Урок по краеведению для 8 класса Экологические проблемы Октябрьского района города Ижевска

Н.Н.Наговицына

Урок по краеведению.
Тема урока: Экологические проблемы Октябрьского района г. Ижевска.

УВЗ. 1.Выявить (сформулировать) экологические проблемы Октябрьского
района.
2. Углубить знания по экологическому состоянию атмосферного
воздуха, охране природы.
3.Развивать экологическую культуру школьников.
Тип урока: изучение нового материала + игра «ЭСЛОП».
Оборудование: карта г.Ижевска, учебник «География Удмуртии», таблицы «Основные загрязнители атмосферного воздуха и их воздействия».
План урока.
1.Диалог между учащимися и учителем по теме «Экологические проблемы района».
- самостоятельно сформулируйте проблемы экологии в районе, запишите в форме таблицы (проблема, источники и главные загрязнители, примеры и особенности);
- далее дополнения учителя (примеры обговариваются всем классом)
Проблема
Источники и главные загрязнители
Примеры, особенности

1.Качество питьевой воды: а) в поверхностных водах;
б) в подземных источниках
Нефтепродукты (нефть, бензин, масла), химические вещества (хлориды, нитраты), тяжелые металлы.
МП «Ижводоканал» автостоянка «Подборенка» и др.
АЗС, пекарня 1, ГУП ИЭМЗ «Купол».
а) Ижевский пруд: превышения ПДК по железу, марганцу, алюминию) особенно у устья Подборенки и Пазелинки.
б) родники (превышение нитратов) обустройство и ремонт №50,56.

2.Состояние воздушного
бассейна.
Центральная промышленная зона, автотранспорт на магистральных улицах.
Диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества.
Уровень загрязнения зависит от направления ветров ( южный ветер – ИЭМЗ «Купол», гор. «Металлургов»)

3.Антропогенная нагрузка в зонах рекреации.
Население района и города.
Парк им. Кирова уничтожается естественный растительный покров

4.Проблема-следствие:
ухудшение здоровья населения.
Промышленные предприятия. Особенно
связано с загрязнением атмосферы и питьевой воды.
Нарушение экологического комфорта. Рост смертности от онкологических заболеваний, верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта.


- рассмотреть таблицу «Основные загрязнители атмосферного воздуха и их воздействие».
- «?» В чем вы видите решение экологических проблем?
1.Организация и осуществление государственного экологического контроля, которым занимается Комитет по охране ОС.
2.Разработка и внедрение целевых программ по экологии.
3. Активная гражданская позиция (участие в выборах).
4.Повышение экологической культуры граждан.
5.Правила поведения в природе (повторение с учащимися, можно по учебнику «География Удмуртии).

2.Игра разноуровневая «ЭСЛОП».
Класс делится на 3 группы (сильные, средние, слабые). Можно быстрое деление «3», «4», «5» по четверти на разный ряд.
Сначала идет блок вопросов более простых и начинают отвечать «слабые». Затем ответ переходит к средним и сильным командам.
Во втором и третьем блоках – задания составлены для разных команд.
Итог подводится по набранным баллам.

I.Расшифруйте название игры «ЭСЛОП» (время 1 минута)
( эколог, специалист, лидер по охране природы)

II.Вопросы –« блиц». (отвечать не обсуждая) (за каждый ответ 1б)
1. Назовите ООПТ. (заповедники, нац. парки, заказники, памятники природы)
2. Нечкинский - нац. парк или заповедник. (нац. парк)
3. Это отдельные уникальные природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение. (Памятники природы)
4. Наука, изучающая взаимоотношения животных, растительных организмов между собой и окружающей средой. (Экология)
5. Крайне неблагоприятные изменения природной среды на обширной территории, возникающие в результате действия разрушительных естественных или антропогенных сил и сопровождающиеся большим экологическим ущербом. (Экологическая катастрофа)
6.Главный показатель, характеризующий экологическое благополучие или неблагополучие территории (Здоровье человека)
7. Назовите экологические компоненты (почва, воздух, вода).
8.Система наблюдений и контроля за изменением в составе экосистем. (Экологический мониторинг)
9.Процесс приспособления живых организмов к определенным условиям внешней среды. (Адаптация)

Возможно для группы «слабых» учащихся раздать карточки с вариантами ответов для подбора правильного.

III.Творческое задание. 5 минут. (оценка 5 баллов максимальная).
«слабые» - исполнить хором песни народные или современные, как «антиэкологического содержания», так и природоохранного содержания.
(« - «« Во поле береза стояла», «+» « Не губите мужики, не губите, не рубите дерева, не рубите»)
«средние» - Как с точки зрения охраны ОС выглядят такие загадки и сказка?

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Не пей, козленочком станешь.)
«Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит». (Незарегулированный сток рек)
«Зимой в поле лежали,
Весной в реку побежали». (Минеральные удобрения с талыми водами в реки)

«сильные» - придумайте девизы взаимоотношений «Человек – Природа» в прошлом, настоящем и будущем.

IY.Задание «Вспомни.. Объясни».
А) общее – пословицы и поговорки по данной теме.
Б) объясни каков экологический, природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?
«слабые» - Репу да горох не сей подле дорог.
«средние» - Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
«сильные» - Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Черного кобеля не отмоешь добела.

Подведение итогов.
Главным итогом игры является активизация знаний учащихся, формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умения общаться.