Классный час Чудо Земли — хлеб!


Внеклассное мероприятие для начальной школы
Цели и задачи:1. Привитие учащимися бережного отношения к хлебу.2. Воспитание уважения к труду хлеборобов.3. Воспитание любви к своей малой родине.Оборудование и оформление:1. Плакаты: «Хлеб – всему голова!», «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»2. Выставка книг о хлебе.4. «Каравай» на рушнике, выставка хлебных изделий. Ход праздника:
Ведущий:1 ученик: Стоит пшеница на АлтаеСреди натруженных полей, И тает в хлебном океанеЗеленый парус тополей.Шумят хлеба…В страде горячейОни земле поклоны бьютЗа теплоту души алтайскойЗа доблесть, мужество и труд!…2 ученик: В степи, под этим синим небом,Мне хлеборобы как родня.Они Россию кормят хлебом,А это значит и меня...3ученик ”Хлеб под столом,Брошенный прямо в пыль”Кто ж это совесть свою на столВыбросил как утиль?Если б увидел его, никогда бНе подал ему руки,Будто не знал онСколько труда вложено в эти куски!”Ведущий:
Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был спасением. “Блокадный хлеб, с слезою пополам, Кто ел его, о нем не забывает”. - ”1 2 5 граммов - блокадный хлеб - это нельзя назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу” Многие знают печальную историю 11- летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала её сиротой.
Слайд («Дневник» Тани Савичевой)


В дыму ленинградское небо,но горше смертных ранТяжелого хлеба,Блокадного хлеба.Сто двадцать пять грамм.
О. БерггольцИ было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду,
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк.
Поломка эта- не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь, опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб –две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» названОбычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Враги ошиблись: Ленинград выжил.
Ученик: Видишь, друг, у хлеба свойство замечательное есть –
Проверяют им геройство,
Силу, мужество и честь.
Помни верные слова: «Хлеб всей жизни голова!»
Дороже и злата, и соболя
Он всем и всему голова
У хлеба значенье особое
Державные держит права.
И так повелось это исстари,
Изба - пирогами красна,
Хлеб - наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью во все времена.
Учитель:
Нет кажется человека, который бы пренебрегал хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь.
Стихотворение «Вот он, хлебушко душистый»
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе1Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он хлебушко душистый ,
С хрусткой корочкой витой
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нём.
Уплетай за обе щёки, Вырастай богатырём.
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Чтецы:
Так повелось на моей земле
Из года в год, из рода в род- веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спетаПод синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь по жнивью
И сыну, указав на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему
Как матери, как общей нашей доле».
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет
Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»
Учитель: (показывает на хлеб)

Вот он лежит перед вами во всех видах – от сухаря до каравая, лежит словно одушевлённый верой поколений в его огромную силу: пышущий солнечной земной энергией. А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень? Вы приходите в столовую, а хлеб уже на столе. Вы приходите домой, а хлеб уже ждёт вас. Хлеб – это первейший продукт человечества. Хлебом всегда гордились.
Особой славой на Руси пользовались калачи. У нашего хлеба долгая память, он не терпит неряшливости, плохого отношения к себе. Народная мудрость гласит: «Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба.»СЦЕНКА Т. Голуб «Хлеб и Маша»
Автор: - Каждый день дочурку МашуУговаривала мама:Мама: - Доченька, не будь упряма:С хлебом ешь и суп и кашу.Автор: - Маша хныкала в ответ, Говорила громко: - “ нет!”Маше бабушка твердила:Бабушка: - В хлебе, внученька, вся сила!Съешь - ка сладкий пирожок.Или сдобный кренделек.Автор: - Маша мякишек щипала И под стол его швыряла.Долго хлеб молчал, крепился,Но однажды рассердился,Быстро с хлебницы скатился,Докатился до двери, крикнул Маше;Хлеб: - Отвори! От тебя я убегу! Больше жить так не могу!Маша: - Убегай!Автор: - Сказала Маша и открыла дверь.Маша: - Без тебя жизнь станет краше и спокойней мне, поверь!Автор: - Хлеб ушел, довольна МашаНе вернется он назад.Ест без хлеба Маша кашу,И котлету, и салат.Вместо хлеба на обед,Ей дают теперь конфет,Два денечка Маша елаА на третий присмирела,На четвертый - загрустила,А на пятый попросила;Маша: - Ой, бабулечка, дружочек,Дай мне к чаю кренделечек,Или сладкий пирожок,Или хлебушка кусок.Автор: - Машет бабушка рукой;Бабушка: - Маша, Маша, что с тобой?Неужели ты забыла,Как ты хлебу нагрубила?Не вернется он назад.Съешь-ка лучше шоколад.Автор: - Маша в слезыМаша: - Что мне делать?Я без хлеба похуделаЯ без хлеба не могуЗа прощеньем побегу.Автор: - Маша к хлебу прибежала,Умолять и плакать сталаМаша: - Хлеб, голубчик, не сердисьВ дом скорее воротисьБез тебя мне больше дня не прожить,прости меня!Автор: - Молвил хлебушко в ответ:Хлеб: - Я простил бы, спору нет,Но пшеничное зерно,Сможет ли простить оно?Автор: - Маша в поле прибежала,К хлебным зернышкам припала:Маша: - Зерна, злобы не держите,Глупую меня простите.Автор: - Зерна молвили в ответ:Колоски: - Мы простили б, спору нет,Вот простит ли только поле,-Материнское раздолье?Автор: - Маша полю поклонилась,Перед полем извинилась.Но услышала в ответ:Поле: - Я б простило, спору нет,Но простят ли хлеборобы?Урожаев мастера.I комбайнер: До зари встали, чтобы Стала нивушка щедра.Рук и силы не жалели,Мало спали наспех ели,Земле бережно пахали,Разрыхляли, удобряли,Дружно сеяли зерно.II комбайнер: А когда взошло оно,Как ребенка берегли,Выйти в колос помогли.А теперь вокруг пшеницаЗолотая колосится.III комбайнер: Нет ей ни конца, ни края,Будут, будут караваи,Булки, бублики и плюшки,И оладьи и ватрушки...Каждому достанутcя,Да и впрок останутся!Поле: - Только ты не забывай, что румяный каравайТравкой в поле не растет, нужен труд иНужен пот, целой армии людей. Маша, к нам беги скорей!Автор: - Прибежала Маша к людям, стала плакать и просить:Маша: - Больше я грубить не буду, Буду хлебом дорожить.Глупую меня простите,Хлеб, пожалуйста, верните. I Комбайнер: - Что ж, если так, то вот попробуйПышный, белый каравай,Но урок не забывай!Автор: - Поклонилась Маша людям.Пышный каравай на блюде,Словно солнце подняла, Наша Маша поняла:Маша: - Что пословица права:“Хлеб - всему он голова!”


ИЗРЕЧЕНИЯ И ПОСЛОВИЦЫ (на слайде)
«Хлеб – народное богатство»«Хлеб – выше золота и алмаза»«Быть выше хлеба человек не может. Пусть даже самый главный на земле…»«Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним надо на Вы.»
«Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.»« Будешь упорно трудиться – будет и хлеб в закромах водиться.»«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.»«Без хлеба нет песен.»
Дети объясняют смысл пословиц.
Михалков «Булка»
1уч-к Три паренька по переулку,Играя будто бы в футбол,Туда-сюда гоняли булкуИ забивали ее гол.2 уч-к Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул,И, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.3 уч-к Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал.4 уч-к Вы кто такой? - спросили дети,Забыв на время про футбол.1 уч-к Я-пекарь!-человек ответилИ с булкой медленно ушел.2 уч-к И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.
Ученик:
Даже не верится нам с тобою,
Что кто- то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Учитель: это стихотворение ещё раз напоминает нам о том, что хлеб – это бесценный дар, который дан человеку на всю жизнь.
Ученик:
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной,
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
Учитель: А теперь, ребята, давайте ответим на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в нашей жизни?
Загадки:
В мельницу льются зёрна рекой
Там они станут белой……(мукой)
Потеплей найдите место,
Поднялось быстрей чтоб…(тесто)
Нужна она в каши, нужна и в супы,
Десятки есть блюд из различной ..(крупы)
Не жалей, малыш, ты рублик –
Покупай горячий …(бублик)
Каждый день я спозаранку
С молоком жую…(баранку)
В наш магазин помчался антон,
С маком он купит свежий..(батон)
Только ступим за порог-
Чуем мамин мы…(пирог)
Жарят внукам бабушки
Вкусные ..(оладушки)
Отложил я все игрушки
Ем я с творогом..(ватрушки)
Даже Лондон и Берлин
Любят пышный русский..(блин)
Нужно нам поторопиться
Ведь на ужин будет..(пицца)
Обожаю с детских лет
Мамин маковый..(рулет)
Печка из сказки просит: «Дружок,
Съешь мой горячий ржаной…(пирожок)
Очень занятый народ
На ходу ест..(бутерброд)
Для тонюсеньких ребят лучшее леченье-
Всевозможнейших сортов вкусное..(печенье)
Продаются всевозможные
В той кондитерской….(пирожные)
Любим гостить у бабули в Тюмени:
Знатные лепит она нам…(пельмени)
Запасам семейным нанёс я урон:
За ужином съел я кило…(макарон)
Вещей съедобных тыща!
Всё вместе – это..(пища)
Учитель: много вложено труда, чтобы такие»вкусности» пришли к нам на стол.
Частушки
С трактористом я дружу,
Помогать ему хожу.
Тракторист ведёт машину,
А я рядышком сижу.
Каша, каша, простокваша,
Повариха утка наша.
Вместо каши на обед
Приготовила омлет.
Ведь обед нам не в обед
Если к супу хлеба нет
И не та на вкус картошка
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше
Гусь без хлеба ерунда,
Хлеб кормилец, пища наша,
Молодецкая еда.
На работе и в походе,
У народа хлеб в почёте,
С хлебом русский человек
Богатырь из века в век.
Все на поле брюкву полют,
Всем работа нравится,
Только Катя на кровати
До полдня валяется.
Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей.
Падает от слабости,
А любит только сладости.
Ем я кашу и сметану,
У меня силёнка есть.
Всё же драться я не стану.
Только ты ко мне не лезь.
Ученик:
Вот хлеб – высок, румян и свеж,
Его ты ежедневно ешь.
Орловский, рижский, заварной.
Пшеничный любишь и ржаной.
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух. Не слеп. Цени народный, трудный хлеб.
Учитель: Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения.
Это воздух. Земля, вода, солнце, жизнь. В одном ряду с ними стоит слово – хлеб. Это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия.
Дети:
Только снег сошёл в апреле, как поля зазеленели,
Мы говорим: «Хлеб!»
Золотой простор бескрайний –
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!»
Вот зерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!»
Ученица с караваем:
Если мы хотим кого- то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Наклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!