Сценарий занятия на тему Украинская народная сказка. Колосок (2 класс)


Сценарий занятия по сказке «Колосок»
Задачи:
-учиться обосновывать разные точки зрения;
-учиться в разыгрывании показывать разные способы действия;
-учиться схематизировать.
Колосок (украинская народная сказка)
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я!-закричал один.
- Только не я!-закричал другой.
- Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я!-закричал Круть.
- Только не я!- закричал Верть.
- Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
- Только не я!-запищал Круть.
- Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
- Ты нашёл! - громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.Ход занятия.
Этапы Деятельность учителя Деятельность детей
1.Знакомство со сказкой
Чтение сказки «Колосок» Следят по текстам.
2.Выделение идеи сказки
- Про что сказка?
- В чём её смысл?
- Чему она учит?
- Кто из героев сказки не заслуживает еды? Почему? -Про то, что для того чтобы есть, надо потрудиться.
8391732457370011598073169880-Учит быть трудолюбивыми, не лениться. Л Т
-Мышата. На работали.
3.Проверка гипотезы. Разыгрывание сюжета сказки.
- Какие были мышата?
- Что значит ленивые?
- Найдите подтверждение в тексте.
- Разве ленивые так себя активно ведут, разве мышата сидели на месте?
- Значит мышата не ленивые?
- Кто покажет мне мышей из сказки?
- Какой был петушок?
- Найдите подтверждение в тексте.
- Кто покажет петушка из сказки? (петушок постоянно что-то делает)
- Вы показали, как мышата играли, веселились, пели, танцевали, в то время, как петушок работал. С чем остались мышата?
- Почему?
- А разве игра и пение не труд, не работа? Кто играл мышат, разве вы не устали?
- Кто считает, что игра и пение не труд?
- Кто считает, что игра и пение - это труд?
- Мнения разделились. - Ленивые, бездельники.
- Ничего не хотят делать.
(Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.)
Нет.
Ленивые трудиться.
(Играют ленивых мышей)
Трудолюбивый.
(А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.)
(разыгрывают трудолюбивого петушка)
Ни с чем. Голодные.
Играли, веселились, пели, танцевали.
Нет. Да.
(Поднимают руки)
?
-3810122753001116330125095024603311938000Т И,П Т

4.Работа над разными точками зрения.
- Давайте попробуем разобраться. Разделимся на группы.
- Одни будут доказывать, что что игра и пение не труд.
- Одни будут доказывать, что что игра и пение - это труд. Деление на группы, работа в группах.
?
-3810122753001116330125095024603311938000Т И,П Т
для себя для других
- Почему петушок всё сделал сам и ничего мышатам не сказал?
- Значит, петушок был мстительный?
- Что будет, если мышата всегда будут играть и веселиться, не будут трудиться?
- Как вы считаете, правильно поступил петушок?
- А с вами так было? Выступление групп
2 группа- у певцов и танцоров – это труд, потому что тратят много энергии и сил и зрителям нравится смотреть.
1 группа- у мышат это не труд, т.к. никакой пользы и радости они не кому, кроме себя, не принесли.
Он хотел мышат наказать, проучить их, чтобы показать к чему приводит безделье.
Он знал, что просить их бесполезно.
Умрут с голода.
Да, он хотел показать мышатам, к чему приводит безделье.
4.Придумывание примеров из жизни. Разыгрывание этих примеров.
- Придумайте ситуацию, схожую со сказкой. Работаем по группам. Потом показываем. Работают, слушают, показывают, задают вопросы.
5.Схематизация способа действия.
- Какой способ действия надо выбрать, чтобы с вами не случилось как с мышатами?
- Нарисуйте схему этого способа.
- Всегда ли так бывает, если человек не трудится, значит, не заслужил еды?
- Для вас, что является трудом? Работают в группах.
Показывают свои схемы.
Нет, маленькие дети, больные люди, пенсионеры…
Учёба.