Урок-проект по литературному чтению Составляем сборник загадок


Урок-проект по литературному чтению
Программа «Школа России» 1 класс.
Тема проекта «Составляем сборник загадок»
Цель: создание условий на уроке для организации проектной деятельности по созданию сборника «Азбука загадок».
Предметные задачи: содействовать формированию умений участвовать в творческой проектной деятельности, находить загадки в книгах, рекомендованных учителем, составлять азбуку загадок, рисовать иллюстрации-отгадки к загадкам, создавать презентацию азбуки в классе, распределять роли в соответствии с заданиями проекта.
Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД: положительное отношение к уроку литературного чтения; основы для развития творческого воображения; чувство любви к природе родного края; интереса к чтению.
Метапредметные задачи: содействовать формированию УУД:
- регулятивных – осуществлять действие по образцу и заданному плану; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать важность планирования своей деятельности; участвовать в оценке результатов деятельности;
- познавательных – работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью знаков; структурировать знания; группировать тексты по заданному плану;
- коммуникативных – уважать мнение собеседников; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
- знания алфавита;
- умения составлять загадки;
- знания структуры загадки;
- знания о темах загадок;
- знания об особенностях животных, растениях, явлениях природы, необходимые для создания загадок;
- умения переплетать книгу;
- умения делать рисунки-отгадки к загадкам;
- умения искать загадки в книге;
- умения делать презентацию азбуки в классе.
Планируемый педагогический результат:
- каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год;
- часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
- учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Способы и формат оценивания результатов работы:
- педагогическое наблюдение за работой учеников в группе;
- публичное выступление
Замысел проектной задачи
Учащимся предлагается изготовить сборник «Азбука загадок». Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает техническое задание:
1) распределить задания внутри группы согласно инструкции;
2) подобрать загадки, пользуясь рекомендованной литературой;
3) сочинить свои загадки по данной теме;
4) проиллюстрировать отгадки к загадкам;
5) оформить страницы сборника и переплести книгу;
6) подготовить презентации.
Результат проектной задачи: составление сборника «Азбука загадок».
Описание проектной задачи:
1) Вступительное слово учителя: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать сборник «Азбука загадок».
2) Определение цели и выбор средств ее достижения: Сформулируйте цель в соответствии с темой проекта. Обратите внимание на те знания, умения и способы действий, которые вы должны уметь продемонстрировать в процессе работы над проектом.
3) Распределение учащихся на группы и знакомство с планом действий проектной деятельности.
4) Распределение обязанностей в группах в соответствии с предложенным планом.
5) Реализация плана действий в группах по созданию продукта деятельности.
Задание 1.
По 2 представителя от групп идут в библиотеку, берут рекомендованные книги и ищут там загадки по своей теме.
Задание 2.
По 3 ученика из каждой группы сочиняют загадки по своей теме, пользуясь памяткой по составлению загадки.
Алгоритм составления загадок
С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.
а) По признакам
На доске заранее начерчена таблица
КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ ?1) выбрать объект (например, динозавр)
2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.) 3) заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть привидение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо ….).
4) вставить слова – связки «…но не».
5) прочитать готовую загадку по таблице
КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
Страшный, но не привидение,
Опасный, но не огонь,
Дикий, но не кабан,
Огромный, но не небо.
б) Последовательность сочинения загадок по действиям:
1) выбрать объект;
2) придумать какие действия он выполняет;
3) придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;
4) вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.
Что делает? Какой объект делает так же
Задание 3.
3 человека в каждой группе составляют иллюстрации к загадкам.
Задание 4.
2 человека из каждой группы переплетают сборник загадок. Материалы: дырокол, нитки, ножницы.
Задание 5.
1 представитель из каждой группы презентирует азбуку загадок классу.
Критерии оценивания работы:
1. Актуальность и значимость темы
2. Полнота раскрытия темы
3. Артистизм и выразительность выступления
5. Как раскрыто содержание проекта в презентации
6. Использование средств наглядности