Предметная неделя русского языка в начальной школе

Предметная неделя русского языка в начальной школе
Цели:
привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
повысить общую языковую культуру;
углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
План проведения:
День первый:
Открытие предметной недели Русского языка
Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка.
Конкурс «Король письма» (2-4классы)
День второй:
Лото пословиц и загадок
Конкурс сочинения «Проба пера» (3-4классы)
День третий:
Олимпиада «Своя игра»
Конкурс для обучающихся 2-4 классов - газета «Веселая грамматика»
День четвёртый:
Конкурс «Грамматический бой» (2-4классы)
Игры со словами и буквами (1-2 классы)
День пятый:
Объявление о завершении работы предметной недели.
КВН
   
   
     
Открытие недели русского языка Конкурс
«Король письма»
(День первый)
Сценарий открытия тематической недели по русскому языку «В гостях у Русского языка» в начальной школе.
Вступительная часть.
Ведущий: - Нашу встречу мы начнём с загадки: «Он и поит, и кормит. Он и до Киева доведёт» - О чём говорится ? (О языке) - Конечно, это язык. Сегодня он не до Киева доведёт, а мы сами отправимся к нему в гости. В гости к Русскому языку.
Конечно, с детства ты знаком С великим Русским языком, Но, чтобы грамотным прослыть, Уметь красиво говорить И хорошо учиться, С ним стоит подружиться. Да, между прочим, он сейчас Ждёт не дождётся в гости нас. И сам открыть тебе готов Секреты звуков, букв и слов.
(На сцене под музыку входит король – Русский язык. В руках у него - словарь русского языка)
Основная часть.
Чтец 1
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Чтец 2
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
Чтец 3
Русский язык нам рассказать О каждой букве хочет, Задумался с чего начать, Ведь правил много очень. А тут Фонетика как раз Про звуки повела рассказ:
Фонетика:
Мои друзья прекрасные – Согласные и гласные. Гласные тянутся в песенке звонкой, Плакать умеют они и кричать, Нежно баюкать в кроватке ребёнка И помогают коровам мычать. А согласным не хочется петь, Им бы фыркать, шуршать и скрипеть, Шелестеть, тарахтеть, и шептать. И раз секреты открывать Мы для ребят решили. Со звуков надо начинать, Ведь буквы после были.
Чтец 1 - Русский язык ей кивает согласно:
Русский язык
Звуки порою довольно опасны. Бывает и не знаешь сам, А верить ли своим ушам? Согласные и гласные – шутники ужасные. Звук, вроде, ясно слышится, Но, что за буква пишется?
Русский язык и Фонетика:
Правила нужно помнить и знать, Чтобы ошибки не лезли в тетрадь!
Высказывания о русском языке выдающихся русских и зарубежных писателей
Ведущий: - Главный гость нашего праздника – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Давайте послушаем, что о нём говорили выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, « русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простата и гармоническая точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой. Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ведущий:
           - Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
          - В письмах к молодым читателям И.С. Тургенев завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :
 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
          
           - Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
Русский язык:
Язык, великолепный наш язык, Речное и степное в нём раздолье. В нём клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нём воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше. Берёзовая роща, свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше…
Ведущий: - С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Всё собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
Конкурс «Король письма»
- А теперь проведём конкурс «Король письма». Каждый желающий получает высказывание о русском языке какого-либо русского писателя и каллиграфическим почерком переписывает его в специальный лист. В конце Недели подводятся итоги данного конкурса.

Лото пословиц и загадок
Конкурс сочинения «Проба пера»
(День второй)
Ведущий: - Ребята, мы продолжаем с вами изучать русский язык. Произведения устного народного творчества являются его необходимой частью. Они создавались на протяжении многих веков и заключают в себе кладезь народной мудрости. «золотыми зёрнами народной речи» называют пословицы. В.Калугин отмечает, что пословицы и поговорки с детских лет учили, наставляли, приобщали к неписаным законам народной жизни. Что это за законы? Чему учит фольклор? На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить.
Разминка
-Вспомните, что такое пословица. (Пословица – краткое мудрое народное изречение, которое является всегда законченным предложением, суждением. Пословица содержит поучительный смысл)
Продолжи пословицы
Кончил дело…(гуляй смело) Что посеешь…(то и пожнёшь) Не зная броду…(не суйся в воду) Без труда…(не вынешь и рыбку из пруда) После драки …(руками не машут) Ученье – свет…(а неученье – тьма) Любишь кататься…(люби и саночки возить) Один ум хорошо…(а два лучше)
Лото пословиц
Лото для 1 команды (тема пословиц – о пользе науки и знаний)
Корень ученья горек, да плод его сладок
Кто хочет много знать, тому надо мало спать
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
С книгой жить - век не тужить
Учёный водит, а неучёный следом ходит
Учись доброму - худое на ум не пойдёт
Не выучит школа, выучит охота
Лото для 2 команды (тема пословиц – честь и бесчестье)
Заработанный ломоть лучше краденого каравая
Ищи себе там прибыли, где нет другому гибели
За чужим погонишься, своё потеряешь
Гол, да не вор, беден, да честен
Других не суди, на себя погляди
Береги платье снову, а честь смолоду
За правое дело, стой смело
Где честь, там и правда
Лото для 3 команды (тема пословиц – душевные качества человека)
Дерево смотри в плодах, а человека в делах
Не место красит человека, а человек место
По одёжке встречают - по уму провожают
Смелые глаза - молодцу краса
Не хвались серебром, а хвались добром
Не бранись не с кем, так хорош будешь всем
Кто скуп да жаден, тот к дружбе не ладен
Кто хвалится, тот с горы свалится
Ведущий: - Мы убедились, что пословицы дают широкое представление о жизни народа, о морали, быте, труде, они учат любить окружающих нас людей и родину, быть духовно богатыми людьми. Значение пословиц в нашей жизни огромно. - Народная пословица гласит «Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается». Именно поэтому жанр загадки в русском фольклоре особенно разнообразен. При помощи загадок учили мудрости, с их помощью испытывали человеческую мудрость. Загадывание и разгадывание загадок было своего рода единоборством, состязанием. Ф.И.Буслаев определяет загадку как «смелый вопрос пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы» - Какое определение загадки дадите вы? (Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается отгадать)
Загадки для команд:
1.Ни глаз, ни ушей, а слепцов водит (палка) 2. Красная девица по небу ходит (солнце) 3. Четыре брата друг за другом бегут, никак не догонят (колёса) 4.Хожу в пышной шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе я грызу (белка) 5.Через речку лёг, пробежать помог (мост) 6.Хвост на дворе, нос в конуре, нос повернётся, дом отопрётся (ключ) 7. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.(мороз) 8. Горшок умён, семь дырок в нём (голова). 9.Сам с вершок, голова с горшок (самовар) 10.Что на свете слаще всего. (сон) 11. Посмотри, дом стоит, до краёв водой налит, без окон, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный, в этом домике жильцы - все умелые пловцы (аквариум и рыбки) 12. Полон хлевец белых овец (зубы) 13.Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (петух) 14. Не море, не земля, корабли не плавают, и ходить нельзя ( болото) 15.Висит сито, не руками свито ( паутина) 16.Кто на себе дом носит? (черепаха, улитка) 17.Ты, да я, да мы с тобой, много ли нас (двое) 18. Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал. Без тела живёт, без языка – кричит (эхо)
Подведение итогов.
Олимпиада «Своя игра» Газета «Весёлая грамматика»
(День третий)
2 класс.
Отгадай загадки, рядом запиши отгадки:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она? _______________
Я не будильник, но бужу,
Я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу
И вспыльчив, словно порох. _______________
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. ________________
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. ________________
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. ________________
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком. ________________
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. _______________
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. _______________
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. _______________
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. _______________
                                             
 Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти
 в этих словах  спрятанные слова.
 
Кобра (кора), краска (каска, краса), скот (кот), корм (ком), кочки (очки),
Кустарник ( куст, тир, наст), кисель (ель, сел), кров ( ров, вор), крапива(ива, рак), крот( кот, рот, ток), клён (лён), экран (кран).
3 класс.
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Я С О С Ь М И Н О Г
Д Р О Н К Е Т Ь Щ У
Е З Г М А Х Л У Р С
Л О Ш Е Р С К Р А Б
Ь П И Д П А Р С К А
Ф О К У Н Ь К Ю Й Н
И Л А З В И Е У Т В
Н Ж Д А Т Ь М О Л Ь
Ю Ь К А Р А С Ь Ы А
Ч Е П Я С Е Л Ь Д Ь
.
4 класс.
В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.
К Ю В А Ф Л И М Ш Т
Р О П Л Ю Ш К А О П
В Е Н М Л Е Ж Р К А
А Т Ё Ф К А Т М О С
Р Д У С Е Н О Е Л Т
Е И К Р О Т Е Л А И
Н З Е Ф И Р А А Д Л
Ь Ю Х Р Ю Н Ь Д Р А
Е М Л Е Д Е Н Е Ц Х
Р М Я С О Ш Д Ж Е М
По завершению данного конкурса школьники отгадывают задания и ребусы газеты «Весёлая грамматика»
 
Конкурс «Грамматический бой» Игры со словами
(День четвёртый)
2 класс.
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.
2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:
ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ
____________________________________________________
3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:
СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________
ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________
СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________
4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:
ДАЧА - ______________, ПОРТ - ______________,
РИС - ________________, КЛАД - ______________.
5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:
ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ. 
3 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2. Подчеркни мягкие согласные в словах:
БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ.
3. Раздели слова для переноса:
Птичьи - ___________________________________________,
льют - _____________________________________________,
большая - __________________________________________,
удивительный - _____________________________________,
аккуратный - _______________________________________ .
4. Поставь слова во множественное число:
Воробей - ___________________________________________
Кол - _______________________________________________
Ручей - _____________________________________________
Крыло - ____________________________________________
Муравей - __________________________________________
5. Подчеркни только однокоренные слова:
ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.
ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.
6. Разбери слова по составу:
ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.
7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова:
Шубка - ____________________________________________
Грустный - _________________________________________
Носовой - __________________________________________
Дождинка - _________________________________________
Редкий - ____________________________________________
8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:
Утопают лесные опушки в розовой пене.
9.Подчеркни главные члены в предложении:
Мутными ручьями побежала вода к реке.
10. Определи количество букв и звуков в каждом слове:
Корабль - __________________________________________
Подъезд - __________________________________________
Янтарь - ____________________________________________
Ягода - _____________________________________________
4 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2.Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука:
МЯЧ ОБЪЯВЛЕНИЕ МАЯК РЕБЯТА ЯГОДА
3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный?
ЧУДЕС__НЫЙ КАПУС__НЫЙ БЛЕС___НУТЬ
4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:
Молодой - __________________________________________
Счастье - ___________________________________________
Вверх - _____________________________________________
Плохой - ___________________________________________
Дневной - __________________________________________
5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова.
________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО.
7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков:
ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА.
8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________
С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ - _________________________________
ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ - __________________
ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________
РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________
9. Нужна ли запятая в предложении? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания:
В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут.
10. Отгадай, что это?
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________
Закрытие предметной недели КВН
(День пятый)
Цель: привить любовь и интерес к русскому языку; развивать устную речь детей, логическое мышление; воспитывать дружбу, взаимовыручку..
Ведущий:
Раскрывайте шире двери!
Заходите поскорее!
КВН скликает тут
Всех друзей и всех подруг!
- Сегодня будут звучать в нашем КВНе самые необычные, самые запутанные, самые весёлые вопросы. И пусть здесь царит смекалка, остроумие, юмор. В игре будут принимать участие 2 команды по 5 человек.
Выступление команд:
Мы – весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
И пусть сильней кипит борьба, Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания
Ведущий:
-Ребята, освоить наш родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и мы в этом сегодня убедимся. Название наших команд «Слово» и «Предложение». Выберите себе капитанов.
И первый конкурс – приветствие команд.
СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Победу, а не поражение мы вам желаем «Предложение» У нас приветствие готово ребятам из команды «Слово»: «Соперник наш не позабудь: к победе очень труден путь»
Второй конкурс – разминка:
- Назовите слова во множественном числе:
Дуга Ведро
Рука Бедро
Житель Человек
Любитель Цыплёнок
Учитель Ребёнок
Грек Пальто
Узбек Козлёнок
мука метро
- Назовите слова в единственном числе:
Сани Певцы
Концы Успехи
Огурцы Орехи
ножницы доспехи
- К словам мужского рода подберите слова женского рода:
Повар Кассир
портной купец
- К словам женского рода подберите слова мужского рода:
Тигрица Коза
львица волчица
Третий конкурс – «Молодец»
- Назовите одним словом, оно должно оканчиваться на – ец.
Умный человек (мудрец) Делает подковы (кузнец)
Торговал на Руси (купец) Школьная сумка (ранец)
Горькое растение (перец) Скрывается от милиции (беглец)
Четвёртый конкурс: выбрать из слов на стенде однокоренные слова слову – вода ( для первой команды), и слову – водитель (для второй команды).
Водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводнение, завод, водопровод, заводной, водолаз, водопой, довод, водоросль, водомер, наводнение, переводчик.
Пятый конкурс – конкурс капитанов:
Ведущий:- Сейчас капитаны поочерёдно будут называть слова с удвоенной согласной. Проигрывает тот, кто запнётся.
Шестой конкурс – «Путаница»
Ведущий: -Прочитайте стихотворение. Разделите его на предложения. Поставьте , где нужно точки.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печушке
горят дрова в руках девчушки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Седьмой конкурс – «Отгадай слово»
Корень из слова вязать,
Приставка из слова замолчать,
Суффикс из слова сказка,
Окончание из слова рыба. Корень из слова снежинка,
Приставка из слова подъезжал,
Суффикс из слова лесник,
Окончание из слова стол.
Восьмой конкурс – «Крылатые выражения»
Во весь дух (быстро) Сломя голову (очень быстро)
Рукой подать (близко) Знать на зубок (выучить)
Прикусить язык (замолчать) Остаться у разбитого корыта (остаться ни с чем)
Ведущий: - Предоставляем слово жюри. ( Подведение итогов. Награждение.)
- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…
«Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре,Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,Он переводчик, он проводник,Если штурмуешь познанья кручи,Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницахМир окрыляющих пушкинских книг.Русское слово - свободы зарница,Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник,Блещет зеркальностью русское слово -Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,Спасенных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен,Выучи русский язык!