Публикация Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС


Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ООО.
Приоритетным направлением федерального  образовательного стандарта второго поколения  является реализация развивающего потенциала основного общего  образования, в связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, позволило осуществлять в нашей школе процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.Введение ФГОС ООО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО.
Профилактическое направлениеПрофилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Диагностическое направление.Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.Диагностика может быть индивидуальной и групповой.Этапы индивидуальной диагностики:- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся
компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6.Просветительско-образовательное направление.Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
7.Профориентационное направление.Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
       Основная школа: сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками, педагогами, профилактика девиантного поведения.
        Решение поставленных задач осуществляется через:
- организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов по проблемам, связанным с переходом в основную школу;
- индивидуальную и групповую психодиагностику;
- индивидуальное консультирование;
- индивидуальные развивающие занятия с детьми, испытывающими различного рода трудности перехода к новым условиям обучения;
- групповые консультации, тематические встречи по проблемам, актуальным для детей данной возрастной группы;
- сетевое взаимодействие со специалистами медицинских и коррекционно-развивающих учреждений.
 Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
-преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
-вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
-диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
-вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Активное  использование  современных  педагогических  технологий,  в  том  
числе информационно- коммуникационных,  а  также  профилактика  физических,  умственных  и психологических перегрузок  обучающихся,  соблюдение  санитарно-гигиенических правил и норм,  позволяют  педагогам  школы    осуществлять    образовательную  деятельность    на оптимальном уровне,    работу по психолого-педагогическому  сопровождению  участников образовательного процесса  осуществляется    педагогом - психологом  и  педагогами  школы.