Конспект урока окружающего мира по теме Россия на географической карте и глобусе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №1»
Открытый урок на областном семинаре
Конспект урока окружающего мира
В 4 классе
УМК «Гармония»
Россия на географической карте.






Выполнила:
Казакова Надежда Геннадьевна,
учитель начальных классов



Тема: Россия на географической карте
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: системно-деятельностный подход
Основные дидактические методы: 
словесный (беседа, объяснения);
наглядный;
практический (работа с контурной картой, глобусом, картой);
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
Форма работы:
фронтальная;
индивидуальная;
парная;
групповая
Цель:
познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами.
развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;
воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины;
смогут называть достоинства России.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – научатся работать с картой.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Оборудование: пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.

Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Примечание

1. Организационный момент
-Сегодня у вас на уроке много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь.
- Проверьте, как вы готовы к уроку. Вам понадобятся: учебник, ТПО, цветные карандаши, линейки, калькуляторы.
Настраиваются на урок.
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.



2. Актуализация знаний.






Работа с иллюстрациями учебника
Урок начнём с прослушивания стихотворения С.Маршака «За перегоном – перегон..», которое подготовила Милена.
Внимательно прослушайте и скажите, о чём оно.

-А как дети могут путешествовать сидя за партами?


-Откройте учебник с.76. Рассмотрите фотографии. Почему данные фотографии помещены под этим стихотворением? Что их связывает?

-Чтобы определить тему урока отгадайте загадки:
1. Моря есть- нырнуть нельзя,
Горы есть- взойти нельзя,
Равнины есть – пройти нельзя.
- Что это?

-Какие виды карт вы знаете?
-А о какой карте говорится в загадке?
- Что такое географическая карта?

2. На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой, Нам показывая страны, Реки, горы, океаны.

- Что такое глобус?
Милена читает стих, дети слушают, отвечают на вопрос.

-О том, как дети, сидя за партами, могут путешествовать по просторам нашей страны.
-по карте.


- На фотографиях видно, что Россия – огромная страна. Разнообразна и красива природа нашей страны.





- карта

- исторические, географические, политические, карта полушарий, звёздного неба.
-о географической.




- это глобус

- уменьшенная модель земного шара.



3. Сообщение темы

Парная работа






Постановка учебной цели, задач.



-Определите тему урока.
Работа с глобусом
Парная работа
Найдите на глобусе и друг другу покажите Россию.
–Ответьте на вопрос: Что может рассказать глобус о России?
Проверка


Работа с картой (форзац учебника)
Предположите, что мы ещё можем узнать о России по географической карте.
(Что может рассказать географическая карта)
Поставьте исследовательские учебные задачи.
Составим план исследования.


Россия на географической карте и глобусе.


-Россия расположена на материке Евразия в северном полушарии.
(ученик у доски на глобусе показывает Россию и рассказывает)








План:
Исследуем протяжённость
Исследуем рельеф
Исследуем острова и полуострова
Исследуем водоёмы.
Слайд 1













Слайд2

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Работа в группах






















6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Практическая работа
Работа с контурной картой








7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Работа с учебником


Работа в парах
















8.Вывод. Подведение итогов



































·



























Послушайте сообщение о географическом положении России.

Исследуем протяжённость России.
-Что такое протяжённость?
-как узнать протяжённость?
Составим алгоритм.
Работа в группах
Алгоритм действий:
Найди и обозначь крайние точки на севере, юге, западе и востоке.
По линейке определи расстояние на карте (в см).
Найди масштаб.
Вычисли при помощи калькулятора протяжённость в км.

Вывод.




2
.Исследуем рельеф. Работа с контурной картой.
-Что такое рельеф?
- Какими бывают формы земной поверхности??
- Как они изображаются на карте?
-Посмотрите, какого цвета на карте больше?
-Что обозначают зелёным цветом?
-Найдите на карте равнины, покажите друг другу, скажите, как они называются.

Показать на доске.
-Что разделяет эти две равнины?

Знакомство с контурной картой
-Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом карт- контурными. (показ)
-Для чего нужны такие карты?

Работа с контурными картами.
Определите место на контурной карте, где находятся равнины, закрасьте их соответствующим цветом, подпишите.
–Что находится восточнее Западно-Сибирской равнины?
-Почему так называется ? (плоские горы, невысокие)
-Найдите на контурной карте, закрасьте. Подпишите.


-Кроме невысоких гор в России есть и высокие.
-Прочитайте о них в учебнике, узнайте. где они находятся и найдите их на географической карте.

-Показать горы на доске.
- Найдите их место на контурной карте и обозначьте.


- Рассмотрите внимательно горные системы. Почти в каждой есть самая высокая вершина. Как она обозначена? Найдите. Покажите. Назовите.

Составьте с помощью физической карты таблицу самых высоких вершин России.



Проверка.




- Кто из вас был в горах и может об этом рассказать?


Подведение итогов.

Вывод: Вернёмся к плану нашего исследования.
Что мы узнали о России по географической карте?

-Россия очень большая и красивая страна с разнообразными формами земной поверхности и природой. Любите нашу страну и берегите!





Выступление двух учеников.







Ответы детей
Северная – мыс Челюскин, южная – гора Базардюзю, восточная – мыс Дежнёва, западная – г. Калининград.



Вывод:
Протяжённость территории нашей страны с севера на юг составляет 4400 км,
а с запада на восток 9000 км.
По размеру территории Россия –
это самое большое государство в мире.


- Формы земной поверхности.
- равнинная, холмистая, гористая, овраги.
- цветом (зелёным, жёлтым, коричневым)


Восточно-Европейская и Западно- сибирская.


Дети на доске по карте показывают.
- Уральские горы. (показыавют)




- Это обучающие карты.


Работают с контурными картами.


- Среднесибирское плоскогорье.







- Кавказские горы, Уральские горы, Алтай, Саяны.



Работают с картой у доски.
Работа с контурной картой.






Заполняют таблицы
Название гор
Название Вершины
Высота














Самые высокие горы: Уральские – Народная 1895, Алтай – Белуха 4506, Кавказские – Эльбрус 5642)


Выступление двух учениц. (О Кавказских горах, об Алтае.)
Слайд3






Слайд 4











Слайд 5







































Приложение 1







Слайд






7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Мини- исследование (работа в парах)
Покажите на карте горные системы
На карте форзаца учебника найдите города Волгоград, Иркутск, Москва, Владивосток
Покажите и покажите на карте Новосибирские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Кольский полуостров

Показывают и называют горные системы
Показывают и называют города

Показывают и называют острова и полуострова


8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
«Повторяем с расширением»
Печатная тетрадь № 2 страница 30 устно




Объясните слова на слайде

В каких же номинациях Россия занимает призовые места? Слушаем и смотрим сообщение Вити Хажаева
РЕЗЕРВ: ПТ № 7 стр. 32
Отвечают на вопросы задания:
Моря – Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское
самые высокие горы: Уральские – Народная 1895, Алтай – Белуха 4506, Кавказские – Эльбрус 5642)
Читают и объясняют слова пословицы и четверостишия Э. Асадова.
Смотрят презентацию и слушают




9. Контроль за процессом и результатом УД школьников
«Блиц-контрольная»
Печатная тетрадь № 6 страница 31

Оцените самостоятельно свои работы

Отмечают лишние слова: масштаб, Байкал, Эльбрус
Самооценка работ






Слайд 5

Презентация: слайды 6 – 15

10.Рефлексия деятельности
Продолжите одно из предложений слайда.
Продолжают предложения по теме урока.





Слайды 16, 17, 18


15