Творческий проект Пасхальная радость


ОГБОУ ДОД
«Центр дополнительного образования детей» и
МБОУ ДОД Боханский ДДТ
Заочный конкурс проектов



Направление:
«Традиции живая нить»

Творческий проект
Пасхальная радость



Авторы: Павлова Вера Анатольевна,
Учитель искусства и МХК,
Чалбышева Татьяна Сергеевна,
Учитель истории
МБОУ «Буретская СОШ», 669342 Иркутская область, Боханский район, с.Буреть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2012
Актуальность и значимость проекта:
Сегодня, когда многое утрачено из нашей жизни, стоит острый вопрос о возрождении культуры русского народа. Учёные утверждают, что без прошлого нет и будущего. Возможность дальнейшего цивилизованного развития человека во многом зависит от того, насколько умело человек может сочетать лучшие достижения современной цивилизации с уникальным опытом древней культуры. В условиях особой духовно - нравственной среды, создаваемой бережно передаваемыми народными традициями (обыденной жизнью и праздничной культурой), возникла необходимость углубить знания об истории своего народа, о его отточенной веками, культуре.
Проект направлен на решение вопросов нравственного воспитания детей. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе. Использование парциальных программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Цели проекта:
1.Возрождение и сохранение русских традиций, преемственность в культуре русского народа.
2.Расширить знания детей о празднике Пасха
Задачи проекта:
Привлечение к изучению православных традиций;
Обогащение духовного мира детей;
Сформировать у ребенка представление о христианском празднике «Пасха»;
Знакомить с традициями и обычаями русского народа для формирования эстетического вкуса и обогащения зрительных впечатлений;
Создать условия для участия родителей в образовательно - творческом процессе;
Побуждать детей к поиску оригинальных способов украшения пасхального яйца;
Формировать позитивное, уважительное отношение к традициям и обрядам русского народа;
Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности;
Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной , социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и духовно-нравственной компетенции- становиться лучше;
Осознанное принятие обучающимися базовых ценностей многонационального народа РФ, национальных и эстетических духовных традиций;
Укрепление института семьи, формирование представления о семейных ценностях;
Формирование отношения к семье как основе российского общества.
Участники проекта:
Дети с 1 по 11 класс МБОУ Буретской СОШ
Родители
Педагогический коллектив МБОУ Буретской СОШ
Техперсонал МБОУ Буретской СОШ
Сроки реализации:1 апреля-6 мая
1 неделя апреля
Работа кружков: «Фольклор», «Юный художник», «Резьба по дереву», «Декоративно - прикладное творчество», «Школа музееведения»


2 неделя апреля
Изготовление рекламы, красочного объявления о проведении праздника;
Работа выставок, изготовление реквизита для праздника, изготовление костюмов.

3 неделя апреля
Работа кружков, репетиции праздника.

4 неделя апреля
Оформление школы;
Работа кружков, репетиции праздника.

1 неделя мая
Проведение музыкально - творческого праздника Пасхи; работа ярмарки-распродажи;
Подведение итогов.


План подготовки и проведения:
В ходе работы над проектом планируется провести ряд мероприятий:
Занятие кружка «Юный художник» изготовление «писанок» и «крашенок»( познакомить детей с искусством миниатюры на яйце ( славянскими писанками); дать представления о истории возникновения этого вида искусства, специфике композиции и орнаментального строя; Воспитывать интерес к народному искусству. (1 неделя апреля)
Занятие кружка «Школа музееведения» (рассказать детям об истории возникновения праздника)
Объявить конкурс на лучшее украшение пасхального яйца и изготовление пасхальной открытки. ( Совместное творчество родителей с детьми). Лучшие работы выбирают сами дети – голосованием.
Условия конкурса:
1.Предоставить украшенное яйцо;
2.Из принесенных работ оформить выставку;
3. В течение недели провести голосование на выявление 3-х лучших работ ( Голосуют ТОЛЬКО дети, кидая свои голоса в урну для голосования.)
4. В конкурсе также принимают участие пасхальные открытки, сделанные своими руками.
5. Составление праздничной композиции и награждение победителей на музыкально - творческом празднике.
Конкурс «юные мастера»
Дети изготавливают народную игрушку- куклу
Конкурс мастер-класс: Пасхальный стол (куличи, крашенные яйца)
Выставки:
- Фото - выставка
-«Пасхальная радость»
-Декоративно-прикладное творчество
-Резьба по дереву
-«Пасхальный стол»
Ярмарка распродажа сладких блюд, поделок, открыток и пр.

Музыкально - творческий праздник
«ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»

В зале оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей).На стенах панно «Кулич-город», «Храм», большое пасхальное яйцо, звонница с керамическими колокольчиками.
Дети сидят полукругом вместе с родителями.

Исполняется тропарь.

Ведущий:
Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопиться радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения. Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. «Ночь долгая и темная - поглощена, мрачная смерть сокрыта, Христос является пред всеми светлее солнца. Господь из невозможного творит неожиданное», - говорит Святитель Иоанн Златоуст. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

Дети исполняют песню «Чудо выше всех чудес».

Ребенок-чтец:
После долгого говенья
Причастившись на Страстной,
Православные с волненьем
К службе шествуют ночной.
С яйцами и куличами,
С пасхами и со свечами.
С крестным ходом, с дружным пеньем
Мы встречаем Воскресенье.
Солнце пляшет и играет,
Бог всю тварь благословляет,
От земли и до небес
Все поет Христос Воскрес!

Ребенок исполняет песню «Песенка про ангелов».

Дети подходят к звоннице и читают:

Ребенок-чтец 1:
Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!
Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!
Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.
Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Ребенок-чтец 2:
Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!
Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!
Веселись и славословь - нынче царствует любовь!
Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Дети старшей группы с колокольчиками в руках поют и звонят.

Звонят, звонят колокола, динь-дон,
Настала светлая пора, динь-дон,
И льется музыка с небес, динь-дон,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дети подготовительной группы играют на колоколах детской звонницы.

Ведущий:
Христос Воскресе! Радостно трепещет сердце. Пасха - воистину праздникам праздник.
А совсем недавно люди шли в церковь с вербочками, чтобы встретить Христа радостно, торжественно.

Выходят две девочки с веточками вербы. Читают стихотворение Р.А. Кудашевой.

Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.

Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...

Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.

Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).

Ведущий:
Мы знаем, что в светлый праздник Пасхи есть обычай дарить яйца.
А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах? (отвечают дети).
Христос Воскресе! - застыло на лакированном яичке.

Ребенок-чтец:
Я разрисовал яичко
Ветка, а на ветке птичка.
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье.
По середочке – узор,
А внизу - Христос Воскресе!

По тексту стихотворения дети составляют большую картину из рисунков. (Пасхальное яйцо, ветки вербы, птичка, буквы ХВ, храм, облако).

Ведущий:
Христос Воскресе! - какие чудесные слова, в них и победная весть жизни над смертью, и радость вечной жизни.

Двое детей читают стихотворение. У одного в руке белое яйцо, у другого - красное.

Ребенок-чтец 1:
Дорого яичко ко Христову дню.
И не знал я долго: как и почему?
Только слова Богу Он мне Сам открыл,
Чтобы я яичко красное ценил.
Взял я как-то в руки свежее яйцо.
И смотрел я долго с думой на него.
Ни костей, ни клюва, ни пера, ни ног.
В том яйце я птицы увидать не смог.
Как же так бывает, где найти ответ,
Птичка вдруг выходит из яйца, на свет.

Ребенок-чтец 2:
В этом вот и чудо Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Тот пример я понял, сердцу дорогой,
Так Господь когда-то сотворил со мной.
Та же сила Божья, прах мой соберет,
И из праха снова тело оживет.
В этом нам порукой, чудо из чудес,
Первенец из мертвых Сам Христос Воскрес.
На кресте Он умер, так Он нас любил,
Что за нас, за грешных, кровь Свою пролил.
И с тех пор яичко, красное как кровь,
Мне напоминает про Его любовь.

Ведущий:
Христос Воскресе! - приветствуют друг друга люди.
Христос Воскресе! - вторят им птицы.
Христос Воскресе! - звонят колокола в храмах.

Ребенок-чтец:
"В светлую ночь"
В эту ночь спать грешно;
Посмотри-ка в окно;
Всюду свет, люди ждут,
Скоро в церковь пойдут.
В полночь звон прогудит,
В небеса полетит,
И разбудит волной
Небеса он с землей.
В эту ночь спать грешно,
Скоро полночь... Темно...
Тем, кто, бодрствуя, ждет,
Светлый праздник идет!

Детям предлагают послушать рассказ (читает воспитатель или кто-то из родителей.)
"Радость утра" Валерия Миловатского.

"Радость утра"
Над городом – полупрозрачная ночь. В эту пору в Петербурге бывают именно такие чуткие ночи. Все спят. Лишь один мальчик не спит – он ждёт. Его папа – лесовод, уехал осматривать новые посадки и обещал вернуться на Пасху. И мальчик ждал его. А ещё, мама, укладывая его спать, сказала, что этой ночью начнётся Пасха – и он боялся пропустить момент, когда воскреснет Христос. Ему хотелось увидеть: рассеется вдруг тьма, и станет светло как днём, и возликуют и ангелы, и птицы, и звери, и вся земля
Лёжа в постели, он долго вслушивался в тишину, вглядывался в ночное небо в окне – и ждал. Какие – то шорохи, вздохи, скрипы, мерцания, когда он прикрывал глаза, заставляли его вздрагивать. Иногда он слышал глухие удары – это, видимо, льдины, идущие по Неве, ударяли в набережную. В углу, напротив кровати, горела лампадочка перед образом святого Серафима Саровского. Это мальчика ободряло и успокаивало. И вспоминал он, то ли наяву, то ли во сне
В те годы, когда жил великий Пушкин, в России появился небывалый святой. Он во всякий день приветствовал всех словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Потому что сам в это крепко верил и хотел, чтобы все люди тоже уверовали в Воскресение, очнулись от своего неверия. В тайне он вершил подвиг своей жизни – не один раз был в лапах смерти: умирал от болезней, убивали его разбойники, но чудесно спасала его Богородица, которой он непрестанно молился. Добровольно он подвергал себя тяжелейшим испытаниям. Тысячу дней и ночей, молясь, стоял он на коленях на камне под открытым небом. А сколько ещё неизвестных подвигов он совершил. И Богом даровано ему было многое. Радость обнимала всех, кто приходил к нему; иные видели сияние, которое излучало его лицо. Всякого он готов был утешить, приголубить и слово сказать приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл. Ради этой радости и нёс он тяжкий крест, потому что «истинная радость есть плод и спутник креста». Святой старец Воскресения, старец радости, любви и победы, как он любил детей!
И мальчик увидел этого светозарного старца, увидел золотые купола храмов. И от этого сияния все оживало вокруг: цвели яблоки, жужжали пчелы; даже старый полузасохший ясень распустил свои полупрозрачные, как ангельские перья, листочки. Мальчик смотрел на это во все глаза – ему хотелось бегать, обнимать каждую яблоньку
И он хотел бы остаться там, в этом чудесном сне, но что – то необычайное, ликующее колокольным звоном подхватило его, достигло глубины души и наполнило радостью и любовью. Нельзя было не проснуться – для того, чтобы ощутить и увидеть это. Оно звучало, звало, сияло, оно было полно такой звонкой силы, что хотелось броситься ему в объятия. Ему любящему и единственному – воскресшему и воскрешающему Иисусу Христу. Он был за пределами сна – тут мальчик понял, что он спал, и испугался, что проспал самое важно, чего нельзя было пропустить. И сквозь сон, сквозь закрытые веки он почувствовал, что пришёл какой – то особенный день – и надо быстрей выпрыгнуть из своего сна навстречу этому необычному дню. Когда он раскрыл глаза – день звенел, сверкал, сам воздух пел: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!»
«Христос Воскресе!» - сказал отец, и они расцеловались. Отец взял сына на руки, поднёс к окну, открыл его и сказал: «Смотри, как всё цветёт! Вот оно, Воскресение! Вчера до позднего вечера я обходил дальний участок леса. Ночью я возвращался через лес. Было темно и жутковато. Лишь звёзды светили. И я подумал: «А ведь в эту ночь воскрес Христос». И крикнул громко на весь лес: «Слава тебе, Господи! Слава Воскресению Твоему!» И вдруг тёмное лесное небо осветилось множеством разноцветных сполохов. Радуги волнами просияли на небе, освещая тёмный лес, как будто бы ангелы с небес ответили: «Воистину Воскресе!» а ты в это время, наверное, крепко спал, радость моя!»

Звучит колокольный звон (аудиокассета), открывается занавес, за которым на стене оформлен "Храм".
Все дети подходят к "храму".

Ребенок-чтец:
Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.

Дети исполняют песню "Храм".
По традиции, дети и родители идут в расположенный рядом с детским садом храм и звонят в колокола.

Праздник заканчивается пасхальной трапезой и пасхальными играми.
На Пасху разыгрывались игры, где молодежь показывали свою сноровку и смекалку. Представляем вашему вниманию некоторые из них:
Игра «Коршун»
Действующие лица: коршун, курица, цыплята.
Дети –« цыплята» цыпляются за маму-« курицу» и друг за другом «паровозиком».
Коршун сидит перед мамой- «курицей» и эмитирует копание ямки. Мама- «курица» спрашивает: «Коршун, коршун, а ты что делаешь?
- Ямку копаю.
- А зачем тебе ямка?
-Денежку найти.
-А зачем тебе денежка.
-На базар пойти.
-Зачем тебе на базар .
- Ружьё купить.
-А зачем тебе ружьё?
-Твоих деток пострелять.
При этих словах «коршун» соскакивает и пытается похитить «цыплят». Мама- « курица» должна сохранить всех своих «цыплят». Те «цыплята» которые отцепились уносит «коршун» к себе. «Коршун» должен похитить всех «цыплят».
Игра «Горшки»
Дети садятся на корточки друг за другом – это «горшки». Два участника встают в начале «колонны» «горшков» и торгуются:
-Гончар, гончар по чём горшки?
-По денежки.
-А они крепкие?
-Сейчас проверим.
Затем они оббегают «горшки» (каждый в противоположную сторону) , добегают до последнего участника и должны забрать «горшок» себе. Кто больше наберёт «горшков» – тот и победил.

Игры с пасхальными яйцами: катание яйца с горки, выбивание яйца;
Качание на качелях (в народе говорили: «На Пасху покачаешься, на Покров обвенчаешься»). На Пасху строились повсеместно качели.
Поцелуйные (игры, в которых непременно нужно было целоваться)
Игра «Селезень утку догонял»
Дети встают в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх ,образовав воротца. «Селезень» встаёт за круг, а «Утушка» встаёт в круг. Затем «утушка» убегает от «селезня» по образованным воротцам ,а «селезень» пытается догнать «утушку». Дети поют:
Селезень утку догонял,
Молодой серу догонял.
Поди, утушка, домой,
Поди , серая, за мной.
Тебе семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня.
Затем произносят: « Уроза, уроза, целоваться три раза.
Целуй пуще, чтоб рожь была гуще.
При этих словах «селезень» и «утка» целуются.
Игра «Прялица»
Дети встают в хоровод. Двое: парень и девушка, встают в центр. Кружатся на месте, а хоровод по нарастающей начинают двигаться в одну и туже сторону, при этом поют:
«Прялица - кокорица моя,
С горы выброшу на улицу тебя.
Стану прясть, да попрядывать,
На беседушку поглядывать».
Во беседе нет весельица,
Моя мила не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла.
Она шла да барабанила,
Из - за леса парня манила.
Из-за леса, леса тёмного,
Из-за садика зелёного.
Затем хоровод останавливается. Парень и девушка которые находятся в кругу должны найти друг друга и поцеловаться. ( При этом голова очень сильно кружится).
Хоровод произносят:
«Уроза, уроза, целоваться три раза»
Игра «Подушечка»
Дети встают в хоровод. В центре круга ходит с подушечкой парень. Участники поют:
«Подушечка, раздушечка, моя пуховая.
Ой лёли, лёли моя пуховая.
Кому вечёр, кому ясный , а мне вечёринку.
Ой лёли, лёли , а мне вечёринку
Кому цветы, кому красный,
А мне красну девку.
Ой лёли, лёли ,а мне красну девку.
(При этих словах он подходит к понравившейся девушке и кланяется. Девушка кладёт руки на подушечку, парень выводит её в центр круга. )
Участники хоровода поют, а парень и девка выполняют все движения по словам песни:
На коленочки поставлю, целовать заставлю
Ой, лёли, лёли, целовать заставлю
Цалуй милый, цалуй милый
Цалуй не пасайся
Ой, лёли, лёли, цалуй не пасайся.
(Поцеловавшись, парень передает подушечку девушке. Теперь девица водит).

Игра «Коршун»
Действующие лица: коршун, курица, цыплята.
Дети –« цыплята» цыпляются за маму-« курицу» и друг за другом «поровозиком».
Коршун сидит перед мамой- «курицей» и эмитирует копание ямки. Мама- «курица» спрашивает: «Коршун, коршун, а ты что делаешь?
- Ямку копаю.
- А зачем тебе ямка?
-Денежку найти.
-А зачем тебе денежка.
-На базар пойти.
-Зачем тебе на базар .
- Ружьё купить.
-А зачем тебе ружьё?
-Твоих деток пострелять.
При этих словах «коршун» соскакивает и пытается похитить «цыплят». Мама- « курица» должна сохранить всех своих «цыплят». Те «цыплята» которые отцепились уносит «коршун» к себе. «Коршун» должен похитить всех «цыплят».