«МУЗЫКОТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДМШ»


«МУЗЫКОТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДМШ»
Фаллер Екатерина Юрьевна
Преподаватель по классу фортепиано, МАУДО «ЭДМШ», г.Сыктывкар
mclover1992@yandex.ru
Важным шагом в развитии инклюзивного образования было введение термина «инклюзия» (инклюзивный от франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) и провозглашение принципов инклюзивного образования на Всемирной конференции по образованию детей с особыми потребностями, состоявшейся в Саламанке (Испания) в июне 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО. Там были рассмотрены важнейшие изменения в политике, необходимые для реализации концепции инклюзии и создания условий для того, чтобы школы служили интересам всех детей, в том числе тех, у которых имеются особые образовательные потребности. В финальном докладе были озвучены основные проблемы и разработаны восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни.[7]
Одна из задач инклюзивного образования  – создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей учащимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей. Здесь «на помощь» приходит музыкотерапия как одна из составляющих учебного процесса детей с «особыми» потребностями.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний;
системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;
средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина (интеграция – процесс объединения частей в целое) на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. Особая ценность метода музыкотерапии заключается в том, что (в отличие от многих других методов воздействия) занятия музыкой почти всегда служат источником положительных эмоций, вызывают у ребёнка интерес к занятиям и стремление к взаимодействию со взрослым. Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это и умение создать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка; и умение устанавливать контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – с положительным настроем.
В последнее время появляется все больше литературы в области коррекционной педагогики, психологии, музыкотерапии и т.д. Долгое время ученые проводят исследования воздействия музыки на организм человека и, в частности, ребенка, поскольку малыши более подвержены восприятию. Музыкой можно просто наслаждаться, можно снимать стрессы, повышать работоспособность, развивать художественные способности и способности к учебе, а самое главное, лечить детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, например, с синдромом Дауна, ДЦП и другими. 
Важнейшим аспектом в этом ключе явилась разработка музыкальных учебных программ, способствующих развитию детского музыкального интеллекта.
М. Е. Бурно, врач-психиатр, автор клинико-психотерапевтического метода «Терапия творческим самовыражением», считает, что «музыка помогает дефензивным (неполноценным) пациентам выйти из тягостных расстройств настроения, существенно смягчить у них патологическое переживание своей неполноценности, различные психопатические и неврозоподобные проявления».[6, с.25]
Известный педагог, музыкотерапевт В.И. Петрушин считает: «Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых, поэтому музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека».[5]
В процессе систематической работы при использовании различных видов музыкальной деятельности (хоровое пение, танцы, игра на инструменте) возможно всестороннее развитие ребенка, обогащение его внутреннего мира новыми музыкальными впечатлениями, осуществление овладением различными навыками.
В коррекционно-педагогической работе существует практика коррекции моторики и речевых нарушений у детей. Данную коррекцию возможно проводить в условиях музыкальной школы. Рассмотрим методы коррекции моторики на примере детей с ДЦП с помощью игры на фортепиано. Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с ДЦП бывает очень сложно выполнимыми. По мнению Сарбизяновой Л.К., преподавателя высшей категории ДМШ, преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, следует учесть следующее:
-ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью; это влияет, в свою очередь, на крайне медленный темп исполнения;
-мышечная (механическая) память развита очень слабо, поэтому уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых невероятных аппликатурных комбинациях;
-игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен;
- в первые годы обучения бывает невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже в самых примитивных вариантах, поскольку сигнал принимает та рука, на которую ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины;
-такой ученик никогда не сможет играть на фортепиано и одновременно глядеть в ноты;
-ребенок с ДЦП имеет маленький объем мышечной памяти двигательных комбинаций (но не слуховой), поэтому подобный дефект необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти;
-искаженные мышечно-моторные реакции у детей с ДЦП (особенно у хромающих) нарушают ощущение метрической и ритмической пульсации и тормозят ее развитие.
С такими детьми занятия желательно основывать на пальчиковых играх, несложных легких пьесах, построенных на различных видах секвенций или поступательном движении мелодии в пределах диапазона голоса ученика и возможности вокального исполнения.
Также в своей работе Сарбизянова Л.К. пишет, что в коррекции речевых нарушений занятия пением с детьми (вокалотерапия) приобретают особое значение. Существенное значение для психотерапевтической работы имеет тот факт, что характерной реакцией на вокалотерапию является замедление альфа-ритма мозга, что соответствует состоянию успокоения и комфорта. Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейрофизиологическое обеспечение памяти и внимания. Метод тонирования давно применяется человечеством в лечении самых разных заболеваний. Такие характеристики, как интонация, ритм, паузы, и др., являются общими для речи и музыки. Занятия пением помогают ребёнку почувствовать, а потом и осознать эти явления в своей речи. Иногда урок напоминает дополнительное логопедическое занятие.[8]
Музыкотерапия воздействует не только на коррекцию психомоторных реакций, но также на развитие всех сенсорных систем, памяти, и психо-эмоциональной сферы ребенка, способствует разработке артикуляционного аппарата и развития речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Таким образом, применение музыкотерапии в системе инклюзивного образования в ДМШ оказывает весьма эффективное воздействие на детей с ограниченными возможностями.
Литература:
1. Райгородский Б.Д. Что может музыка. Музыка в школе. – 2004- № 4
2. Вальчихина М.Д. Как и почему музыка лечит?/Вальчихина М.Д., Гуревич С.А.// Музыкальная психология и психотерапия. – 2010. - № 5.
3. Гнездилов Г.В. Эффективность применения здоровьесберегающего метода музыкотерапии в ходе реализации обучающей технологии/Г.В. Гнездилов, В.М. Крук, О.М. Ланечкина//
4. Семячкина Г.А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников./Начальная школа. – 2008 - № 1.
5. А.Г. Попок. Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями. http://lib.herzen.spb.ru/text/papok_150_244_249.pdf
6. Бурно М.Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. М., 2002. с.25.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивное_образование8. Сабирзянова Л.К. Использование музыкальных средств для реабилитации детей с ограниченными возможностями.