Тема: Обобщающий урок. Природная зона – степи. Может ли пингвин жить в степи ?

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3-м классе по системе Занкова. Тема: "Обобщающий урок. Природная зона – степи. Может ли пингвин жить в степи ?


Природная зона – степи. Может ли пингвин жить в степи?»
Цели:
воспитательная: воспитание любви к природе,через формирование личностных УУД;
oбразовательная: повторение и закрепление с учащимися понятие «степь»,через формирование познавательных УУД;
pазвивающая: развитие экологической культуры детей, речь. Умение общаться во время дискуссии ,через формирование коммуникативных УУД.
Oборудование: подборка литературы о природных зонах, карта природных зон России, иллюстрации животного и растительного мира степей, компьютер, дискета с презентацией( «Может ли пингвин жить в степи?».)
Подготовительная работа. Подготовить сценку с детьми.
Ход урока
Организационный момент.

1. Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
 Создадим хорошее настроение. – Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Сообщение темы и целей урока.
Учитель читает стихотворение о степи .
Учитель: У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие по зоне ,а какой вы сейчас узнаете.(слайд-видео)
Какая ширь здесь и приволье
Куда ни глянь – полей раздолье
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав ,цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам , волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь,
А зовётся это..(степь)
Ребята, сегодня я хочу вам предложить на уроке решить необыкновенную задачу, а может ли пингвин жить в зоне степи? Я думаю , что ему очень понравиться степь, и он с удовольствием поселится там. Правда, ребята? Давайте возьмём пингвина с собой в путешествие по зоне степи.( слайд )
3.Обобщение изученного.

Дети высказывают своё мнение. Учащиеся говорят, что пингвин там не сможет выжить. Там слишком жарко и нет условий для его проживания.
Учитель: А вы знаете, что пингвины живут не только в Антарктиде?
Сообщение, заранее подготовленных учеников:
На Земле пингвины появились очень давно - 60 миллионов лет назад. Ныне на Земле обитает 15-18 видов пингвинов. Все пингвины живут колониями. Едят они рыб, моллюсков, ракообразных. Пьют морскую и пресную воду, глотают снег. В жарких странах пингвины встречаются на экваторе - это галапагосские пингвины, на побережье южной Африки селится очковый пингвин, на юге Австралии, на острове Тасмания и в Новой Зеландии живет самый крохотный из пингвинов – карликовый пингвин.
Учитель: Вот видите, ребята, даже некоторые пингвины совсем не боятся жары. Давайте расскажем нашему пингвину про степь. Может она ему понравится и он переселится жить в степь.
Учитель: Как вы считаете, что надо животному, чтобы оно могло жить в данной природной зоне?
Дети: Животному должен подходить климат, почвы растительный и животный мир. Должна быть кормовая база для него.
Учитель: Давайте пингвину подробнее расскажем об этой зоне. Вот сегодня на уроке у нас есть 4 группы специалистов: географы, биологи, зоологи и экологи.

1.Сообщение группы географов.
Учитель : Географы приготовили дополнительный материал о климате степей.
Дети:  Толковый словарь русского языка дает такое определение. Степь – это безлесное пространство с травянистой растительностью, засушливое и обычно равнинное, расположенное между зоной лесов и зоной пустынь.(слайд 1)
Только кое-где по берегам рек можно увидеть группы деревьев . Степи славятся своими высокими травами.
«Жарко и сухо здесь летом. Температура воздуха достигает +40°. С безоблачного неба на землю льются жгучие лучи полуденного солнца, и ходьба быстро утомляет. Только и дышится свободно, когда налетит порыв ветра. Но вот порыв ветра миновал, взволнованное зеленое море успокаивается, и вновь вокруг тихо-тихо. Зимой здесь обычны лютые морозы и сильные ветры, температура падает до -40°. Земля крепко скована холодом. Под ударом лопаты она звенит, как железо. Самое лучшее время весна. Обилие влаги в почве вызывает бурное развитие растительности. Почва превращается в роскошный красочный цветник. Но цветет он недолго. Примерно с середины лета начинается засуха, дождей выпадает все меньше и меньше, высохшая почва становится твердой как камень, трава выгорает, временные водоемы небольшие речки и озера высыхают. И без того сухую почву сильно иссушают горячие сухие ветры суховеи»

Сообщение группы биологов.

Учитель: А, что нам расскажут  биологи о растениях степей.
 Дети : Весна в степи – чудесное время. Земля ещё напитана снеговой влагой. Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд ) В мае когда становится жарко растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд ).  Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по-разному. В степи встречаются : ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.
 В степи много тепла, богат травянистый покров, мощные корневые системы, поэтому здесь сформировались самые плодородные почвы. Они очень богаты перегноем, имеют темную окраску. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
Проблемный вопрос:
Учитель: Ребята ,а чего мы не видим на этих слайдах?
Дети: Деревья отсутствуют.
Учитель :Почему же не растут деревья в степи? Вы сказали, что почвы плодородные, а почему нет деревьев?
Дети: Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

3.Сообщение группы зоологов.

Дети : Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд ).  Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка.  Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы,  мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк. Животные приспособились к жаркому климату степи. Они спят днем, бодрствуют вечером и ночью. Сайгак имеет горбоносую морду, которая позволяет свободно дышать на бегу. Грызуны роют норы, где прячутся в дневную жару. Некоторые животные имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму. В степи много грызунов, так как для них много пищи.

Учитель: Ребята приготовили нам сценку о жизни животных в степи.
ФИЗ. МИНУТКА.

СЦЕНКА (Слайд )
Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга - тушканчик растениями питается, куропатка – насекомыми.
Тушканчик: Наконец-то орел улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?
Тушканчик: Я для того и быстро бегаю, чтоб меня никто не поймал. Да лучше не рисковать.
Куропатка: А кто у нас ещё в степи так же быстро бегает?
Тушканчик: Сайгак. А мыши, полевки и хомяки в норы прячутся.
Куропатка: Мало нам орлов, так ещё лисы с волками появились.
Тушканчик: И не говори. Хоть в другое место жить уходи. Надоело. Всё ковыль, да ковыль.
Куропатка: Ой, смотри дрофа бежит .Ноги длинные, летает кое-как.
Тушканчик: Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо. Вон кузнечик поскакал.
Куропатка: Это не кузнечик, кобылка. У кузнечиков усики длинные, а кобылок - короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, а кобылки - растениями.
Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.
Ребята , а какой вывод мы можем сделать из этой сценки?

Дети: Мы можем восстановить цепь питания.
Дети восстанавливают цепь питания. - Пшеница - тушканчик - беркут.
кобылка-куропатка-орёл.

4.Сообщение группы экологов.

А какие экологические проблемы степи нам расскажут экологи.
Дети: Многим растениям и животным степей грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности. Только кое – где участки нераспаханных степей сохранились, их называют целинными. Обычно, там пасут скот. Порой , из – за неумеренного выпаса, степные пастбища превращаются в пустыню. Люди не только распахивали земли, но и охотились на степных животных.
- Желая сохранить нетронутый участок черноземной степи, его огородили и не разрешили выпас скота. Через 15 лет растения на этом участке стали вымирать. Почему? Оказывается, надземные части, отмирая, (их никто ни ел ), образовывались из года в год толстый слой сухой травы, который не пропускал в почву воздух, воду и семена растений. Можно сделать вывод, что растениям совершенно необходимы травоядные животные.
Проблемный вопрос:
Учитель : Ребята, а что стало с редкими животными и растениями?
Дети: Редкие виды животных и растений занесены в Красную книгу : степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.
Учитель: А как можно решить эти проблемы? (Дети совещаются в парах.) Учитель заслушивает 2-3 пары.
Дети: Люди собирают яйца птиц , выращивают их в питомниках ,а затем отпускают в природу.

Учитель: Мы с вами многое рассказали нашему гостю о степи. А теперь, как вы думаете, захочет пингвин жить в степи? Подходят ли данные условия для него? К какой среде обитания привык пингвин?
Дети: Это птица водоплавающая. Она привыкла жить рядом с водой. В степи нет морей, поэтому он там жить не может. Он питается рыбой и умрет с голоду. Для пингвина в степи нет кормовой базы.
Ученик читает сообщение.
Пингвины – одна из узкоспециализированных групп птиц. Почти всю жизнь они проводят в воде и приспособились к этой среде обитания. Они отлично плавают и развивают скорость до 40 км в час. Крылья пингвинов стали похожи на ласты млекопитающих, а все перья за исключением хвостовых – на длинные чешуйки. Лапы во время ныряния выполняют роль руля. Кости плотные и тяжёлые. Из-за этого удельный вес их тела значительно тяжелее, чем у других птиц. Это позволяет пингвинам нырять на глубину более 200 метров и оставаться под водой свыше 15 минут.
Учитель: Вы все правы .Действительно в природе всё гармонично. Это как бусы. Нельзя вырвать одну бусинку и на её место поставить совершенно другую. Такие бусы потеряют вид. Нельзя по нашему желанию взять одно животное и поселить его, куда нам захочется. Хотя иногда человек так делает.
-Так в Кольский залив был выпущен камчатский краб. Ученые хотели его оклиматизировать. Краб действительно прижился. Это хорошо. Но теперь он настолько размножился, что представляет угрозу для жизни рыб в заливе, так как съедает криль, которым они питаются. В частности особо страдают мальки трески. Теперь мы видим новую экологическую проблему.
-Переселенцы в Австралию никогда не думали, что безобидные кролики станут настоящим бедствием для континента. Они очень плодовиты. Теперь стоит проблема в их уничтожении.
Природа – это хрупкий взаимосвязанный организм. И нельзя в нем пытаться перестроить всё на свой лад. Вы вырастите и должны это помнить.
Учитель: А теперь я проверю, как вы усвоили материал по теме «Природная зона -степь» берём тест и отмечаем кружком правильный ответ.
Тест по теме «Зона степей.»
1. Выбери верное утверждение. Степь – это.
а) бескрайнее поле; б) небольшая равнина, покрытая лесом; в) бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.
2. Зона степей расположена:
а) в тропическом поясе;  б) арктическом поясе;  в) умеренном поясе.
3. Климат в степи:
а) жаркий и влажный;  б) жаркий и сухой; в) холодный и сухой.
4. Почвы в степи:
а) глинозем;  б) подзолистые; в) чернозём.
5. Выбери только животных степей:
а) пингвин;  б) сайгак; в) медведь;  г) дрофа; д) кобылка;  е) тетерев;  ж) тушканчик.


Учитель: Я предлагаю вам оценить свои результаты самостоятельно.
Итог урока :
Заканчиваем наше путешествие.
Вам было интересно – возьмите улыбающийся смайлик, не очень довольны своей работой на уроке – равнодушный смайлик, урок не понравился - грустный смайлик.
Учитель: Сегодня на уроке работали все хорошо . Молодцы. Проверю тесты и вашу самооценку.

Д/З :Я предлагаю вам дома составить кроссворд о степи опираясь на тест. Записываем в дневник: стр.97 (4)







Список используемой литературы:
1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003.
2. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. Аванта плюс, Москва, Аванта плюс, 2004.
3. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя.- 2-е изд. доп.-, Москва, Просвещение, 1991.
4. Узорова О. В. Окружающий мир: 4 кл.: В 2 Ч.: Ч.2/О. В. Узорова, Нефедова Е. А. ,- М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ»,
2003, С.93-94





























1-й обучающийся:  Все растения степи травянистые. Растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают. В земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и тюльпаны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.  Учитель:
В какое время года в степи расцветает много цветов? Почему?  2-ой обучающийся: В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Живет множество насекомых. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи не крупные. Их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Учитель:
Чем отличаются кузнечик от кобылки?
 
3-й обучающийся: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот. Неумеренный выпас приводит к разрушению почв.  В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный.  Ещё одна проблема - браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.



























Самоанализ  урока 
Тема урока: животный мир степной зоны
На уроке решались следующие задачи:
1. Развитие представлений учащихся о степной зоне, растительности степи, формирование знаний
о многообразии животного мира степной зоны, природных связях между объектами степи.
2. Развитие познавательных способностей: анализа, креативного мышления. Активизация
интеллектуальной деятельности учащихся.
3. Воспитание нравственно-эмоциональных качеств, умений восхищаться прекрасным и развитие
желания сохранить это прекрасное.
На уроке использовались частично-поисковый метод с опорой на наглядность,
исследовательский метод с опорой на сравнение, доказательствами утверждения, практически –
продуктивный при классификации объектов, словесно-индивидуальный при эвристической беседе,
ведущей к выводу и при сообщениях о прочитанном в дополнительной литературе.
Для реализации поставленных задач использовалась групповая форма работы. 5
В начале урока активизация мыслительной деятельности, актуализация знаний по теме
"Природные зоны" – предложен кроссворд, и выход на тему "Степи".
Проверка домашнего задания проведена в форме беседы и прослушаны сообщения, которые
дети подготовили по желанию.
В учебнике даются обзорные знания о природных объектах. Авторы предлагают при изучении
природной зоны конкретно рассматривать по одному объекту из растений и животных – наиболее
ярких представителей этой природной зоны. В теме "Степи" это тюльпан и волк. Но если о волке – в
учебнике достаточно объёмный материал, то о тюльпане всего 3 предложения. Поэтому на прошлом
уроке детям было предложено по желанию подготовить сообщение о тюльпане.
Такая работа активизирует процесс познания, развивает интеллект, повышает уровень
учащихся по работе с дополнительной информацией.
Для обобщения знаний об особенностях растительности степей была предложена проблема о
семенах деревьев, попавших в степь.
При изучении нового материала использовалась технология критического мышления, элементы
мозгового штурма. Учащиеся познакомились с многообразием животного мира путём размышлений,
собственных умозаключений, опираясь на собственный опыт, и затем сравнивались свои рассуждения
и предположения с материалом учебника.
Для закрепления понятий о природных связях между объектами степной зоны было предложено
в группах составить цепи питания.
Считаю, что поставленные задачи на уроке были реализованы: у учащихся формируется
целостная картина знаний о природной зоне степи и понятие того, что животный мир зоны зависит от
особенностей климата, почв, и растительности.
Аннотация 
– Тема урока «Животный мир степной зоны»
– 3 класс
– Тема курса «Земли восточных славян», 5-й урок.
– Задачи урока:
1. Развитие представлений учащихся о степной зоне, растительности степи. Формирование знаний
о многообразии животного мира степной зоны, о природных связях между объектами.
2. Развитие познавательных способностей, анализа, креативного мышления, активизации
интеллектуальной деятельности учащихся.
3. Воспитание нравственно-эмоциональных качеств, восхищение прекрасным и желание сохранить
это прекрасное.
– Оборудование:
1. Учебник "Мы и окружающий мир", Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова.
2. Карта природных зон России.
3. Картинки и гербарий с растениями степи.
4. Кроссворд
5. Конверты с картинками животных (из приложения Рабочей тетради)
– Форма подведения итогов урока (рефлексии)
При подведении итогов урока учащимся предлагается проанализировать, что нового они узнали
о степной зоне, решить проблему, почему распространенный в лесной зоне зверёк не обитает в
степи и сделать вывод, от чего зависит видовой состав животных степной зоны. 6
– Форма оценивания учебных достижений учащихся
4. Выставление оценок учащимся, активно работавшим на уроке.
5. Учащиеся, которые подготовили дополнительный материал (д/з – материал о тюльпане)
получают Орден Умника (традиционно).
"Природные зоны России. Степь". Открытый урок в 4-м классе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цели:
сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;
ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром;
развивать умения работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;
учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование:
карта "Природные зоны",
физическая карта,
карточки с названиями изученных зон,
схема влияния (Солнце - климат - почва - растения - животные ),
фотографии изученных зон,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
карточки опоры,
информационные карты с материалом энциклопедий и справочников,
гербарий растений степи,
схемы положения уровня солнца в разных зонах,
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,  Мне с вами интересно друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок наш пошел каждому впрок,  Активно включайся в работу дружок!
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России.
- Назовите зоны в порядке, их изучения. (карточки названия зон расположить на доске по горизонтали)
- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами)
- Мы с вами составили схему влияния (вспомнить)
Солнце - климат - почва - растения - животные
- Все эти взаимосвязи мы рассмотрели. А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны? И найти соответствующее фото? (закрепить фото под карточку названия зон)





Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.
Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.
Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка "Летний день год кормит".  Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.
Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.
3. Сообщение темы и цели.
- Послушайте ещё одно описание.
Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты перегноем. Люди занимаются: растениеводством, скотоводством, добычей полезных ископаемых.(?)
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- А есть ли общее? В чём разница? (Арктика, занятия человека)
- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд 1.
Как вы думаете? А что нам сегодня предстоит выяснить? (ответы детей)
4.Работа над новым материалом.
а) Положение на карте.
- В первую очередь нам необходимо определить, где же находится зона степей.
-Следуя своему опыту изучения природных зон, предположите, где находится степная зона. (южнее зоны леса)
- Давайте проверим наши предположения, поработаем с главным помощником географов - картой. Нам потребуется карта природных зон и физическая карта.
С.77 и С.64 (учебник)
- Дать чёткий ответ поможет
Карточка опора №1
К-1
1.Где расположена зона степей?
2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?
3.Как выглядит земная поверхность зоны?
Степная зона расположена :::::........зоны:::, на карте она обозначена :::..
По отношению к другим зонам она имеет:::::.размер
Зона степей тянется вдоль:::::::границы России. Большая часть зоны расположена на:::::::::::::::::..и небольшая часть на::::::::::::.

- Ваша задача, работая в паре выяснить:
- Где расположена зона степей?
- Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?
- Как выглядит поверхность зоны? 
- Мы выяснили географическое положение зоны. И если кто-то летом отправится в гости в Саратов, Самарскую область. Посмотрев на карту, будет знать, что перед ним предстанет совершенно иная природная зона. А с каким климатом, растениями и животными там можно встретиться, мы выяснять будем дальше.
б) Климат
(Обращаясь к схеме влияния)
Теперь наверно всем, интересно узнать какой же климат в степи, что и как его формирует?
Можно конечно открыть учебник и прочитать об этом.
А давайте мы с вами проведём маленькое исследование, и определим, от чего зависит климат степей.
Карточка №2 взять карточку
К-2
1.Рассмотрите схемы и определите, как влияет положение солнца в зоне степи на климат в этой зоне?
2.Как влияет положение степной зоны относительно Арктики и экватора, на климат в этой зоне.
*3.Как влияет на климат положение степи относительно предыдущей и следующей зоны.
*4.Как вы думаете? Почему лесная зона на востоке не доходит до тихого океана?
По сравнению с другими зонами, солнце в степи находится:::::
Значит:::::..
Степная зона находится к экватору:::::.и:::::от Арктики.

Работа в группе. Одна голова хорошо, а 4 лучше. (физическая карта, карта природных зон, схемы положение солнца в изученных зонах)
Я буду рада, если вы попытаетесь ответить на сложные вопросы №3 №4
1 Д. Итак, к какому выводу вы пришли? Что влияет на формирование климата в степной зоне? (сильный ученик)
2 Д. Так давайте проверим, верно, ли наше утверждение? (книга-учебник, стр. 114 второй абзац)
3 Д Мы сделали правильный вывод.
- Теперь я думаю, что всем понятно, что климат степей более жаркий, чем в предыдущих зонах.
- открываю схему зоны степей (читает слабый ученик)
 В) Растительный мир
- Жаркое лето, более мягкая зима, плодородные почвы.
Как здорово! Благоприятные ли условия для растений?
- Давайте вспомним, что необходимо растениям?

 Всё есть необходимое.
- Можно предположить, что растительность очень богатая?
- Наверно уже хочется посмотреть, как выглядит степь? Слайд 2, 3
- Как вы думаете, в какое время года сделано фото?
- Пробуждение природы яркость красок, всё так радует глаз, но посмотрите внимательно, вам не кажется, что чего-то не хватает?
(возможно стихотворение)
Степь.
Едешь, едешь - степь да небо, Точно нет им края. И стоит вверху над степью, тишина немая. Нестерпимою жарою Воздух так и пышет: Как шумит трава густая, Только ухо слышит. Едешь, едешь - как шальные Кони мчаться степью Вдаль курганы, зеленея, Убегают цепью. Промелькнут перед глазами две-три старых ивы - И опять в траве волнами Ветры - переливы. Едешь, едешь - степь да небо Степь, все степь, как море: И взгрустнется поневоле На таком просторе.
(нет высокорослых растений)
1 Д. Возникает вопрос. Почему при наличии всех необходимых компонентов нет высокорослых растений?
- Мы с вами знаем, что растения умеют приспосабливать к природным условиям
- Иллюстрации растений степи, гербарий внимательному наблюдателю подскажут, как они приспособились к зоне степи, и помогут нам разобраться, почему нет деревьев. Также нам предстоит обратиться к материалам энциклопедий и справочников.
Работа в группе. Каждой группе предложен материал для изучения одного растения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
После чего сильный ученик делает вывод.
Рассказ ученика сопровождается показом слайдов для всех учащихся
Слады 4.5.6.7.
К-3
Растение называется::::::::::::..
Листья у растения:::::::::::.., это говорит о том::::::::::::::::::..
Корень:::::::::::::::::::::::::::значит:::::::::::::::..
Растение приспособилось к:::::::::::::.. климату::::::::::::::::::..
Растение относится к ( деревья ,травянистое, кустарники):::::::::::::::::::::

2 Д Так каковы особенности растений степи?
Сильный ученик делает вывод
- Растения степи по разному приспособились у природным условиям, есть растения, которые появляются сразу после таяния снега, пока в почве много влаги, это такие как тюльпан, ирис, их корни в виде луковицы и утолщёний помогают им накапливать влагу и питания. Другие растения имеют тонкие длинные листья, сильно разветвлённую корневую систему, чтобы корни, проникая в глубь, могли получать влагу. Вывод растения приспособились к засушливому климату. Для растения высокорослых растений нет условий. Слайд 8
3 Д. Какие основные растения степей? На схеме слабый ученик закрепляет. В основном растения травянистые.
(можно сравнить с тундрой, в какой зоне тоже нет высокорослых растений, сопоставить причины, ветер суховей)
Деревья встречаются только в низинах, так как там скапливается влага.
Г) Животные
Если большое кол-во травянистых растений, следовательно - много насекомых, птиц.
А знаете ли вы?
Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.
1 Д. Так почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?
- А в этом нам помогут разобраться ребята, которые, заглянув вперед, подготовили сообщения о животных степей.
Кузнечик Слайд 9,
Дрофа Слайд 10,
Красавка Слайд 11,
Гадюка Слайд 12
- Каких животных вы запомнили? Где живут?
2 Д Что объединяет всех этих животных? (окраска под цвет степей серо-бурого цвета, растениеядные, имеют норы, птицы вьют гнёзда на земле, хорошие бегуны - поиск пищи и воды, спасение от преследования)
Так почему нет крупных растениеядных животных? (медведь, лось - нет жилищ)
3 Д Кто обитает в степной зоне?
(вопрос звучит третий раз, на него отвечает слабый ученик)
5. Итог урока.
- Ну что ж, теперь мы можем точно сказать, что описание, которое звучало в начале урока (напомнить)
- Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Короткая зима. Жаркое продолжительное лето, открытая местность, почвы богаты перегноем.
- Это описание степной зоны
Кто может подвести итог урока и сделать вывод?
Зона степей находится южнее лесной зоны, на карте окрашена в жёлтый цвет, климат жаркий, мало влаги, частые ветра, растительность травянистая, животные в основном небольшие это грызуны которые живут в норах, птицы вьют гнёзда на земле.
6. Домашнее задание
Закрепить стр.114-118, раб. тетрадь в. 1-6
*Дополнительное задание.
Проведите исследование.
Для любознательных ребят, которые любят сами исследовать, я хочу предложить следующее задание, выясните. А есть ли у нас на планете, территории, с такими же природными условиями как наша степная зона, возможно, они имеют ещё какие-то названия. Выяснить какие там обитают животные, растут растения, есть ли отличия.
Ссылки на использованные картинки:

Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Мђ Заголовок 1Мђ Заголовок 315