Рабочая программа региональный компонент Казачок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крюковская средняя общеобразовательная школа
дошкольная группа
130810027940Рабочая программа
Рабочая программа

2327910207010«КАЗАЧОК»
0«КАЗАЧОК»

по курсу
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - КАЗАЧЕСТВО»
Автор-составитель: воспитатель старшей группы
Людмила Анатольевна Вербина
Пояснительная записка
Анализ образовательного процесса в показал, что при общем понимании важности работы по возрождению духовности и патриотизма, начал нравственного сознания воспитанников на основе культурно-исторических региональных традиций Донского края, педагоги испытывают затруднения в ее реализации. Это связано, как с недостатком знаний по данной проблеме, так и с затруднениями в отборе адекватного содержания в связи с отсутствием у педагогов целостного видения картины информационного поля формирования нравственного сознания дошкольников с учетом национально-регионального содержания дошкольного образования. Данная проблема послужила причиной разработки представленной рабочей учебной программы. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Художественно-эстетическое развитие», где организуется деятельность по формированию художественно-эстетического видения мира родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре.
«Речевое развитие и художественная литература», - используются произведения литературы Дона и о Доне, осуществляется знакомство с историей донской земли;
«Музыкально-эстетическое образование», где происходит формирование культуры дошкольников на основе песенного фольклора донских казаков и современной профессиональной музыки, созданной композиторами Дона.
«Физическое развитие» - основной упор делается на развитие у детей осмысленного отношения к физическим упражнениям, двигательных способностей, и на этой основе адаптивных возможностей детского организма к условиям внешней среды.
«Социально-коммуникативное развитие. Игровая деятельность» - включение казачьих игр в образовательный процесс способствует физическому, социальному, этнокультурному развитию детей. «Игра служит средством передачи культурных приобретений из рода в род и подготавливает детей к труду» (Г.В.Плеханов).
«Познавательное развитие» - формируются представления о человеке в истории и культуре донского казачества, воспитывается уважение к традициям и обычаям донского казачества.
В организации педагогического процесса построение образовательной работы выстраивается по сюжетно-тематическим линиям: смена времен года, календарные праздники, уклад жизни, воспитание детей в казачьи семьях, исторические события, в том числе прошлое и настоящее нашей местности.Особенностью курса является выделение специального времени на занятия, направленные на реализацию национально-регионального компонента.. Проводится 1 комплексное познавательно-эстетическое занятие в месяц (9 в течение учебного года), 1 музыкальное в месяц (9 в течение учебного года), длительностью:
В средней группе – 20 минут
В старшей группе – 25 минут
В подготовительной группе – 30 минут.
В группах общеобразовательной направленности материалы программы используются как часть занятия, в совместно-организованной деятельности, во время режимных моментов. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Цели:
Развитие положительное отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;
Приобщение детей к историческим ценностям родного края, осознание своей принадлежности к определенной нации, как следствие – гордость за это;
Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
Задачи:
Способствовать воспитанию чувства патриотизма и начал гражданственности – любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну);
Развивать у детей представления о человеке в истории и культуре донского казачества, представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение;
Обогащать субъектный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания, преобразования регионального содержания.
Для удобства восприятия, материалы, освещаемые в рабочей программе, представлены в виде перспективно-тематического плана с разбивкой содержания по разделам – организованное обучение и совместная с детьми деятельность и помесячно (см. перспективно-тематический план по казачеству).
Реализация данной рабочей учебной программы предполагает создание соответствующей предметно-развивающей среды. Силами педагогов и родителей должны быть оборудованы специальные помещения, музеи, в которых воссоздается интерьер казачьего куреня, собраны экспонаты (домашняя утварь, предметы одежды, старинные фотографии), в групповых комнатах организуются небольшие казачьи уголки, в которых дети в повседневной жизни знакомятся с символикой Всевеликого Войска Донского, достопримечательностями родного края. На основе собранных материалов проводятся занятия познавательного цикла и художественно-творческой деятельности.
Средняя группа.
Цель: Формирование начальных элементарных знаний об истории и
быте Донского казачества.
Задачи: 1. Дать знания о своем происхождении, воспитывать гордость и уважение к
предкам.
Развивать интерес к народно-прикладному искусству донских казаков.
Дать первоначальные знания о жизни и быте казачьих семей.
дата Наименование деятельности
Организованные формы обучения Совместная деятельность
Декабрь Познавательное
Тема: «Казачий курень»
Цель: дать понятие о материале – дерево и изделиях из него. Обобщить, систематизировать знания по темам «мебель», «мебель деревянная».
Опыт с материалом – выявить свойства и качества дерева.
Рисование
Тема: «Знакомство с деревянной игрушкой».
Цель: учить передавать в рисунке шуточный образ игрушки, вызвать желание украсить, используя цвет и линию, как средство передачи настроения игрушки.
Музыкальное
Цель: знакомство со звуком, который издает дерево (скрип половиц, стук в дверь), знакомство с деревянными музыкальными инструментами (ложки, дудочки, свистульки, трещотки, коробочки) Дид. игра «Украсим горницу»
Цель: закрепить знания о деревянной мебели казачьего куреня (лавки, стол, сундук, полки, стулья).
Чтение р.н.сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
Цель: обобщить знания о деревянных бытовых предметах, закрепить умения пользоваться предметами народного быта.
Игровое упражнение «Веселая ярмарка»
Цель: закрепить умение отбирать игрушки из дерева по описанию.
Игра детей на музыкальных инструментах.
Цель: вызвать желание извлечь звук из разных деревянных инструментов, закрепить умение различать звуки.
Январь Познавательное
Тема: «Я кувшинчик уронил»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «посуда», закрепить умение различать и называть предметы современной чайной, столовой и кухонной посуды, познакомить с посудой донских казаков (кубышки, кринки, казаны), формировать навык различения материала, из которого сделана посуда.
Лепка
Тема: «Чашка»
Цель: закрепить умение лепить чашку круглой формы путем выдавливания глины пальцем. Самостоятельно придумывать форму ручки.
Рисование
Тема: «Роспись глиняной чашки»
Цель: вызвать у детей желание украсить глиняную чашку знакомыми элементами узора – точками, мазками, волнистыми линиями, наносить узор по краю чашки в один или несколько рядов. Исследование материала – глины.
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах глины до сушки и после.
Изготовление атрибутов к играм – драматизациям.
Рассматривание предметов посуды и обыгрывание их в уголке «кухня»
Цель: закрепить навыки пользования старинной казачьей посудой.
Дид. игры «Что изменилось», «Три медведя», «Подбери посуду для куклы»
Цель: закрепить навыки пользования и подбора посуды по возрасту, различать по форме, окраске и материалу из которого она изготовлена.
Игра – драматизация по сюжетам р.н.сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
Февраль Познавательное
Тема: «Волшебная паутинка»
Цель: закрепить понятие «волшебные» кружева, познакомить с кружевом, как с видом декоративно-прикладного искусства, обратить внимание на то, что белье, одежда, украшенные кружево, приобретают праздничный вид.Экскурсия в прачечную
Цель: дать понятие о прачечной – место, где стирают белье, одежду.
Музыкальное
Тема: «баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай»
Цель: познакомить с колыбельными песнями, разучить их, удерживая дыхание, четкую интонацию мелодии песни, пение протяжным звуком.
Дид. игра «Постираем кукле простынку»
Цель: развивать навыки стирки кукольного белья, одежды. Вызвать желание соблюдать порядок и чистоту в кукольном уголке.
«Укладывание кукол спать», пение колыбельных песен «А баиньки, баиньки», «Кач-кач, баю-бай»
Цель: вызвать желание создать образ мамы, убаюкивающей ребенка.
Дид. игра «Определи время года»
Цель: закрепить знания о частях суток и представления о том, что делают люди в то или иное время года.
Март Познавательное
Тема: «Печка - матушка»
Цель: систематизировать знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват, кочерга, лопата, полено.
Лепка
Тема: «Испечем мы пироги»
Цель: закрепить умение лепить из теста пироги, булочки, рожки, кренделя, аккуратно раскладывать их на противне, сажать для выпекания в печь.
О Б Ж
Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
Цель: систематизировать знания об охране жизни, связанные с огнем.
Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Жихарка», потешек «Наша – то хозяюшка», «Кот на печку поспел».
Цель: объяснить значение печи и ее важности в жизни людей.
Дид. игра «Сорока, сорока, кашу варила»
Цель: закрепить умение варить кашу в чугунке, последовательное складывание продуктов: вода, крупа, соль, масло.
Чтение сказки «Кошкин дом»
Цель: уточнить знания детей о пожарной безопасности.
Апрель Познавательное
Тема: «Идет кузнец из кузницы»
Цель: знакомство с материалом – металл, и изделиями из него – серп, коса, утюг, рукомойник, знакомство с трудом кузнеца и оборудованием кузницы (горн, молот, наковальня)Аппликация
Тема: «Жостовский поднос»
Цель: знакомство с изделиями жостовских мастеров, развивать умения и навыки украшения посуды аппликацией.
Музыкальное
Тема: «Во кузнице»
Цель: знакомство со звуками, извлекаемыми из металлических предметов, музыкальных инструментов.
Рассматривание утюгов в казачьем курене: деревянный рубель и скалка, угольный утюг, чугунный утюг
Цель: продолжать знакомить с устройством быта донских казаков
Чтение и драматизация потешки «Эй, кузнец, молодец»
Цель: приобщать детей к устному народному творчеству.
Хороводные игры «Жмурки с бубном», «Тихие и громкие звоночки», «Веселые музыканты»
Цель: приобщать к народному фольклору, развивать слух.
Май Познавательное
Тема: «Вышивка»
Цель: знакомство с вышивкой и плетением кружев, закрепление обобщающего понятия «одежда», «инструменты» - игла, наперсток, ножницы, пяльца.
Аппликация
Тема: «Украсим рушник»
Цель: закрепить знание о вышивке, как виде народного искусства, выполнять узор из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента.
Разучивание песни «Ой ниточка тоненькая»
Цель: знакомство с песнями, которые помогали в работе.
Хоровод «Змейка»
Цель: учить двигаться за ведущим и друг за другом плавным шагом, как тянется нитка за иголкой.
Рассматривание экспонатов куреня: рушник, салфетки, скатерти, вышивки на наволочках и простынях.
Опыты с тканью и бумагой
Цель: выявление свойств и качеств материала
Старшая группа.
Цель: Формирование определенного объема знаний об истории, природе и быте Донского казачества.
Задачи: 1. Дать знания о своем происхождении, воспитывать гордость и уважение к предкам.
2.Пополнить и расширить знания о природе Донского края.
3.Развивать интерес к народно-прикладному искусству донских казаков.
4.Обогатить знания о жизни и быте казачьих семей.
дата Наименование деятельности
Организованные формы обучения Совместная деятельность
Октябрь Познавательное.
Тема: «Донские казаки»
Цель: познакомить детей с историей Донского казачества, объяснить значение слова «казак».
Рисование.
Тема: «Степь привольная»
Цель: расширить знания детей об экологии родного края. Учить передавать в рисунке окружающую природу. Чтение сказок Тихого Дона.
Цель: познакомить с творчеством донских писателей, расширить знания о казачестве.
Знакомство с казачьим фольклором, заучивание пословицы «Царь только чином наградил, а казаком-то отец породил, мать вынянчила, служба выучила».
Цель: расширить знания детей об истории казачества, значимости условий, породивших казаков.
Оформление выставки рисунков «Широко и привольно раскинулась степь»
Цель: показать природу Донского края в разные времена года.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Экологическое
Тема: «Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон»
Цель: познакомить с рельефом и природой Донского края, формировать понимание исторической ценности Дона, прививать любовь к родному краю.
Познавательное.
Тема: «Кем мой прадед был, скажи»
Цель: познакомить детей с происхождением фамилий казаков, устройством семей, воспитанием казачат, правах и обязанностях членов семьи.
Рисование.
Тема: «Портрет папы – защитника Отечества»
Цель: воспитывать уважение к старшим членам семьи, гордость за подвиги отцов и дедов.
Мотивация: «Мой дом, моя крепость»
Познавательное.
Тема: «Как у нас на Тихом Доне»
Цель: познакомить детей с жилищем донских казаков–куренем. Обогащать представления детей об истории родного края.
Конструирование.
Тема: «Казачий курень»
Цель: уточнить знания детей о строении куреня. Учить делать курень из готовых выкроек – макет дома, дополнять необходимыми деталями. Развивать творческие способности детей.
Ручной труд (природный материал)
Тема: «Плетень»
Цель: уточнить знания детей о плетне, материале для изготовления, показать приемы плетения из лозы вербы.
Мотивация: Казачий быт.
Познавательное.
Тема: Экскурсия в музей истории Донского казачества.
Цель: Познакомить детей с бытом донских казаков (утварью, обстановкой, убранством куреня). Развивать интерес к истории Донского казачества.
Лепка из глины.
Тема: «Квасник»
Цель: обогащать знания детей о посуде казаков, знакомить с предметами народного творчества. Учить, пользуясь натурой, лепить декоративный сосуд – квасник, анализировать форму, вычленяя ее основные части и детали: форма в виде кольца с высоким горлышком, с крышками, красиво изогнуты ручки, носик, налепы в виде птиц и шариков. Развивать умение самостоятельно выбирать способы лепки для наиболее выразительной передачи образа.
Конструирование.
Тема: «Солонница»
Цель: Обогащать знания детей о значении солонницы на обеденном казачьем столе,
о том, что вместе с караваем хлеба соль в солоннице участвовала во всех торжественных ритуалах. Показать прием плетения солонницы из тонких ветвей
( соленое тесто узкими полосками), способы раскраски гуашью и покрытия бесцветным лаком.
Мотивация : Убранство куреня.
Аппликация:
Тема: «Рушник»
Цель: Познакомить детей с творчеством казачек, значением рушника в казачьей семье (на него ставили хлеб-соль, украшали вышивками, ажурными узорами, плели бахрому), показать способы изготовления рушника из цветной бумаги, вырезывания узора из бумаги, сложенной гармошкой, наклеивания орнамента на края рушника. Развивать умение дополнять работу элементами узора, бахромой.
Ручной труд вышивка.
Тема: Платочек.
Цель: познакомить детей с приемами вышивки, научить вышивать платочек стежком « иголка назад». Рассказать о значении вышитых платочков для казаков
(девушки ходили с ними в церковь, дарили казакам, уходившим в поход).
Мотивация: Казачьи обряды, праздники.
Познавательное.
Тема: Пасха»
Цель: познакомить детей с самым ярким праздником весеннего цикла – пасхой, ее ритуалами и традициями.
Рисование.
Тема: «Писанка»
Цель: познакомить детей со значением расписных яиц, как объекта дарения друг другу с пожеланиями здоровья, добра и счастья. Показать приемы росписи (сначала нарисовать узоры простым карандашом, затем раскрасить гуашью и покрыть лаком).
Лепка, (из теста).
Тема: «Пасхальные куличи»
Цель: познакомить детей с обрядовой едой – пасхальным куличом. Показать прием лепки и украшения кулича церковным знаком (крестиком, X – Иисус Христос). Развивать интерес к работе с тестом, воспитывать желание изучать казачьи обряды.
Заучивание наизусть гимна Ростовской области.
Цель: воспитывать гордость за свою Родину, уточнить знания о значении Дона у казаков. Развивать память, мышление.
Подвижная игра «Поймай рыбку»
Цель: закрепить знания детей о породах рыб, водящихся на Дону, развивать ловкость, глазомер.
Рассматривание иллюстраций, отображающих природу и быт донской земли.
Экскурсия к водоему.
Цель: знакомство с руслом, рельефом, растительностью и обитателями реки, водоплавающими птицами.
Составить родословную на каждого ребенка.
Цель: развивать интерес к своему происхождению, расширять знания о предках, совместно с родителями и детьми заполнить родословную таблицу на возможно большее количество поколений.
Оформить выставку фотографий казачьих семей.
Дид. игра « Моя семья»
Цель: закрепить знание родственных связей по отношению друг к другу.
Экскурсия в музей истории Донского казачества.
Цель: уточнить знания детей об устройстве казачьего жилища и двора, расширить кругозор детей по истории развития казачества.
Изготовление макета «казачья усадьба»
Цель: обогатить знания детей о быте казачьей семьи, ведении хозяйства на Дону, развивать интерес к изучению истории Донского казачества.
Знакомство с пословицей «Каждый казак – государь в своем дворе».
Цель: пополнить знания детей об обычаях и традициях донских казаков.
Дид. игра «Ставеньки резные, окна расписные»
Цель: закрепить умение составлять резные узоры для украшения куреня.
Оформить в групповой комнате зону «Горница донского куреня»
Цель: обогатить представления детей о быте донских казаков, развивать вкус, воспитывать гордость за трудолюбие предков.
Сюжетно-ролевая игра «Казачка в курене»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о назначении казачьей посуды, использовании ее в повседневной жизни.
Изготовление и роспись глиняной посуды.
Цель: закрепить навыки и умения в работе с глиной. Оформить выставку глиняной посуды.
Знакомство детей с пословицами о соли.
Цель: продолжать знакомство детей с казачьим фольклором.
Пословицы: «Хлеб-соль ешь, а правду режь»
«Без соли, без хлеба – худая беседа»
Рассматривание кружевных занавесок, накидок, покрывал с целью обогащения знаний детей о казачьем быте, развития интереса к изучению истории донского казачества.
Высадка комнатного растения «герань» в горшки.
Цель: развивать трудовые навыки, применяемые казачками в быту, воспитывать интерес к оформлению казачьего куреня
Рисование на тему: «Половая дорожка»
Цель: развивать чувство ритма при выполнении орнамента в казачьем стиле.
Сюжетно-ролевая игра «Готовим горницу к пасхе»
Цель: закрепить умение убирать в горнице в казачьем стиле(застилать кровать, взбивать подушки, раскладывать скатерти и салфетки, расставлять посуду на полках).
Беседа «Вербное воскресенье»
Цель: познакомить с лечебными свойствами пыльцы вербы, рассказать о поверьях казаков, подтвержденных учеными.
Заучивание наизусть заклички:
Верба из-за моря
Дай верба здоровья.
Цель: расширить знания об обычаях казаков, применением их в жизни
Наблюдение за распусканием веточек вербы, принесенных в группу и поставленных в вазу с водой.
Игра с писанками «Носики»
Цель: познакомить с правилами народной игры, развивать меткость и умение контролировать силу удара.
После выпечки украсить куличи украшением для пасок, с целью развития художественного вкуса, интереса к народному творчеству.
Экскурсия в Свято-Георгиевский приход.
Цель: расширить знания детей о православной церкви, ее оснащении , атрибутах и реликвиях.


Подготовительная группа.
Цель: Расширение кругозора детей путем знакомства с традициями и достопримечательностями Донского казачества.
Задачи:
1. Обогатить знания детей о порядках, обычаях и обрядах донских казаков.
2.Познакомить с животноводством и земледелием.
3.Развивать интерес к Донскому казачьему фольклору.
4.Воспитывать любовь к родному краю.
дата Наименование деятельности
Организованные формы обучения Совместная деятельность
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель Мотивация: Сельское хозяйство донских казаков.
Познавательное развитие.
Тема: «Хлеб – всему голова»
Цель: познакомить детей с выращиванием сельскохозяйственных культур, с земледелием на Донской земле. Воспитывать уважительное и бережное отношение к хлебу.
Экологическое.
Тема: Знакомство со строением хлебных злаков.
Цель: познакомить детей со строением хлебных злаков, с условиями, необходимыми для их выращивания. Уточнить, какие продукты можно приготовить из хлебных злаков; люди, каких старинных казачьих профессий занимаются выращиванием хлеба.
Музыкальный праздник.
«Хлеб всему голова».
Мотивация. Коневодство.
Познавательное.
Тема: «Сам погибай, а коня выручай»
Цель: познакомить детей со значимостью коня для казака, рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях, воспевали в своих песнях. Расширить и обогащать знания детей о жизни и быте донских казаков.
Лепка.
Тема: «Конь»
Цель: учить детей создавать изображение по мотивам донских умельцев. Учить лепить фигуру коня из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать уважение к казачьему народному творчеству.
Эколого-эстетическое занятие
Тема: «Домашние животные»
Цель: познакомить детей с содержанием донской казачьей усадьбы, с трудовой деятельностью казаков по содержанию домашних животных и уходу за ними.
Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке.
Мотивация. Колодец.
Познавательное.
Тема: «Колодец, колодец, дай воды напиться».
Цель: познакомить детей со значимостью колодца в донской степи, расширить знания о быте донского казачества. Развивать интерес к изучению истории родного края, дать знания о профессиях лозоходцев и копателей колодца.
Конструирование (из природного материала)
Тема: «Сруб колодца»
Цель: обогатить знания детей о различных формах колодцев, строящихся донскими казаками (журавль). Познакомить с приемом выкладывания сруба из бревен (веточек)
Аппликация.
Тема: Коромысло.
Цель: расширить знания детей о быте донских казаков, о значимости воды и методах ее доставки в дом: показать, что такое коромысло, рассказать, как им пользовались для переноски воды. Развивать умение украшать орнаментом по мотивам донского творчества, закрепить умение синхронного вырезывания, вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой.
Мотивация. Самоуправление.
Познавательное занятие.
Тема: «Казачий круг»
Цель: познакомить детей с традициями и обычаями правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг, расширить знания о правительстве в казачестве.
Конструирование.
Тема: «Булава»
Цель: познакомить с символами казачьей власти (булавой, бунчуком, насекой), рассмотреть как и из чего они сделаны. Предложить детям изготовить выбранный символ, украсить соответствующей исторической символикой.
Аппликация.
Тема: «Флаг Всевеликого Войска Донского».
Цель: познакомить детей с казачьей символикой, расширить знания о значении сочетания цветных полос на флаге. Предложить изготовить флаг из цветной бумаги, закрепить навыки аппликации.
Познавательное.
Тема: «История костюма донских казаков».
Цель: познакомить детей с историей мужской и женской одежды донских казаков, пополнить словарь староказачьими словами: юбка – запаска, парочка – юбка и кофта, завеска - фартук, чекмень – папаха, фуражка. Расширить знания об истории донского казачества.
Ручной труд (вышивка)
Тема: «Украшение вышивки на голову».
Цель: расширить знания о значении вышивки в казачьих обычаях и обрядах. Закрепить навыки шитья, изучить различные виды вышивки.
Рисование.
Тема: «Наряд казачки»
Цель: развивать умение создавать декоративный рисунок в стиле донского казачества, развивать чувство цвета, умение правильно подбирать цвета и оттенки.
Мотивация: Обычаи, обряды.
Познавательное.
Цель: уточнить знания детей об обычаях и обрядах донских казаков. Познакомить с зимними христианскими праздниками крещение, колядки, масленица.
Музыкальное развлечение.
Тема: «Масленица пришла – радость принесла»
Цель: закреплять умение передавать характеристики определенного образа в инсценировках по мотивам донского казачьего фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и традициям. Формировать психологически комфортное эмоциональное состояние ребенка при общении в праздничной атмосфере.
Ручной труд.
Тема: «Масленичка» (кукла-девочка).
Цель: расширить знания детей об обычаях донских казаков дарить Масленичку, желая хозяевам здоровья, богатства и всего хорошего. Показать прием изготовления Масленички.
Познавательное.
Тема: «Степные рыцари»
Цель: познакомить детей с военной жизнью казаков, значимостью казачьих дружин, умением охранять свои границы от врагов, способами ведения боя и организацией военных походов.
Лепка.
Тема: «Казачий струг»
Цель: расширить знания детей о передвижении казаков по Дону. Показать приемы лепки лодки из пластилина в сочетании с природным материалом, развивать умение оснащать поделку дополнительными деталями.
Ручной труд.
Тема: «Сабля»
Цель: расширить знания детей о правилах ведения боя, оружии донских казаков, применяемых в боях. Развивать навыки изготовления игрушек из дерева.
Мотивация. Казачий фольклор.
Познавательное.
Тема: «Как песня родится»
Цель: познакомить детей с историей рождения казачьей песни, дать понятие как деятельность донских казаков пересекается с казачьей песней, текстом и мелодией. Развивать интерес к изучению истории своих предков, воспитывать гордость за свое происхождение. Рассматривание инвентаря, применяемого казаками в земледелии.
Цель: закрепить и расширить знания детей об орудиях обработки земли, используемых казаками (плуг, борона, грабли, мотыга, коса, серп и т.д.).Труд в природе.
Посев семян овощных фигур в ящики.
Цель: развивать трудовые навыки, обогатить знания детей о выращивании растений.
Дид. игра «Вершки и корешки»
Цель: закрепить знания детей о растениях, их строении, применении в пищу; уточнить, что земледелием начали заниматься наши предки – казаки.
Выпечка каравая.
Цель: обогатить знания детей о роли каравая в казачьих традициях, прививать навыки лепки из теста, развивать умение украшать изделие косичками, налепами.
Заучивание пословицы «Казаку конь себя дороже»
Цель: обогатить знания детей о том, почему казаки так заботились о своем коне.
Подвижная игра «Кони»
Цель: развивать двигательную активность
детей в прямом галопе.
Рассматривание иллюстраций «Мой конь вороной»
Цель: расширить интерес детей к изучению истории донской земли.
Изготовление атрибутов к игре «Кони»
Цель: обогащать знания детей о традициях донских казаков, развивать творческие способности детей.
Разучивание казачьей песни «Как на горке, на горе крутой». Цель: развивать память, расширить знания о казачьем фольклоре, значении коня для казака.
Экскурсия в музей истории донского казачества.
Цель: уточнить знания детей об устройстве степного казачьего колодца, расширить знания о быте донского казачества.
Сюжетно-ролевая игра «Несэ Галя воду».
Цель: расширить знания детей о казачьей утвари, прививать навыки пользования старинной утварью.
Подвижная игра «Ручеек»
Цель: познакомить с народной игрой, развивать подвижность, активность, закрепить знания о воде в степной зоне.
Изготовление символов казачьей власти.
(булава, бунчук, насека).
Цель: обогатить знания детей о значении символов в казачьей жизни, закрепить знания о казачьих традициях и обрядах.
Организовать выставку иллюстраций книг, казачьих символов с привлечением родителей воспитанников.
Цель: стимулирование познавательной активности детей.
Сюжетно-ролевая игра «Казачий круг»
Цель: закрепить знания детей о казачьих обычаях и традициях, учить принимать единое решение в спорных вопросах.
Дидактическая игра «Атаман»
Цель: познакомить с правилами выбора атамана, его обязанностями и правами.
Создать в зоне ряженья уголок казачьего костюма, где разместить одежду донских казаков.
Цель: стимулировать игровую активность детей.

Организовать показ и примерку костюмов донских казаков.
Цель: развивать интерес к изучению истории донского казачества, обогащать знания детей о быте казаков.
Дид. игра «Ателье»
Цель: расширить знания детей о казачьей одежде, ее украшении и разнообразии, закрепить умение вырезывать одежду из сложенного вдвое листа бумаги, раскрашивать в казачьем стиле.
Хороводная игра «Катя по садочку гуляла»
Цель: продолжать знакомить с народным фольклором, воспитывать чуткое отношение к сверстникам.
Игра- инсценировка «Колядки»
Цель: обогащать знания детей о проведении казачьих обрядов, формировать интерес к истории донских казаков, развивать память детей, заучивая тексты колядок.
Игра- инсценировка праздника «Первый шаг»
Цель: познакомить с семейным праздником и правилами его проведения.
Разучивание стихов, песен, закличек о масленице.
Цель: развивать слуховое восприятие народного фольклорного языка, воспитывать уважение и любовь к истории предков.
Изготовление атрибутов для проведения игр-инсценировок, обрядов.
Изготовление чучела Масленицы.
Цель: расширить знания детей об обычаях и традициях, развивать интерес к подготовке к казачьим забавам.
Рассматривание картин военной тематики.
Цель: пополнить знания детей о методах ведения боя в казачьих полках, развивать гордость за ловкость, силу и смелость предков.
Сюжетно-ролевая игра «Проводы на службу»
Цель: закрепить знания обрядов и обычаев донских казаков.
Подвижные игры – эстафеты «Скачки наперегонки», «Подними папаху с земли шашкой на скаку», «Перетяни канат», «Борьба»
Цель: развивать ловкость, смелость и смекалку, умение владеть приемами рукопашной борьбы.
Прослушивание казачьих песен в записи.
Цель: воспитывать любовь к народному фольклору, расширять знания о жизни и быте донских казаков.
Разучивание казачьей песни «Пчелушка златая»
Цель: развивать умение обыгрывать казачьи песни, объяснять смысл текста, воспитывать любовь к истории предков.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ДОНСКОГО КРАЯ.
Фамилия, имя
реб-ка
Теоретические знания Практические знания
Знание содержания сказок, былин, легенд. Умение узнавать героев в произведениях изоискусства. Знание истории казачьего костюма. Знание подвижных казачьих игр, праздников и игрушек. Знание русского народно-прикладного искусства. Экологическое воспитание Использование фольклора в разговорной речи. Физическое воспитание Трудовое воспитание Продуктивные виды деятельности
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
= использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
= знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
= знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
= имеет представление о народных промыслах, использует их элементы в своих работах.
= имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью, в приготовлении салатов, украшении одежды декоративными элементами (бусинками, бисером, тесьмой и т.д.), изготовлении самодельных игрушек из соломы, ивы, камыша, ткани.= умеет отличать строения донских казаков от современных построек.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
= знает потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения, использует в речи
= знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
= знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
= знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.
= знает некоторые элементы казачьего костюма.
= различает и называет некоторые казачьи промыслы.
=имеет практические умения в работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
= знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
= знает некоторые народные приметы.
=знает название некоторых народных праздников, но принимает в них пассивное участие.
=знает 2-3 подвижные народные игры и при помощи взрослого с трудом, но может объяснить правила к ним.
= при помощи взрослого различает 2-3 народных промысла.
= имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., «Природа и история родного края»
Учебное пособие для учащихся начальной школы.
Изд.БАРО ПРЕСС 2003 год.
2. Астапенко Г. «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков
XVII – XX веков. Ростов-на-Дону, 2002 год.
3. Астапенко М.П. «Хрестоматия по истории донского казачества»
Ростов-на-Дону. Изд. Ростовского университета, 1994 год.
4. Алмазов Б.А. «Казаки» Санкт-Петербург,
«Золотой век» Диамант, 1999 год.
5. «Христос и его церковь» (листки для детского чтения)
По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского, Афанасия.
Санкт-Петербург, 1997 год.6. Головачев В., Лащилин Б., «Народный театр на Дону»