Cтатья на тему Теоретические основы развития толерантности у подростков как фактор межкультурной коммуникации


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Жакаева Г.К.

Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в Казахстане. Специфические характеристики здесь имеют миграционные процессы, людей других национальностей.
Решение новых задач, возникших в современном обществе, требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом знаний, навыков и т.д., но способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей. на сегодняшний день обществом осознаётся необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность сегодня должна стать основой построения гуманного общества, где высшей ценностью является человек, его интересы и способности, нравственные и духовные качества, создание возможностей для познания личностью себя и самореализации.
В «Декларации принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что «конструктивное взаимодействие социальных групп может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия» [1].
На этом фоне Казахстан является примером взаимоотношений, характеризующихся взаимопониманием различных общественных групп, недопущением проявлений ненависти и насилия. Не случайно одной из главных идеологических опор Глава нашего государства определяет укрепление межнационального мира и согласия, наличие уникального межконфессионального диалога представителей различных религий [2].
Президент Нурсултан Назарбаев подчёркивает тот факт, что «в стремлении к единению и толерантности заключается великая мудрость народа нашей страны» [3, с. 2]. Глава государства, выступая на Совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической толерантности в Алматы, подчеркнул особую значимость толерантности: «Именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем» [3, с. 2].
Формирование толерантности обозначено главным направлением развития общества такими документами, как Доктрина национального единства, стратегия Ассамблеи народа Казахстана [4, 5].
В Доктрине национального единства, принятой в 2009 году, отмечено: «Обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны. Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе» [4].
Целью стратегии Ассамблеи народа Казахстана является укрепление стабильности и согласия в обществе и процессе формирования казахстанского народа, его сильной государственности, открытого гражданского общества. Основная задача - формирование казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли государственного языка и культуры казахского народа [5].
В своём выступлении на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Национальное единство – наш стратегический выбор» (Астана, 26 октября 2009 года) Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отмечает: «В современном мире национальное единство определяется такими условиями, как совместное созидание общего государства, толерантность. А ведь это то, о чем я вам говорю все эти годы, и та политика, которую мы проводим вместе с вами из года в год! Именно благодаря этому у нас в стране стабильность в настоящем и уверенность в будущем» [6].
Проблема развития толерантности достаточно хорошо разработана в психолого-педагогической литературе.
Поскольку Казахстан имеет большой период развития в рамках СССР, особое значение для исследования проблемы развития готовности детей к межкультурной коммуникации имели работы ученых советского и постсоветского периода, в которых раскрыты педагогические аспекты становления и формирования личности в полиэтнической образовательной среде (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина), определены основы теории коммуникации, межкультурной коммуникации (Ю.Н. Тен, В.Б. Кашкин, B.C. Слепович, А.П. Садохин, Ф.И. Шарков), обоснованы тенденции и направления образовательной системы Казахстана (Д.Б. Нуркешева).
Наше исследование посвящено проблеме толерантности. В качестве рабочего определения толерантности будем использовать определение, которое дает С.К. Бондырева: «Толерантность – это особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом».
Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной».
Основанием государственно-правовых аспектов изучаемой проблемы стали программные документы: Закон Республики Казахстан «Об образовании», Послание Президента Н. А. Назарбаева к народу Республики Казахстан «Новый Казахстан в новом мире» и др.
В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций . Так, в английском языкетолерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства , отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.
Толерантность – это не просто традиционная (и уже в общих чертах решенная) проблема как западной мысли или западного общества, так и нашего общества, но именно новая проблема глобального мира.
Современный представитель концептуального направления философского анализа феномена «толерантность» Б.Э. Риэрдон предложил четыре основных способа научной дефиниции этого понятия [7]:
-«толерантность как безразличие» предполагает существование разноречивых мнений, истинность которых не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур и др.);
-«толерантность как невозможность взаимопонимания» ограничивает проявление терпимости к человеку, которого невозможно понять и с которым невозможно взаимодействовать;
-«толерантность как снисхождение» подразумевает привилегированное положение своей культуры перед остальными культурами в сознании человека, поэтому все другие культуры оцениваются как более слабые (их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать);
-«толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» позволяет не только уважать чужую позицию, но и менять свою в результате критического диалога.
Последний подход является наиболее целесообразным для современной психолого-педагогической ситуации в системе школьного образования. Однако сегодня наиболее актуальным является вопрос о необходимости раскрытия базовых психолого-педагогических механизмов воспитания толерантности, а также о необходимости отработки на этой основе оптимальных путей, средств, форм и методов формирования толерантного мышления и поведения у подрастающего поколения. Это необходимо для обеспечения разноплановых стратегий культурного развития человечества.
Согласно данным многих современных исследователей феномена толерантности, в настоящее время наибольшее значение приобретают такие ценности и принципы, которые необходимы для выживания человечества и свободного развития каждой личности: этика и стратегия ненасилия, терпимость к иноэтническим традициям и культурным особенностям, диалог, взаимопонимание и др. Мы рассматриваем проблему формирования толерантно-ориентированного образования, которое актуализирует специфику понимания мира и человека в этом мире. Решение указанных организационно-педагогических задач осуществляется посредством проведения работы, проводимой школьной социально-педагогическими службой.
Казахстанская гуманистическая культура обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован как в государственных масштабах, так и в педагогическом процессе. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих школ это обстоятельство стало причиной сложных проблем, так как основная задача школьного образования- научить детей межкультурному взаимопониманию, примирению. Одной из задач, поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Преимуществом толерантных людей является то, что они действуют в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Взаимодействие на основе построения толерантного мировосприятия помогает построить открытую, бережную, свободную от напряженности среду в вузе, которая позволит студентам свободно делиться своими переживаниями, идеями и представлениями.
Толерантность является интегральной характеристикой индивида, определяющей его способность реализовать свою индивидуальность в интересах общества. Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, научить их проявлять ее в соответствии с личностными особенностями и в рамках конструктивного взаимодействия с окружающими, - означает формирование толерантности.
Таким образом, педагогическая сущность понятия «толерантность» включает толерантность как сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему, миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека); свойство общей культуры человека, путь к гражданскому согласию, необходимое условие соблюдения принципа человеческого общежития свободы слова; принцип взаимодействия между людьми, ценностным ядром которого является выдержка и любовь человека к человеку; важнейшее профессиональное качество учителя, в основе которого лежит способность педагога адекватно оценивать реальную социально-педагогическую ситуацию, с одной стороны, и возможность позитивно ее разрешать - с другой; результат оптимальной педагогической стратегии и тактики, критерий социализации человека

Литература:
1 Декларация принципов толерантности // Генеральная конференция ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
2 Амребаев А. Казахстанский опыт толерантности // Казахстанская правда. 2008. – 17 ноября.
3 Калилаханова К. Выбор Казахстана: толерантность и созидание // Казахстанская правда. 2009. – 29 декабря.
4 Доктрина националього единства Казахстана. - Астана, 2009.
5 Стратегия Ассамблеи народов Казахстана на долгосрочный период (до 2011 года) // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 856. – 2002. - 26 апреля
6 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Национальное единство – наш стратегический выбор». Астана, 26 октября 2009 года.
7 Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2009. - 304 с.