Статья «Нравственно-патриотическое воспитание студентов «Надымского профессионального колледжа» на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

«Нравственно-патриотическое воспитание студентов
«Надымского профессионального колледжа»
на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
Малова Ольга Валерьевна
преподаватель I квалификационной категории
ЯНАО, г. Надым
ГПОУ ЯНАО «НПК»

В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Такое разделение всегда было связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности.
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце студента богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого класса и до выпуска из учебного заведения. Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности студента является неоспоримым фактом. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у преподавателя литературы - всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение, как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Поэтому в преподавании литературы педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы. Поэтому проблема воспитания нравственности стоит особо остро именно перед преподавателями литературы. И работа по решению этой проблемы ведётся ежедневно, на каждом уроке.
В практической деятельности преподаватели литературы часто сталкиваются с проблемой падения интереса подростков к чтению, причины которого очевидны: с раннего детства «живое» чтение заменено прослушиванием сказок в аудиозаписи, затем – телевидение, видео, Интернет и т.д. В такой ситуации для реализации образовательных задач и нравственного воспитания, в том числе, необходимо найти такие приемы и формы работы, чтобы у студентов возникала необходимость «общаться» с книгой и была такая возможность. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, практикум и др.) я провожу и нетрадиционные уроки (урок-концерт, ролевая игра, кино-урок, «круглый стол» и др.).
Обучение сегодня должно быть адекватно современным требованиям. Поэтому большинство уроков планируется с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развитию способностей и навыков самостоятельного поиска информации, с использованием различных информационных ресурсов. На отдельных уроках, факультативных занятиях я демонстрирую эпизоды художественных фильмов, снятых по мотивам изучаемых произведений с дальнейшим обсуждением. Батальные сцены в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», быт и нравы казаков в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон», судьба человека в одноимённом рассказе М.А. Шолохова никогда не оставляют студентов равнодушными. 
Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное.
Больший процент студентов нашего колледжа – это юноши, которых, помимо обучения профессии, дальнейшей адаптации в обществе, нужно подготовить и к службе в рядах Российской армии, как физически, так и морально. Поэтому очень важно с самого первого момента поступления молодых людей в учебное заведение, вести работу по воспитанию у студентов чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Я считаю, что одним из направлений патриотического воспитания является воспитание патриотизма на уроках литературы через изучение, в первую очередь, программных произведений. Если обратиться к программе по литературе, то мы увидим, что каждое произведение любого исторического периода поднимает, прежде всего, нравственные проблемы.
При анализе русской классики, которая изучается на I курсе, основное внимание направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это бескомпромиссный поиск истины, боль за человека - как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - это любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – эти произведения играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.
В произведениях, изучаемых на II курсе, нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое, активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.
Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.
Хочу остановиться на таких произведениях, как «Живи и помни» В. Распутина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Лето Господне» И. Шмелёва, которые несут большой нравственный заряд, не оставляют читателя равнодушным, заставляют сопереживать, учат преодолевать трудности, верить в победу Добра и Разума, а также жить по человеческим законам.
Тема Великой Отечественной войны стоит в особом ряду. Произведения о Великой Отечественной войне обладают богатыми возможностями воспитательного воздействия на студентов. Именно в военной прозе сходятся проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Величие духа, самоотверженность, героизм мы видим в произведениях М. Шолохова «Судьба человека», Э. Казакевича «Звезда», В. Кондратьева «Сашка», Б. Васильева «А зори здесь тихие» и других.
Литература неразрывно связана с историей, а говорить об огромном духовном наследии, о богатейшей культуре, об особенностях русского национального характера невозможно, не касаясь истории нашей страны. Практически каждый учебный год какое-либо важное историческое событие для России изучается и на уроках литературы, либо факультативных занятиях, посредством знакомства с литературными произведениями, созданными на эту тему. Здесь широко используется интеграция различных дисциплин, видов искусства и видов деятельности. Часто применяется метод проектов. Например, в 2012-2013 учебном году, в год столетнего юбилея войны 1812 года, а также в рамках изучения темы «Творчество Толстого Л.Н.» студенты работали над проектом «Изображение войны 1812 года в литературе и искусстве». Работа вызвала большой интерес. Участники проекта узнали, что мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона не только помог одержать победу, но и оказал огромное влияние на развитие русской культуры. Увидели, как рост национальной гордости и самосознания русского общества в те годы выразился в обострении интереса литераторов, художников, музыкантов к героическим страницам русской истории. На научно-практической конференции студентов «Шаг в науку» с докладом по этой работе выступил Биккинин Марат.
Понятие патриотизм определяется не только как любовь к Родине, но уважение и преклонение перед лучшими людьми своего Отечества. Поэтому соответствующей теме нравственно-патриотического воспитания и актуальной в 2013-2014 учебном году стала научно-исследовательская работа студентов «Герои Олимпийских игр - герои произведений художественной литературы», целью которой было: определить роль литературы в пропаганде интеллектуально-нравственных ценностей спорта и олимпийского движения.
Познакомившись с историей олимпийского движения, проанализировав ряд произведений, посвященных героям Олимпийских игр, студенты пришли к выводу, что художественная литература, как и любое подлинное искусство, во все времена выполняет роль формирования   идеала человека, развивает лучшие человеческие качества. Поэтому не случайно, именно человек спорта, и особенно, олимпийский чемпион, с его волей и стремлением к раскрытию новых возможностей, умением одерживать одну победу за другой, становясь первым среди равных, как физически, так и духовно, является главным героем многих произведений. Физическое воспитание также является непременным условием совершенствования личности. Красноречиво об этом говорит народная мудрость: «В здоровом теле, здоровый дух». Правильно поставленное физическое воспитание и отношение к физической культуре способствует выработке мужества и настойчивости. История жизни олимпийского героя - яркий пример для подражания молодым людям. С результатами исследования Шистеров Никита выступил на научно-практической конференции.
Уроки литературы невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках студенты должны постигнуть всю глубину и силу таких понятий как честь, любовь к Родине, долг перед отечеством, патриотизм. 


















15