Использование приёмов ТРИЗ на уроках литературного чтения в начальной школе в уловиях реализации ФГОС


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Дубская основная школа»
VI районные педагогические чтения
«Методические находки педагога в условиях обновления содержания образования»
Тема: «Использование приёмов ТРИЗ на уроке литературного чтения в начальной школе в условиях реализации ФГОС».
Автор: учитель I квалификационной категории МАОУ «ДОШ»
Кирилова Ирина Константиновна
с . Дубское2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Цель:целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения на уроках литературного чтения
Задачи:
формирование открытого мышления; обучение способам коллективной познавательной деятельности; формирование интереса к предмету и активности во время занятий; воспитание терпимости к чужой точке зрения; воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности
Актуальность:
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который является одним из механизмов реализации Триз-технологии. Эта технология полностью соответствует требованиям ФГОС НООО второго поколения. Использование приёмов Триз-технологии способствует формированию универсальных учебных действий:
коммуникативных УУД: умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов, постановка вопросов;
регулятивных УУД: самоконтроль, саморегуляция, прогнозирование; познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации; личностных УУД: смыслообразование, самоопределение.
Обучение детей методиками Триз-технологии способствует воспитанию нравственности, так как каждая идея проверяется на нравственность и возможность воплощения в реальных условиях. Уроки с использованием приёмов и методик Триз-технологии несут в себе большой воспитательный потенциал, так как ведётся анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.Результативность:
-Изменилось отношение учащихся к урокам литературного чтения.
-У учащихся сформировалось иное отношение к своим затруднениям и ошибкам, появляющимся в ходе образовательного процесса.
-Учащиеся научились сотрудничеству.
-Сформировалось умение задавать вопросы, логически и последовательно излагать свои мысли.
-Возрос уровень интеллектуальных способностей.
-На уроках учащиеся стали более активными, проявляют познавательный интерес.
Основная часть
« Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим,- тем хуже» - утверждал Л.Н. Толстой. Изменятся время, меняются дети, другим становится процесс образования, а мысль, высказанная известным русским писателем, остаётся актуальна и в наше время.
Курс литературного чтения является фундаментом для дальнейшего образования учащихся, а уроки литературного чтения являются ключевыми в формировании читательской компетентности.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Учителя, работающие в начальных классах, прекрасно понимают, как трудно обучить учащихся технике чтения, но ещё тяжелее воспитать увлечённого читателя. Заставить учиться нельзя. Ребёнка можно только увечь. И внедрение новых технологий помогает учителю в этом.  Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования [3]. Использование Триз-технологии позволяет учителю сделать урок более увлекательным, а учащимся развивать потребность в познавательной деятельности. Первоначально Триз создавали для инженерно-технических работников, а в последнее время широко используется педагогами-практиками. Методики Триз - идеальный инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Они увлекательны и результативны. Умения и навыки не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы детей с информацией. Отличительная особенность данной технологии заключается в том, что учащийся усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В этом можно убедиться подробнее, изучив приёмы Триз. Хочется отметить их универсальность. Эти приёмы можно использовать практически на всех этапах работы на уроке при разборе любого литературного произведения. Многие из них можно применять на уроках окружающего мира, математики, русского языка. Рассмотрим примеры приемов и стратегий, которые успешно используются в моей педагогической практике на примере басни И. А. Крылова « Ворона и Лисица».
На этапе самоопределения деятельности (организационный этап) эффективно использовать приёмы для формирования познавательных УУД: «Ассоциативный ряд», « Нестандартный вход в урок», « Отсроченная отгадка».
Приём « Ассоциативный ряд».
Учащимся предлагается несколько слов-подсказок, на основании которых учащиеся формулируют тему урока.
-«Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения и его автора, с которым будем работать на уроке: “Ворона и лисица”, “Слон и Моська”, “Квартет».
(Ответ: Басни. И.А .Крылова)
Приём « Нестандартный вход в урок».
Урок начинается с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например ,вначале урока учитель раздаёт жетоны с изображением сыра, лисы, вороны и предлагает для работы в группах по жетону найти себе товарищей по принципу: сыр, лиса, ворона(т .е 3 человека в группе) Учащиеся устанавливают причинно-следственную связь между предметами на жетонах и отвечают на вопрос: «Что их объединяет?»
(Ответ: герои басни И.А. Крылова « Ворона и Лисица).
Приём « Отсроченная отгадка» активизирует мыслительную деятельность учащихся. В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), ключик для понимания будет открыт на уроке при работе над новым материалом. На первом уроке, когда учащиеся ещё не знакомы с жанром басня, можно предложить учащимся словарную статью «басня» с пропущенными словами и предложить вставить нужные слова. Учащиеся, как правило, испытывают затруднение. Но после разбора темы при подведении итогов, вернувшись к этой же словарной статье, учащиеся уже легко отгадывают пропущенные слова.
На этапе актуализации знаний можно применить приём « Оживи картину» или «Корзина идей».
Приём « Оживи картину» служит развитию творческого мышления и прогнозирования. Суть приёма заключается в том, что учащимся демонстрируется иллюстрация к произведению или картина художника, и предлагается ответить на ряд вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения должна отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущение объектов на картине.
-Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите на ней?
-Что изображено на картине?
-Как вы думаете, какое настроение у Вороны? Почему вы так решили?
-Какие чувства испытывает в этот момент лиса? Почему?
-Какие у вас чувства возникли?
- За кого вы больше переживаете из героев? Поясните свой ответ.
Приём « Корзина идей» позволяет выявить всё, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока : идеи, имена, факты, предположения термины. Учитель все идеи выписывает на доску, не критикуя и не оценивая. На данном этапе идёт просто сбор информации.
При работе с текстами, имеющие глубокую нравственную проблему, можно использовать стратегию « Идеал» (идеальный метод решения проблемы), которая как нельзя лучше подходит для формирования личностных УУД. Суть её заключается в том, что нужно найти лучший способ решения проблемы постепенно отвечая на вопросы.
Интересно, в чем проблема? Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Есть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике?
Методическую ценность на этапе открытия новых знаний имеет приём « Зигзаг». Это системно-деятельностный подход в действии, так как основан на взаимообучении и самостоятельном изучении учащимися нового материала. Приём помогает усвоить большой объём теоретического материала любому ученику, не зависимо от его способностей. Сотрудничество учащихся и ответственность за результат - основные слагаемые урока, так как вся работа выполняется самостоятельно. Введение приёма начинается со стадии вызова. Выясняется что известно по заданной теме, выслушиваются предположения, учащиеся советуются, и рисуют рисунок.
Шаг1-свместная работа в группе. Каждая рабочая группа получает задание: прочитать текст и найти ответ на свой вопрос.
Шаг-2-объединение в новые « экспертные» группы (по цветам), обмен мнениями, убеждение в правильности ответа.
Шаг-3-возвращение в свои « рабочие группы». Каждый учащийся делится ответом на свой вопрос. На этом же этапе урока можно предложить приём « Лови ошибку», который предполагает формирование познавательных УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Учащимся предлагается несколько цитат из литературных произведений. Они должны определить, какая из цитат не принадлежит автору и попытаться доказать своё мнение. Этот приём является универсальным, так как активизирует внимание учащихся, формирует умение рассуждать о пользе и вреде случившейся ситуации.
Приём «хорошо - плохо» помогает разобраться учащихся в том, как устроено противоречие и развивает их мыслительную активность. Возможны разные варианты использования данного приёма. Выбрав по теме урока литературного героя или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Или сам учитель задаёт объект или ситуацию. Учащийся описывает ситуацию, когда это полезно. Другой ученик ищет чем эта ситуация вредна. Так при разборе басни И. А. Крылова учащиеся могут разбирать положительные и отрицательные стороны главных героев или рассуждать о пользе и вреде случившейся ситуации. Работа может проводиться в паре или группе.
Для создания информационной копилки используется приём « Морфологический ящик». Его применяют на этапе первичного закрепления. Копилка универсальна, можетпримняься на любом из учебных предметов. На уроке литературного чтения используется как копилка рифм, метафор, личных качеств характеристик героя. При анализе басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» работа с «морфологическим ящиком» строится так:
-Назовите главных героев басни « Ворона и Лисица». - Перечислите, какие качества принадлежат Вороне. /Дети перечисляют качества Вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик»/ - Какой герой является противоположностью Вороне? (Лиса) - Какие качества подходят этому герою? /Дети перечисляют качества вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик»/.
Французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоций ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, формировать у ребёнка культуру чувств [1]. С целью развития воображения и формирования познавательных УУД, использую приём « Составление загадок», « Лимерики», « Склеивание». Учащиеся сочиняют загадки про литературных героев после анализа художественного произведения по определённой модели в виде таблицы. Вставляя между левым и правым столбцом таблицы слова « как» или « но не» получается загадка.
Какая? Кто такая же? Загадка
рыжая белка Рыжая, как белка.
Пушистая, как кошка.
Хитрая , но не человек. Ответ: Лиса
пушистая кошка хитрая человек Ли́мерики - небольшие стихи, созданные на обыгрывании бессмыслицы. Появились они в Великобритании. Лимерики состоят из пяти строк, рифмующихся по схеме ААВВА. Вначале обучения написания лимериков учащимся можно предложить 1-2 строчки. А дальше они могут продолжить сами. Для оформления работ учащиеся могут нарисовать рисунок к сочинённому лимерику или можно использовать раскраску.
Вот пример лимерика о басни « Ворона и Лисица»:
Из тёмного леса лиса.
Сыграл, как актриса.
Отняла у вороны сыр.
И закатила при.
Ворона каркает от ужаса!
Особенность приёма «склеивание» заключается в том, что различные, несоединимые в повседневной жизни части собираются в один предмет. Учащимся предлагается изобразить несуществующее животное, назвать его дать характеристику, определить область проживания и рассказать о его деятельности. Например, после анализа басни « Ворона и Лисица» можно предложить такое задание:
-Как вы считаете, Лисица совершила хороший поступок или плохой? В объяснительных сказках за хорошие поступки животных награждали хорошими качествами, а в наказание изменяли внешность. Как бы вы изменили внешность лисы, в напоминание о плохом поступке. Нарисуй, как будет выглядеть такая лиса.
Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу. Вот какой паспорт у нас получила Ворона из басни «Ворона и Лисица».
Имя – Ворона. Создатель – А.И. Крылов. Прописка – басня « Ворона и Лисица». Внешний вид - чёрная, имеет крылья, большой клюв. Где встречается - в лесу Личные качества-доверчивая. Заветное желание – поесть.
Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. При использовании данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности. После выполнения работы необходимо ответить на вопрос: « Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор.
Сочинять стишки и загадки, составлять паспорта и рисовать несуществующих животных учащиеся могут самостоятельно.
На этапе включения нового знания в систему знаний можно использовать приём
«Фантастическая добавка», где учащимся можно немного пофантазировать и представить себя на месте литературного героя. - Как бы вы повели себя, окажись на месте героев басни И. А. Крылова « Ворона и Лисица»? - Представьте себя сыром из басни попытайтесь пересказать эту историю с позиции сыра. Приём « Раскадровка» используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.
Вариант 1: По содержанию текста рисуются кадры («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя.
Вариант 2: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:
- Перед вами кадры мультфильма « Ворона и Лисица». Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.
Приём « Хочу спросить» формирует умение задавать вопросы и эмоционально выражать своё отношение к ответу. Учащийся задаёт вопрос, начиная словами « Хочу спросить…» На полученный ответ сообщает своё эмоциональное отношение « Я не удовлетворён, потому что…»или « Я удовлетворён».
Прием «Ромашка Блума» предполагает формирование коммуникативных УУД. У ромашки 5 лепестков. Учащихся должны придумать и записать на лепестках пять различных видов вопросов.
Понимание Уточняющий вопрос Правильно ли я понял?
Воспроизведение Простой вопрос Кто? Когда? Где?
Анализ Интерпретационный вопрос Почему?
Синтез Творческий вопрос Что будет, если…
Применение Практический вопрос Как можно применить?
-1079509271000 Провести рефлексию в конце урока интересно поможет приём
« Телеграмма». Данный приём помогает формированию личностных , коммуникативных, познавательных УУД. В конце урока учащимся предлагают написать телеграмму. Возможны разные варианты.
1 вариант: Записать самое главное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и обменяться телеграммами с соседом.
2 вариант: Написать в телеграмме пожелание литературному герою.
3 вариант: Написать телеграмму себе с учётом изученного материала.
Приём « Синквейн» применяется как творческая форма рефлексии.
Синквейн - пятистрочный стишок в кратких выражениях, требующий синтеза информации. Используется для эмоциональных оценок своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн сочиняется по алгоритму.
Мониторинг
Для отслеживания результативности приёмов Триз-технологии проводилось изучение уровня развития творческого мышления (тест креативности П.Торранса).
Год Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень
2012-2013уч. год 20% 10% 70%
2013-2014уч. г 25% 21% 54%
2014-2015уч. г 31% 29% 40%
Из данных в таблице заметна положительная динамика развития творческого мышления у школьников. Раньше учащиеся класса старались не выбирать олимпиады по литературному чтению. Сейчас ситуация изменилась. Диагностическая методика « Пьедестал успеха» выявила, что уроки литературного чтения в 1 классе нравились-53% учащихся, во 2 классе-61 % учащихся, в 3 классе-75%.Это тоже показатель положительной динамики. Вывод: использование на уроках литературного чтения приёмов Триз развивает творческие способности учащихся, способности к самосовершенствованию. Задания такого характера приучают к самостоятельности, учат ставить перед собой цели и достигать результатов. Учащиеся открывают для себя знания, а учитель лишь вдохновитель.
Литература
1 Винокурова Н.К Развитие творческих способностей учащихся М ,1999
2 Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного твор-чества. - Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. - 88 с.
3 Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
Интернет-ресурсы
http://infourok.ru/metody_i_priemy_triz_v_nachalnoy_shkole.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/29/ispolzovanie-priemov-triz-v