Статья МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ С УЧАЩИМИСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Методические особенности проведения экскурсий
по изучению природного наследия с учащимися коррекционной школы
В.Г. Суслов, М.Р. Клещина
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, e-mail: val.suslov@rambler.ru

METHODICAL FEATURES OF EXCURSIONS TO EXPLORE THE NATURAL HERITAGE WITH PUPILS OF THE CORRECTIONAL SCHOOLS
V.G.Suslov, M.R. Kleshchina
Herzen State University, St-Petersburg

Почти все учителя географии испытывают определенные трудности в организации познавательной деятельности школьников, обучающихся либо в коррекционной школе, либо в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы. Ученики, имеющие в силу разных причин проблемы в обучении, отличаются от своих сверстников низким уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности, в том числе и географического характера.
Учебные программы по географии предусматривают широкое привлечение краеведческого материала. Изучая факты, которые касаются окружающей природы, хозяйства и населения родного края, учащиеся наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. Правильно и интересно организованная работа помогает развивать у них самостоятельность, инициативу, формирует исследовательский подход к фактам и событиям [1].
Широки возможности применения краеведческого принципа обучения географии в коррекционной школе. Незавершенность развития психических свойств, высокая пластичность психики детей делают их особенно восприимчивыми к внешним воздействиям. Ученики часто смотрят на окружающий мир чисто информационно, пассивно, воспринимая его без необходимого анализа. У них нет достаточно сформированной любознательности, ведущей к целенаправленному наблюдению, к конкретно-чувственному познанию действительности. Научить детей наблюдать - важное звено их подготовки к жизни [3].
Дети с ограниченными возможностями мало читают художественной, научно-популярной литературы, у них узкий кругозор знаний. У таких учеников страдает речь, внимание, память, они имеют малый словарный запас и не всегда могут сформулировать свои мысли. Для таких детей характерны чрезмерная импульсивность, проявления негативизма и тревожности. В силу того, что дети с ограниченными возможностями в своем большинстве - выходцы из семей, ведущих антисоциальный образ жизни, у них нет возможности познавать окружающий мир в полной мере. Именно поэтому краеведческая экскурсия часто является главным связующим звеном детей с окружающим миром.
Благодаря урокам с использованием краеведческого материала у многих детей впервые пробуждается интерес к природе, формируются положительные личностные качества (бережное отношение к природным богатствам, эмоциональные реакции, элементы эстетического вкуса). При помощи учителя для них раскрываются различные стороны предметов познаваемого мира, их причинно-следственные зависимости (на доступном уровне).
Опыт показывает, что формирование представления о географическом объекте протекает эффективнее в случае изучения его в естественной обстановке во время краеведческой экскурсии. Это в полной мере относится и к коррекционной школе, если соблюдается ряд методических требований [2].
Так, например, готовясь к весенней экскурсии в 6 классе, учитель может поставить те же цели, что и в обычном классе (закрепление знаний учащихся об основных компонентах природного комплекса, знакомство с хозяйственным использованием территории, расширение у школьников умений работать в полевых условиях). Однако вся дальнейшая подготовка и проведение экскурсии в этих классах будут различаться как по объему учебного материала, так и по организации деятельности учителя и учащихся.
Определив место и объекты экскурсии, учитель должен пройти по маршруту, вычертить его схему, отметить места остановок. К этой работе целесообразно привлечь учеников 7-8 классов. Совместная деятельность старших и младших школьников под руководством учителя не только способствует приобретению и теми, и другими определенных учебных умений и навыков, но имеет важное воспитательное значение. Во время экскурсии сложная задача создания атмосферы доброжелательности и взаимопонимания может быть успешно решена. Это, на наш взгляд, для коррекционной школы не менее актуально (а порой и более важно), чем выполнение развивающих целей любого занятия.
Разрабатывая маршрут экскурсии, следует сократить количество изучаемых природных комплексов (рассмотреть 1-2 ПК, а не 3-4). При анализе ПК ведущая роль обязательно принадлежит учителю, который при помощи хорошо продуманной системы вопросов организует поэтапное обсуждение программного материала и помогает ученикам сделать выводы. Учителю важно при руководстве наблюдениями учесть известные недостатки в протекании процесса восприятия географической действительности у учеников: его замедленность, недостаточную избирательность, неумение выделять наиболее существенное и др.
На предшествующем экскурсии уроке детей следует ознакомить с маршрутом и планом экскурсии, с различным оборудованием и приемами работы, с формой ведения полевого дневника, которая определяется с учетом поставленных целей, маршрута экскурсии и уровня подготовки конкретного класса. В дневник могут быть включены следующие разделы: цели и задачи экскурсии; описание и схема маршрута; ориентирование на местности (с системой простейших заданий); съемка плана (как закрепление пройденного материала); примеры влияния деятельности человека на природу.
Заполнение этих дневников идет по ходу экскурсии, а работа по их окончательному оформлению (с формулировкой выводов) завершается на следующем уроке под руководством учителя.
Полевые дневники, коллекции, фотографии, зарисовки, гербарии и т.п. хранятся в кабинете географии (в краеведческом уголке, в специальной папке или стенде) и используются при дальнейшем изучении темы и последующих разделов курса.
Итак, главные отличия в проведении экскурсий с учащимися коррекционной школы заключаются в следующем: не только уменьшение количества рассматриваемых ПК, но и упрощение их качественной характеристики; тщательная подготовка всех этапов экскурсии на предшествующих уроках, отработка и анализ результатов под руководством учителя; упрощенная форма ведения полевого дневника (например, готовые бланки).
Учитывая особенности развития психических процессов учеников, следует строить работу так, чтобы вызвать у них активный интерес, способствовать формированию элементарных навыков творческого мышления, умения самостоятельно делать выводы, обобщения, понимать эмоциональную и эстетическую оценку предметов и явлений природы, даваемую учителем, а потом научиться и самим замечать, выделять эти стороны природных объектов и формулировать в своих высказываниях, описаниях.

Литература
[1] Современные технологии обучения географии: Коллективная монография / Под ред. В.П.Соломина. – СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007.
[2] Суслов В.Г. Коррекционно-развивающее обучение географии в адаптивной школе // География в школе. – 2006. - № 5.
[3] Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. - № 3.

S u m m a r y
In this article are represented methodical features of excursions to explore the natural heritage with pupils of the correctional schools.








13PAGE 15






15