
Составление рассказа о своей семье. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, на основе бесед школьников с родителями.
Коммуникативные.
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. 26.09 9 Моя Родина
О маме. Комбинированный Составление рассказа о маме и бабушке. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Поддерживать семейные традиции.
Коммуникативные.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. 01.10 10 Родной край – частица Родины
Любимые занятия. Комбинированный Научиться регулировать свою деятельность, в том числе и учебную. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Усвоить значения понятий послушания, трудолюбия, равнодушия.
Коммуникативные.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. 03.10 11 Моя Родина
Воскресный день. Комбинированный Усвоить понятия послушания, непослушания, трудолюбия, равнодушия. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Коммуникативные.
Ролевая игра : «Мама, сын, дочь, дедушка.бабушка». 08.10. 12 Значение труда для человека и общества. Как из зерна получилась булка Комбинированный Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Уметь рассказывать о профессиях хлебороба,  механизатора.
Коммуникативные.
Работа  с текстом и иллюстрациями учебника. 10.10 13 Природа вокруг нас
Человек и домашние животные. Комбинированный Знать, каких животных называют домашними.
Усвоить названия профессий, научить наблюдать и выделять характерные особенности домашних животных. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие.
Коммуникативные.
Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности). 15.10 14 Времена года
Октябрь уж наступил. Комбинированный Знать сезонные изменения в природе в октябре. Знать название перелетных птиц. Уметь называть основные условия жизни растений и животных. Регулятивные.
Усвоить первоначальные сведения о явлениях природы.
Познавательные.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Коммуникативные. 
Уметь составить рассказ о любом явлении природы. Познавательные.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Коммуникативные. 
Пересказывать и понимать тексты о природе. 17.10 15 Природа неживая и живая
Явления природы. Комбинированный Знать сезонные явления природы разных времен года: дождь, листопад, снегопад. Таяние снега. Регулятивные.
Усвоить первоначальные сведения о явлениях природы.
Познавательные.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Коммуникативные. 
Уметь составить рассказ о любом явлении природы. 22.10 16 Моя Родина
Где ты живешь. Памятные места города. Комбинированный Знать различия города и села. Уметь назвать домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города.
 Коммуникативные. 
Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. 24.10 17 Правила безопасной жизнедеятельности
Правила поведения на дорогах. Беседа повопросам Комбинированный Знать знаки дорожного движения.
Уметь пользоваться ими при переходе улицы Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.
 Коммуникативные. 
Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. 29.10 18 Значение труда для человека и общества.
Ты и вещи. Комбинированный Знать профессии людей, связанных с предприятиями. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.
 Коммуникативные. 
Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. 31.10 2 четверть. 19 Значение труда для человека и общества.
Кто работает ночью Комбинированный Познакомиться с экстренной службой города.
Телефоны экстренной помощи. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова.
 Коммуникативные. 
Отвечать на вопросы. 12.11 20 Тело человека
Что такое здоровье Комбинированный Знать и выполнять правила здорового образа жизни. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.
 Коммуникативные. 
Практическая работа: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу 14.11 21 Тело человека
Твои помощники – органы чувств Комбинированный Знать органы чувств, как их охранять. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать основные функции органов чувств.
 Коммуникативные. 
Проводить опыты и делать выводы. 19.11 22 Правила безопасной жизнедеятельности
Правила гигиены Комбинированный Уметь выполнять правила личной гигиены. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
 Коммуникативные. 
Практическая работа. 21.11 23 Я – школьник
О режиме дня. Комбинированный Уметь выполнять режим дня. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.
 Коммуникативные. 
Работать в группах по составлению режима дня 26.11 24 Я – школьник
О времени и часах. Комбинированный Определять время по часам. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Определять время по часам с точностью до часа. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.
 Коммуникативные. 
Практическая работа: «Определение времени». 28.11 25 Правила безопасной жизнедеятельности
Урок в спортивном зале Комбинированный Необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
 Коммуникативные. 
Практическая работа: «Определение силы и ловкости». 03.12 26 Времена года
Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия Комбинированный Уметь называть представителей растительного мира.
Уметь различать времена года. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать признаки времен года.
Описывать сезонные изменения в природе.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
 Коммуникативные.  Пересказывать и понимать тексты о природе. 05.12 27 Времена года
Дикие животные. Комбинированный Уметь называть представителей животного мира. Называть особенности зимовки. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.
Коммуникативные.   Пересказывать и понимать тексты о природе. 10.12 28 Природа вокруг нас
Звери - млекопитающие Комбинированный Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.
Коммуникативные.   Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. 12.12 29 Времена года
Что мы знаем о птицах Комбинированный Определять влияние погодных условий на жизнь птиц. Уметь рассказывать о птицах: строение, питание. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.
Коммуникативные.   Пересказывать и понимать тексты о природе. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг?». 17.12 30 Родной край – частица Родины Комбинированный Знать название города, в котором живешь.
Уметь  называть основные учреждения культуры, быта, образования. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.
Коммуникативные.  Составление рассказа о родном крае. 19.12 31 Моя Родина
Дом, в котором ты живешь Комбинированный Уметь описывать свой дом.
Знакомство с рекламными афишами, вывесками различных учреждений..Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Уметь  называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.
Коммуникативные.   Игра: «Узнай учреждение по вывеске». 24.12 32 Значение труда для человека и общества
Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. Комбинированный Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность).
Уметь выразительно читать фольклорные произведения. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Знать почему и в каких случаях руки, голову называют золотыми.
Коммуникативные.
Задавать вопросы. 26.12 3 четверть. 33 Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). Комбинированный Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения.
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе. 14.01 34 Природа неживая и живая
Какая бывает вода.Комбинированный Уметь различать состояния воды. Регулятивные.
Наблюдать и выполнять простейшие опыты по изучению свойств воды.
Познавательные.
Характеризовать свойства воды.
Коммуникативные.
Проводить опыты с водой. 16.01 35 Человек – член общества
О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. Комбинированный Уметь различать основные нравственно-этические понятия. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
Коммуникативные.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения. 21.01 36 Человек – член общества
Идем в гости Комбинированный Уметь различать основные нравственно-этические понятия. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
Коммуникативные.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения. 23.01 37 Моя Родина
С Новым годом! Комбинированный Участие в праздничном шоу. Регулятивные.
Выполнение заданий творческого характера.
Познавательные.
Собрать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
Коммуникативные.
Участие в празднике. 28.01 38 Времена года
Январь – году начало, зиме середина Комбинированный Знать виды деревьев родного края. Сезонные изменения в природе.
Уметь делать выводы по итогам наблюдения за природой. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе. 30.01 39 Природа вокруг нас
Хвойные деревья. Названия, внешний вид. Комбинированный Сравнивать хвойные деревья (на примере растений родного края). Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям).
Коммуникативные.
Делать выводы. 04.02 40 Природа вокруг нас
Жизнь птиц. Комбинированный Уметь определять по строению клюва о способах питания птиц. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности)
Коммуникативные.
Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. 06.02 41 Наша Родина – Россия, Российская Федерация
Наша страна – Россия Комбинированный Знать свою страну, главный город страны, символику Российской Федерации.
Уметь объяснить, почему гражданин любит свою Родину. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.
Коммуникативные.
Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. 18.02 42 Природа неживая и живая
Богата природа России Комбинированный Знать разнообразие животного и растительного мира. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Коммуникативные.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. 20.02 43 Наша Родина – Россия, Российская Федерация
Мы – россияне Комбинированный Знать чем богата и знаменита родная Страна.
Уметь объяснить: почему гражданин любит свою Родину. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Уважать и описывать обычаи народов России.
Коммуникативные.
Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов  25.02 44 Наша Родина – Россия, Российская Федерация
Народная сказка Комбинированный Выразительное чтение фольклорных произведений. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Коммуникативные.
Воспринимать тексты с учетом поставленной учебной задачей. 27.02 45 Времена года
Февраль – месяц метелей и вьюг
Экскурсия. Комбинированный Сравнивать времена года. Сезонные изменения в природе. Регулятивные.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Познавательные.
Описывать сезонные изменения в природе.
Коммуникативные.
Делать выводы. 04.03 46 Природа вокруг нас
Звери - млекопитающие Комбинированный Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.
Коммуникативные.
Классификация животных 06.03 47 Природа вокруг нас
Наш уголок природы.
Экскурсия. Комбинированный Знать основные условия благополучного роста растений. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать деятельность человека по отношению к природе.
Коммуникативные.
Подведение итогов и запись выводов по теме в дневнике наблюдений. 11.03 48 Наша Родина – Россия, Российская Федерация
Мы – граждане России Комбинированный Знать основные конституционные права и обязанности гражданина Росси Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Составление рассказа о правах гражданина России по опорным словам.
Коммуникативные.
Объяснение смысла пословиц об учении. 13.03 49 Человек – член общества
О правилах поведения Комбинированный Знать о правилах поведения при общении с друзьями. Регулятивные.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
Познавательные.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
Коммуникативные.
Составление рассказа о своем лучшем друге..18.03 50 Моя Родина
8 Марта – праздник всех женщин. Комбинированный Праздничные дни России и родного города.
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
Коммуникативные.
Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. 20.03 4 четверть. 51 Времена года
Март – капельник.
Экскурсия. Комбинированный Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Проводить групповые наблюдения.
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе. 01.04 52 Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровая пища. Режим питания. Комбинированный Знать основные правила здорового образа жизни, что значит режим питания для организма человека. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
Коммуникативные.
Устный диалог: «Что значит режим питания для организма человека». 03.04 53 Ты и твое здоровье
Закаливание Комбинированный Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Принципы закаливания.
Коммуникативные.
Составление программ закаливающих процедур. 08.04 54 Я – школьник
Какое бывает настроение Комбинированный Осваивать правила поведения в различных ситуациях. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.
Коммуникативные.
Учимся владеть собой. 10.04 55 Времена года
Апрель – водолей. Комбинированный Знать условия благополучной жизни растений и животных. Регулятивные.
Планирование решения учебной задачи.
Познавательные.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе. 15.04 56 Природа неживая и живая
Весенние работы Комбинированный Уметь рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках. Регулятивные.
Планирование решения учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений .Коммуникативные.
Выращивание растения в группе (изсемя, листа). 17.04 57 Значение труда для человека и общества
Кто работает на транспорте Комбинированный Знать профессии людей, связанных с транспортом. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Коммуникативные.
Работать  с иллюстративным материалом. 22.04 58 Моя Родина
День космонавтики. Комбинированный Праздничные дни России и родного города.
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Регулятивные.
Планирование решения учебной задачи.
Познавательные.
Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
Коммуникативные.
Уметь активно работать самостоятельно, в команде.
Дидактическая игра: «Мы – космонавты». 24.04 59 Времена года
Май весну завершает, лето начинает. Комбинированный Уметь называть условия благополучной жизни растений и животных. Регулятивные.
Планирование решения учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать признаки времен года.
Коммуникативные.
Описывать сезонные изменения в природе. 27.04 60 Природа вокруг нас
Жизнь земноводных весной. Комбинированный Знать необходимые условия для развития земноводных. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек).
Коммуникативные.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере). 29.04 61 Человек – часть природы
Животное – живое существо Комбинированный Знать отличительные признаки живого и неживого. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Коммуникативные.
Составление памяток поведения в природе. 06.05 62 Времена года
Скоро лето Комбинированный Уметь различать времена года. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать признаки времен года.
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе. 08.05 63 Что значит: «Беречь окружающую природу» Комбинированный Знать правила поведения в окружающей среде. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Коммуникативные.
Составление памяток поведения в природе 13.05 64 Правила безопасной жизнедеятельности
Ты - пешеход Комбинированный Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях. Уметь различать знаки дорожного движения. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге
Коммуникативные.
Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. 15.05 65 Я – школьник
Урок-экзамен Комбинированный Выполнение различных заданий по курсу «Окружающий мир». Контроль и самооценка. 20.05 66 Заключительный урок. Конкурс рисунков «Безопасные каникулы» Комбинированный Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях. Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Коммуникативные.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере). 22.05 Список литературы.
1.Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
2. Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Учимся думать и фантазировать для учащихся общеобразовательных учреждений - М. :Вентана – Граф, 2011.
3 Методика обучения, книга для учителя- М. : Вентана – Граф, 2011.
4. Сборник программ комплекту учебников «Начальная школа XXI века»[Сборник] – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.-ISBN: 978-5-3600-2388-3