Статья «Народное пение – как основа сохранения культурного наследия и залог будущего молодого поколения»


Статья «Народное пение – как основа сохранения культурного наследия и залог будущего молодого поколения»
Педагог дополнительного образования КГУ «Гимназия №2» Гупалова Таисия Николаевна 2016г.
Знакомство детей с народным творчеством необходимо начинать с младенчества, еще с колыбели, затем продолжать в детских садах, школах, центрах. Такая преемственность будет способствовать сохранению и передачи традиции от поколения к поколению.
Фольклор – народная мудрость, народное коллективное творчество: музыка, поэзия, театр, танец, изобразительное и декоративное искусство. Фольклорное искусство отличается неисчерпаемой глубиной правдивостью образов, силой эмоционального воздействия на человека, впитавшее в себя многовековой опыт народа.
Народная песня связывает переживания предшествующих поколений с переживаниями современного человека. Именно песня является отточенной временем формой, мифологемой, которая позволяет включить эмоциональную память современного человека так же эффективно, как это происходило в прошлые времена.
Обучая ребят народному пению невозможно вести как учебный предмет, это путешествие в мир звуков и песен. В основе формы проведение занятий лежит принцип «обучение-исполнение» т.е. обучение неразрывно соединено с событием исполняемой песни. Песня поется один раз за выступление и это делает каждую встречу со зрителями живой и неповторимой. Дети которые не имеют слуха, ритма, но желание войти в образ песни, почувствовать красоту народного фольклора, начинают работать. И обучение превращается в занимательную игру. Вначале интересно, забавно потому что, приходится петь то что, в общем-то, петь и не умеешь. Ребенок поет то, что хочется, но при этом открывает дорогу к освоению нового песенного опыта, суть которого сводится к тому, что пение не только следование ритму и звуковысотности, сколько особая форма невербального общения, общение в звуке.
В основном дети копируют тембр, интонацию, поющего, и в то же время ребенок непроизвольно осваивает мелодию.
Традиционное пение-это ансамблевое пение, т.к. в ансамбле идет самоорганизация и личная инициатива ребенка. Внутренний путь и личный путь у каждого свой, свои воображения, погружения в песню и поэтому в ансамбле детки находятся с разным уровнем мастерства.
Ансамблевое пение развивает еще и лидерские качества. А чтобы голос звучал, и ощутить силу народной песни, нужно стать в поющий круг и запеть в свой полный голос. А петь песню подлинную самому - это лучшее что может быть. Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости. Зависит от умения правильно владеть дыханием, которое дает ребенку ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно нести мелодическую линию, никогда не теряя звонкости голоса.
Мы живем в современном мире, где есть много культур. Сегодня можно использовать всю палитру мирового фольклора, свои инструменты, свои костюмы, свою индивидуальность.
Несмотря на введение электронной музыки и других современных жанров, мы все равно уделяем большое внимание фольклору. У детей не пропадает интерес к народной песне. Они работают над живым примером правильного поданного произведения. Даже в эстраде есть тенденции к фольклору. Исполнители современной народной песни как М. Девятова, Пелагея и другие.
Как руководитель ансамбля «Маков цвет» моя любовь к народной песне передается детям, подрастающему поколению, где звучит в основном народный живой инструмент баян и шумовые инструменты, поверьте, занятия остаются в памяти на всю долгую жизнь ребят.
Не надо стесняться народной музыки, надо быть всегда впереди с душой песни и тогда человек по жизни будет успешный, тогда оно будет понимать что в нем есть стержень, кто его родители, бабушки, дедушки, предки, что это такая сила, которая ты не трогаешь руками, чувствуешь все и для того чтобы все это не потерять нужно этим заниматься.
Наследие любого народа воспитывает патриотизм и любовь к своей Родине. А народная песня в современном мире приобретает второе дыхание современных аранжировок. Всем известны кюи наших Казахстанских композиторов. Слушая прекрасные кюи Курмангазы как они звучали в то время и как звучат сейчас в современной обработке.
Обращение к фольклору имеет глубокий смысл, так как это является средством воспитания человека нравственного, эстетического и патриотического.