Сценарий литературно-музыкальной композиции Тебя, родной мой Казахстан, тебя, воспеть хочу!

г. Костанай СШ № 122









Литературно- музыкальная композиция,
посвященная ко Дню Независимости:

«Тебя родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!»
6-9 классы.








Автор: Макушева Елена Геннадьевна
учитель
русского языка и литературы













Цели:
- привитие интереса к предметам:
(история, география, литература).
- активизация познавательных способностей;
- развитие интеллекта;
- познакомить с культурой народов РК;
- развивать чувство прекрасного через различные виды творческой деятельности;
- прививать чувство уважения к культуре казахского народа;
- учить уч-ся коллективно сотрудничать;
- способствовать формированию казахстанского патриотизма и активной гражданской позиции учащихся.





Задачи:
- способствовать реализации творческого потенциала ребенка, дать возможность каждому продемонстрировать свои способности;
- приобщать детей к культуре и искусству;
- приобретение знании по истории, географии народному творчеству;
- расширение кругозора;
- привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
- воспитание патриотизма, чувства любви к Отчизне, нравственности, духовности на основе обычаев и традиций.














Анамыздай тiлеуi а,
Отан бiзде бiреу-а,
Ол бiздiѕ µазастан!

М.Алимбай.

Я стою на горе, Казахстан передо мной.
Я смотрю напрягая внимание и зренье,
и не в силах я скрыть мое изумленье,
Перед этой прекрасной, могучей страной.

К. Алтайский.

«История – это священная дорога познания,
Познание самого себя своего народа»

А. Алимжанов.




















Праздничное оформление сцены актового зала.
Звучат фанфары.

Ведущие: приветствие на русском и казахском языках .
«С„леметсiздерме ґрметтi ґстаздар мен оушылар! Сiздердi т„уелсiздiк кҐнiмен ґттыґтаймыз!»
«Здравствуйте, уважаемые учителя и ученики! Поздравляем вас с Днем Независимости!»

1 ведуший: Смотрю на небо голубое,
Там высоко парит орел.
Восходит солнце золотое,
Над птицей будто ореол.
До боли мне знакомо это ,
Видение сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.
Герб и флаг наш гордый,
Народом Государству дан.
Пусть же всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!

Звучит гимн РК

2 ведущий: «Наше знамя- независимость.
Наша цель- мир и благоденствие.
В этом мире у нас есть лишь одна Родина.
Это- Казахстан!» Эти слова Президента Н.А.Назарбаева
Мы, молодое поколение – будущее Казахстана. Нам его строить и береч, нам укреплять мир и дружбу между народами.
Мы должны сохранить мир на древней и прекрасной казахстанской земле это важнейшее условие нашего процветания!

Учащийся: Моя Родина предков завет,
Это будущее, принадлежащее нам.
Это грядущего нового века рассвет,
Осветляющий путь к городам!

Мой родной Казахстан, ты велик и могуч,
Твоя слава не знает границ,
И скользит по тебе процветания луч!
Пред тобою я падаю ниц!

Моя Родина – это красота природы,
Это счастья, любви большой океан.
Это символ богатства, символ свободы,
Моя Родина – мой независимый Казахстан!

Звучит песня Батырхана Шукеева «Отан - Ана»
1 куплет
µиын жолдарда аман келемiн
Асыл заман саёан сенемiн
Асыл ойда жарын ойда
Саёан салем беремiн
2 куплет
Отан ана деп саёан сенемiз
Асыл заманда мiр сҐремiз
Жарын ойда жары тунде
Саёан с„лем беремiн
припев;
Жайна мiр жґлдыз кгiндей
Тґрёой жарырап
Асыл ойда жарын тунде
Саёан сенемiз.

Педагог: Родина это страна в которой человек родился и гражданином которой
является.
Родина. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и села.
Родина. Наша Родина- это Родина Абая, И. Алтынсарина, А.Байтурсынова и Т.Аубакирова.
Учащийся: На казахской земле много совершено подвигов, свершаются они и сейчас, и все во имя Родины, во имя людей, которые на ней живут. Весомо чувство Родины Как сказал один поэт:

Ученица: «Трудно определить когда оно рождается у каждого. Очевидно, с начальными познаниями жизни. С первых шагов тянемся мы к родному порогу, за которым открывается путь небольшой, но уже волнующий сердце мир: и уходящяя в поле дорожка, и таинственный темно- зеленый лес, и неумолкающяя переливающаяся серебром луговая речушка »

Педагог: Вот такая Родина у поэта, у каждого из нас другая, но чувство у всех одно, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма, как мы его называем.

1 Ведущий: Люди которые уезжают жить за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям. многие, даже зная, что им грозит смерть, возвращались назад. Ведь даже умирать легче в родном месте.
Родина- жизнь облегчает, душу нашу лечит.
2 Ведущий: Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернутся к своим лесам и полям.
Человеку сил на все хватит, если дело его делается ради своей Родины.

Ученик: Большая наша страна. Огромная. Конца края не видно. Много людей живет в нашей стране, много народов. О Родине много стихов и песен сложено. С тех давних времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее поэты и музыканты.

Ученик: Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне »- сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь :
«Обернись к небесам
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам»-
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»-
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву,»- поманили луга.
Приляг я, легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг-
Иного не надо мне края,
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.

Тихо звучит мелодия. Уч-ся читает стихотворение на казахском языке о Родине.

Республика Ерiктi ел µазастан
Келдi аыры кп кҐткен жаз алыстан.
Келдi алыстан аѕсатып, армандатып,
Торды бґзёан мен де бiр м„з арыстан.

Мен азапын,биiкпiн,байта елмiн,
µайта тудым, мiрге айта келдiм.
Мен мыѕ да бiр тiрiлдiм м„ѕгi лмеске
Аита бергiм келкедi, аита бергiм.

1 Ведущий: Сегодня мы будем путешествовать по замечательной, удивительной красивой стране, которая вот уже 15 лет свободна и независима.

2 Ведущий: Пожалуй начнем наше путешествие! В одной из книг Бека я прочитала удивительную легенду о создании Казахстана.
(Тихо звучит домбра)
Она гласит: «в дни сотворения мира Бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны, все материки, а про Казахстан забыл.Вспомнил в последнюю минуту, а материала уже нет.От разных мест быстренько отхватил по кусочку- краешек у Америки, кромку Италии, отрезок Африканской пустыни, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану».
Не поверить в эту легенду почти невозможно, потому что на нашей удивительной земле можно найти все: и вечно голые, будто проклятые небом пространства безводного Саланчака, и живописнейшие контрасты гор, и голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря, и великолепные животворящие леса.
1 Ведущий: А вот что писал о нашей стране Сырбай Мауленов в стихотворении «Алатау»
Учащиеся:
Его подножья – цветники,
В снегах его вершины.
Бесчисленные родники
Журчат, спеша в долины.
Он, Алатау, покорен
И знак из сизой стали
На нем утес водружен,
Где лишь орлы кричали.
Видны с орлиной высоты
Утесы – монументы
Из бурого известняка,
Из дымчатого кварца,
И рыхлым паром облака
Чуть ниже их клубятся.
В низу зеркальный блеск озер,
И засинели крыши,
Земля!
И рады мы всему:
Ручью, тропинке, стеблю,
Мы ценим небо потому,
Что очень любим землю.


2 Ведущий: По представлениям древних тюрков, отчизна состоит из сбычаев и национальной культуры.Чтобы выжить и сохранить свою культуру казахи с самого раннего детства прививали любовь к родной земле, чувство национального достоинства через обряды. Не случайно, что многие обычаи, обряды и праздники связаны с ребенком.

Обращаясь к зрителям:
- Ребята назовите эти обряды(«Шiлдехана»- рождение ребенка, «Тусау кесу»-разрезание пут, «Тiл ашар»- первые слова, «Мушел жас»-первые 13 лет)

Звучит музыка

Учащиеся: Я хочу рассказать об обряде «Тусау кесу» - разрезание пут, первый шаг ребенка. Ножки малыша символически перевязываются семицветной веревкой. Семь цветов- это семь символов: белый – символ чистоты, синий – надежды, красный – победы, черный – благородства, зеленый – спокойствия, желтый – теплоты и добра, коричневый – силы и мужества.
Самый уважаемый гость должен перерезать веревку. Если виновник торжества мальчик, то нож разрезает путы движением снизу вверх, со словами «Биiк болсын», а если девочка, то путы разрезают движением сверху вниз, приговаривая: «Етегi болсын.» Такие события сопровождались песнями, играми и танцами.

Казахский танец.
2 Ведущий: Чудеса Казахстана поистине удивительны
Учащиеся: Ты видишь простор бесконечно степной,
Как шалью покрыт бесконечной травой.
Здесь горы до неба, медовые реки.
Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой.
Магжан Жумабаев


Педагог: А вы знаете что Казахстан входит в десятку крупнейших стран мира (он находиться на 9 месте)
Необьятны сами просторы нашей республики: около 2000 км. отделяют ее северную границу от южной и 3000 км. восточную от западной.

1 Ведущий: В Казахстане проживает около 100 диаспор- представителей других народов. Казахстан это поистине этнографическая «лаборатория» Евразии, а сами казахи как его коренное население являются типичными представителчми этносов средней степной полосы.
2 Ведущий: А в какой другой стране есть такое озеро как Балхаш? Одна половинка которой соленая, а другая- пресная?

Учащиеся: Если верить ученым, химикам и геологам, то в недрах Казахстана находятся все элементы таблицы Менделеева: и нефть, и золото, и алюминий.

Учащиеся: Каспийское море так называют за его величину, хотя на самом деле это водный источник является озером.

Учащиеся: На территории Казахстана собраны почти все ландшафты нашей планеты: северная его часть покрыта разнотравными степями, островками березовых и осиновых лесов, южнее господствуют бескрайние просторы злаковых полей. Постепенно степи переходят в пустыни со скудной и редкой растительностью. С востока и юга Казахстан окаймляют горы, где на ограниченной площади можно встретить лиственные и хвойные леса, альпийские луга и вершины, покрытые вечными льдами и снегами.

учащиеся: На Алтае, наряду с архаром и сибирским горным козлом, маралом, кабаргой и косулей встречаются куропатки, росомаха, бурый медведь. В горах Тянь-Шаня водится снежный барс.

2 Ведущий: Да, Казахстан наш могуч и необъятен, обладает удивительными природными ресурсами

Уч-ся: Пусть солнце льется на твои просторы
В богатстве недр и золоте зерна,
Пусть выситься, как снеговые горы,
Для мирных дел казахская страна.

1 Ведущий: Богата и разнообразна природа Казахстана, но, к сожалению, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения и занесены в красную книгу.

2 Ведущий: А почему книга названа красной? (сигнал тревоги, беды)

Педагог: Сегодня мы совершили путешествие по нашей стране, и многое узнали, о многом беседовали

1 Ведущий: Но есть в истории даты, которые по неволе заставляют оглянуться назад и не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. Ровно 15 лет назад была принята Декларация о государственном суверенитете, которая юридически дала начало нашему движению к независимости.
Говорят что боги не могут изменить прошлое. Поэтому нужно признать, что ничего на этой краткой по времени, но огромной по дистанции дороге в 15 лет мы изменить не в силах. все наши ошибки и достижения, победы и поражения также стали частью нашей истории.

Откидной календарь с датами. Перечитываются листы с датами в соответствии с текстом.

2 Вед: «16 декабря 1991 года»
Уч-ся: «Президент РК Н.А.Назарбаев подписал Конституционный Закон О Государственной независимости»
1 Вед. «28 января 1993 года»
Уч-ся: «Верховный Совет Казахстана принял первую Конституцию независимого Казахстана »
2 Вед: «15 ноября 1993 года»
Уч-ся: «Введение национальной валюты РК- тенге»
1 Вед: «29 августа 1991 года»
Уч-ся: «Официальное закрытие ядерного полигона в г. Семипалатинске»
2 Вед: «21 апреля 1995 года»
Уч-ся: «Вывезена последняя ядерная боеголовка с территории Казахстана»
1 Вед: «30 августа 1995 года»
Уч-ся: «На всенародном референдуме принята Конституция РК»
2 Вед: «16 декабря 1996 года»
Уч-ся: «В городе Алматы открыт монумент Независимости»
1 Вед: «10 декабря 1997год»
Уч-ся: «Переезд в новую столицу высших органов государственной власти»
2 Вед: «7 мая 1998 года»
Уч-ся: «Указом президента г. Акмола переименован в г. Астана»

На фоне кюя Курмангазы «Сары- Арка» слова стихотворения:


Уч-ся: Я – казах!
Так повторяю вновь.
Любит кто тебя, как я, казах?!
И прости, коль лишнее сказал.

Уч-ся: Не было еще таких судеб,
Родина моя – родная степь!
И горит над миром образ твой:
Флаг казахский и казахский герб!

Сверху на сцену медленно спускаются облегченные стенды с символикой РК

1 Вед: Вы достаточно занимались самостоятельно. Поэтому сможете ответить на вопросы викторины о Казахстане.

Один из самых образованных людей своего времени. Блестящий офицер. Знаменитый путешественник.
Талантливый полководец ВО войны. Самостоятельный писатель. Его именем названо военное училище.
Девушки – казашки, погибшие в годы ВОВ, герои Советского союза.
Самая высокая гора Казахстана.
С какими странами граничит Казахстан?
В каком городе находиться знаменитый мавзолей Айша- биби?
Сколько национальностей проживает в Казахстане в Мире и согласии?
Где обнаружен «Алтын адам»
Основатели казахского ханства?
Великий казахский поэт, просветитель, родоначальник казахской литературы?

Уч-ся: Всегда тепла родная сторона,
Всем до могилы дорога она.
И мне земля, богатая несметно,
Судьбою благодатною дана
Моей страны богаче не найти
Мой Казахстан, не зря же ты в чести!

Заключительная песня:

«Келесi кездескенше! Мейрамдарынызбен!»
«До новых встреч! Еще раз с праздником!»





































Эпиграф

Анамыздай тiлеуi а,
Отан бiзде бiреу а,
Ол - бiздiѕ µазахстан.

М.лiмбай

Я стою на горе, Казахстан передо мной.
Я смотрю напрягая внимание и зренье,
и не в силах я скрыть мое изумленье,
Перед этой прекрасной, могучей страной.

К. Алтайский.




«История – это священная дорога познания,
Познание самого себя своего народа»

А. Алимжанов.


15