Конспект урока по русскому языку


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центр Образования «Возрождение»
Русский язык
3-4 СКК
3 класс: Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что?
4 класс: Правописание имён собственных.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учитель: Яковлева Светлана Анатольевна
Тема урока 3 класс: Различение слов, отвечающих на вопрос кто? и что?
Тема урока 4 класс: Правописание имён собственных.
Цель: способствование формированию умения различать названия предмета по вопросу кто? и что? Цель: способствование формированию навыка правописания имён собственных
Задачи урока: 1) учить соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета;
2) развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что? Задачи урока: 1) развивать умения находить в тексте имена собственные;
2) развитие навыка правописания имён собственных:
3) коррекция и развитие мышления путем установления общего свойства ряда предметов;
4) воспитание мотивации к обучению;
Планируемый результат: Знать, уметь различать слова- названия предметов по вопросам. Знать, уметь различать и правильно писать имена собственные и нарицательные
Педагогические технологии: личностно-ориентированный подход,
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесно-наглядный, работа в парах, самостоятельной работы, работы в группе.
Методы по источнику знаний: Словесный, практический , наглядный.
Приемы умственной деятельности: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение
Принцип обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности ( материал подобран с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся)
Оборудование: текст для групповой работы, карточки для работы, таблица для задания, маршрутные листы для 3 и 4 классов, листы для индивидуальных достижений.
Этап урока время цель Содержание учебного материала
3 класс Содержание учебного материала
4класс Методы и приёмы работы Форма организации
Самоопределение к деятельности. Организационный момент 1 Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения:
Посмотрите друг на друга , пожмите друг другу руку и , конечно, улыбнитесь соседу.
Слуховое восприятие фронтальная
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 6 Повторение изученного материала, необходимых для «открытия новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Работа со словами:
Портфель, школа, собака, умный, учиться,
Задание :
1)Какие вопросы можно задать к словам.
2)Выберите слова, к которым можно задать вопрос что?
3) Выберите слова, к которым можно задать вопрос кто?
4)Формулирование правила вместе с учителем о различении названия предметов по вопросу.
Выберите правильный ответ:
-Эти слова называют предметы.
-Эти слова называют признаки предметов
-Эти слова называют, что делает предмет.
Работа с текстом.
Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Владимире по улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ним бежит собака Дружок. Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку.
Задание к тексту:
1)Прочитать текст
2)Подчеркнуть слова, которые пишутся с прописной буквы, но не являются началом предложения.
3) Подумать, почему эти слова написаны с большой буквы.
4) формулируют правило вместе с учителем о правописании имён собственных.
«Веришь ли ты, что…»
-Подчёркнутые слова называют ФИО, клички животных, названия городов, сел деревень- поэтому они пишутся с большой буквы. (да)
-Все предметы, отвечающие на вопрос кто? пишутся с большой буквы? (нет)
-ФИО, клички животных, названия городов, сёл, деревень, улиц- это имена собственные? (затрудняются) Приём ТРКМЧП:
«Мозговой штурм»
«Веришь ли ты, что…» Групповая.
3. Постановка учебной задачи. (Определение темы и целей урока) 2 Мотивация к формулированию темы и целей урока - Вы хотите это узнать?
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Давайте, посмотрим, как я сформулировала тему. – Вы согласны?
Запишите число, классная работа.
Давайте, посмотрим цели нашего урока. Самоопределение темы урока Фронтальная
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Тренинг для фаланг пальцев (пальчиковая гимнастика) 4
1 Присвоение выявленных закономерностей , фиксирование новых знаний через моделирование
Подготовить пальчики для письма Возьмите маршрутные листы , скажите сколько будет сегодня заданий. Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу на листах индивидуальных достижений.
Выполним задание №2 из маршрутного листа
Прочитать правило на
С 144 (3 кл) и с 145 (4 кл)
И отметить на полях карандашом .
«Инсерт»
+- знаю
- -не знаю
?- хочу знать
_Теперь вы можете ответить на вопрос:
-Что обозначают слова портфель, школа, собака.? (3 кл)
-Что такое имя собственное? (4 кл)
Точилка
Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет-
Вот она его и точит.
Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, делаем спиралевидные движения от кончиков пальцев до основания фаланг. Произнося слова: «Вот она его и точит» - сжать и разжать кулак 2-3 раза. То же правой рукой.
Прием ТРКМЧП
«Инсерт» (маркировка текста)
+-знаю
- - не знаю
?- хочу знать
Слуховое восприятие индивид
Индивидуальная
5. Закрепление материала 7 Упражнения на формирование осмысленного понимания полученных знаний Сам-но:
Упр 2 с 144 Записать названия предметов
Самопроверка:
На полях самооценка:
!- всё правильно
+- есть ошибки, но я их исправил
?- пока затрудняюсь С учителем:
Упр 2 с 145 Выписать слова в следующем порядке.
Словесная оценка учителя. индивидуальная
Физминутка
Дидактическая игра «Ванька-встанька» 1 Снятие напряжения, усталости Учитель произносит слова, если они отвечают на вопрос кто? встают, а если вопрос что? Приседают.
Учитель называет слова, если они пишутся с большой буквы, то ученики встают, а если с маленькой- приседают Слуховое восприятие Фронтальная
Ученик, Ваня, озеро, Байкал, река, Света, Волга, город, Куйтун, улица, Яна, собака. 5 Контроль за процессами результатом учебной деятельности. 8 Умение применять полученные знания на основе дифферен Разноуровневые задания. Начинаем выполнять задания с зеленой звездой, как только выполните- переходите к желтой, после желтой к красной. Вам дается определенное время. А потом мы проверим ,как вы справились. Прием ТРКМ:

Прием «Письмо с дырками» (4 класс) Дифференцированная разноуровневая
индивидуальная
цированных заданиях Зеленая-Подчеркнуть слова , отвечающие на вопрос что?
Собака, стол, часы, жираф, утюг, пенал, котенок.
Желтый- Выписать предмет.
Повар варить
Цветок цветной
Старый старушка
Красный-Выписать слова предметы, отвечающие на вопросы кто?
Дети делают кормушки.
Многие птицы уселись на крыши. Зеленая-Подчеркнуть имена собственные.
Захар, Ока, речка, деревня, Иванов, Семеновна, котенок.
Желтый- Изменить слова по образцу: Люда-Людмила
Галя-
Петр-Петрович
Иван-
Красный-Вставить имена собств.
У мальчика… есть щенок….
Мою маму зовут…
Мой друг .. живет в городе… Проверка: Начнем проверять с зеленой звезды:-Кто выполнил задания под зеленой звездой? И т .д
Оценивание: 1 задание под зеленой звездой-«3»
Под желтой и зеленой выполнено правильно- «4»
Три задания правильно-«5»
-На какой вопрос мы ответили, выполнив эти задания? 6 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. 4 Включение новых знаний в систему А сейчас работа в паре. Это задание для самых внимательных и сообразительных. Вам нужно изменить одну букву в слове, чтобы это слово стало отвечать на вопрос кто?
1)Заплетенные волосы (коса)
Домашнее рогатое животное (коза)
2)Цветок (мак)
Животное, с клешнями (рак)
3)Маленькая частичка воды (капля)
Длинноногая птица, любительница лягушек. (цапля) Прочитать слова, образовать имена собственные
слово имя фамилия кличка Город, деревня
василек Орел шар Верите ли вы, что в России есть город Зима?
Верите ли вы, что в России есть река Мама?
(познавательные задания) Прием ТРКМ Работа в парах.
7 Рефлексия деятельности
(Подведение итогов урока) 4 Умение самооценивать себя Предлагаю ответить на вопросы:-Какова тема урока?
-Какую цель ставили?
-Достигли ли цели?
-Какое правило использовали?
Предлагаю вернуться к приему «Веришь ли ты, что…» (вопрос поочередно 3 кл , 4 кл) Прием ТРКМЧП
«Веришь ли ты, что..» индивидуальная
- Только имена людей отвечают на вопрос кто? (нет)
-Об одушевленных предметах мы говорим кто? (да) Любое слово, написанное с большой буквы, имя собственное? (нет)
-Имена собственные пишутся с большой буквы? (да) -Что было интересно на уроке?
-Что было трудно?
-Где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу. 8 Информация о домашнем задании (по выбору) Выставление оценок. 1 Развитие умений оценивать С 145 упр 3 или придумать и записать 3 предложения, чтобы предмет отвечал на вопрос кто? С 144 у 1 или придумать и записать 3 предложения с именами собственными Обдумывание, выбор Индивид.
Релаксация 1 Снятие напряжения Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями
-Отдохнем одну минуту, восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом, как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе, нет печали, нет тревог.
Потрудились славно дети, Завершается урок. Приложение 1 Маршрутный лист. 3 класс
Задание 1. Задание №2 Задание №3 Задание №3
Портфель, школа, собака, умный, учиться,
Прочитать правило на с 144 .
Читая информацию, поставить карандашом знаки:
«Инсерт»(маркировка текста)
+-знаю
- - не знаю
?- хочу знать Начинаем выполнение с зеленой звездой. Затем переходим к желтой. Если справились переходим к красной. А сейчас работа в паре. Это задание для самых внимательных и сообразительных. Вам нужно изменить одну букву в слове, чтобы оно стало отвечать на вопрос «Кто?»
Задание :
1)Какие вопросы можно задать к словам.
2)Выберите слова, к которым можно задать вопрос что?
3) Выберите слова, к которым можно задать вопрос кто?
Выполнить упр 2 с 144
Записать названия предметов
Чайная посуда:
Столовая посуда:
Кухонная посуда:
На полях самооценка:
!- всё правильно
+- есть ошибки, но я их исправил
?- пока затрудняюсь 1)Подчеркнуть слова , отвечающие на вопрос что?
Собака, стол, часы, жираф, утюг, пенал, котенок.
2)Желтый- Выписать предмет.
Повар варить
Цветок цветной
Старый старушка
3)Красный-Выписать слова предметы, отвечающие на вопросы кто?
Дети делают кормушки.
Многие птицы уселись на крыши. 1)Заплетенные волосы
Домашнее рогатое животное
2)Цветок
Животное, с клешнями
3)Маленькая частичка воды
Длинноногая птица, любительница лягушек
Выберите правильный ответ:
-Эти слова называют предметы.
-Эти слова называют признаки предметов
-Эти слова называют, что делает предмет.
Приложение 1. Маршрутный лист 4класс
Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №3
Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Владимире по улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ним бежит собака Дружок. Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку.
Прочитать правило на с 145.
Читая информацию, поставить карандашом знаки:
«Инсерт»(маркировка текста)
+ - знаю
- - не знаю
? – хочу знать Начинаем выполнение с зеленой звездой. Затем переходим к желтой. Если справились переходим к красной. Прочитать слова, образовать имена собственные
1)Прочитать текст
2)Подчеркнуть слова, которые пишутся с прописной буквы, но не являются началом предложения.
3) Подумать, почему эти слова написаны с большой буквы.
Работа со словосочетаниями, в результате которых дети знакомятся с именами собственными.
Выполнить упр 2 с 145
Выписать слова в следующем порядке:
Имя:
Отчество:
Фамилия:
Название села:
Название города:
Выполнение на доске. Зеленая-Подчеркнуть имена собственные.
Захар, Ока, речка, деревня, Иванов, Семеновна, котенок.
Желтый- Изменить слова по образцу: Люда-Людмила
Галя-
Петр-Петрович
Иван-
Красный-Вставить имена собств.
У мальчика… есть щенок….
Мою маму зовут…
Мой друг .. живет в городе… слово имя фамилия кличка Город, деревня
василек Орел шар Приложение №2 Лист индивидуальных достижений
Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока 2 Умею самостоятельно работать с текстом «Инсерт» 3 Умею применять правило при выполнении задания 4 Умею быть внимательным 5 Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других, не подводить группу 6 Умею оценивать свою деятельность 7 Самооценка за урок
Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
Я сам все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)
Для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла)
Самоанализ урока
На основании данных школьного психолога и по наблюдениям в учебной деятельности, учитывая уровень обученности, обучаемости, общий уровень развития в рамках учебной деятельности (познавательная мотивация, рефлексия, основные психические процессы), детей в классе можно условно разделить на 3 группы. Состав этих групп откорректирован мной в ходе учебной деятельности.
У 2 человек высокий уровень развития, у 4 человек средний уровень развития и 5человек имеют низкий уровень развития. Эти данные я учитывала при работе на уроке ( подбор учебного материала, учёт возрастных особенностей детей, организация дифференцированной работы, выбор методов и приёмов работы).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):
Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.
Положительные результаты урока.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления через чтение и письмо.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМЧП:
прием «Мозговой штурм»- учит работать с текстом, принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение
творческий прием «Веришь ли ты, что…» - умение осознавать заданный вопрос, выбирать нужный ответ.
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
2. Стадия осмысления – прием «Инсерт»
Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:
общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.
3. Стадия рефлексии – прием «Веришь ли ты, что…»
общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
универсальные: анализ с целью выделения признаков.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
прогнозирование темы урока
целеполагание урока
волевая саморегуляция при самостоятельной работе
осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Методы обучения и используемые приемы ТРКМЧП послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМЧП соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с таблицей 4кл) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
фронтальная(во время постановки учебной задачи)
групповая (во время систематизации имеющихся знаний)
работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя. Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.