«БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» (УРОК-ПОВТОРЕНИЯ), конспект урока 7 класс


ДАТА:
КЛАСС: 7
ТЕМА:
«БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» (УРОК-ПОВТОРЕНИЯ)
ЦЕЛЬ:
Закрепление и обобщение знаний учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII веке
ЗАДАЧИ:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа против монголо-татар, шведских и немецких рыцарей; вспомнить основные битвы XIII века; привести примеры героизма и мужества русских людей против иноземных захватчиков; закрепить знание важных дат;
Коррекция и развитие умения сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, делать выводы;
Воспитывать патриотические чувства, уважение к героическим традициям нашего народа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
«Лента времени», презентация Microsoft Office Power Point, индивидуальные карты «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке»-8 штук
ТИП УРОКА:
Обобщение и систематизация знаний

ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво –
Тихо сели, спинки прямо,
Все легонечко вздохнём
И урок мы наш начнём!
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное жужжащее чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Звонок пригласил нас на урок. Сегодня на уроке нам нужно вспомнить те знания, которые вы получили при изучении последнего нашего раздела. Как называется раздел, который мы закончили с вами изучать?
Учащиеся:
Раздел, который мы закончили изучать называется «Борьба Руси с иноземными завоевателями».
Учитель:
Какие темы вошли в этот раздел?
Учащиеся:
В этот раздел вошли темы:
«Монголо-татары»
«Нашествие монголо-татар»
«Героическая борьба русских людей против монголо-татар»
«Русь под монголо-татарским игом»
«Рыцари-крестоносцы»
«Александр Невский и новгородская дружина»
«Невская битва»
«Ледовое побоище»
Учитель:
К какому историческому периоду относится нападение иноземных захватчиков на Русь?
Учащиеся:
Нападение иноземных захватчиков относится к периоду раздробленности Руси.
Учитель:
Назовите период раздробленности Руси.
Учащиеся:
Период раздробленности Руси – это XII – XIII век.
Учитель:
Покажите на «Ленте времени» период раздробленности Киевской Руси.
Учащиеся:
ПОКАЗЫВАЮТ НА «ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ» (каждый самостоятельно)
Учитель:
Соотнесите даты и события
1242 г.ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ
1240 г.НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР
1237 г.НЕВСКАЯ БИТВА
1223 г.БИТВА НА р. КАЛКЕ
Учащиеся:
1242 г.ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ
1240 г.НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР
1237 г.НЕВСКАЯ БИТВА
1223 г.БИТВА НА р. КАЛКЕ
Учитель:
Чей правитель жил в г. Сарай?
Учащиеся:
В г.Сарай жил правитель монголо-татар.
Учитель:
Как называлось государство монголо-татар?
Учащиеся:
Государство монголо-татар называлось Золотая Орда
Учитель:
Покажите на карте государство монголо-татар; города: Владимир, Киев, Суздаль, Казань, Новгород,
Учащиеся:
ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ
Учитель:
Выберите из списка нужные по смыслу слова –
ВИЗАНТИЯ, ЗОЛОТАЯ ОРДА, ХАН, НЕМЕЦКИЕ РЫЦАРИ-КРЕСТОНОСЦЫ, ШВЕДСКИЕ ЗАХВАТЧИКИ,
Государство монголо-татар
Правитель государства монголо-татар
Противники русских войск в битве на р. Неве
1 - учащийся:
Государство монголо-татар - ЗОЛОТАЯ ОРДА
2 - учащийся:
Правитель государства монголо-татар - ХАН
3 - учащийся:
Противники русских войск в битве на р. Неве - ШВЕДСКИЕ ЗАХВАТЧИКИ
Учитель:
Выберите события, которые были в XIII веке?
РУСЬ ПОПАЛА В ЗАВИСИМОСТЬ К ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
ПРОИЗОШЛО КРЕЩЕНИЕ РУСИ
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЛ ОТПОР ШВЕДСКИМ И НЕМЕЦКИМ ЗАХВАТЧИКАМ
Учащиеся:
В XIII веке были события: РУСЬ ПОПАЛА В ЗАВИСИМОСТЬ К ЗОЛОТОЙ ОРДЕ, АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЛ ОТПОР ШВЕДСКИМ И НЕМЕЦКИМ ЗАХВАТЧИКАМ
Учитель:
Как называлась река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими воинами?
ДНЕПР
КАЛКА
ВОЛХОВ
Учащиеся:
Впервые русские воины встретились с монголо-татарскими воинами на реке Калка
Учитель:
Как называлась ханская грамота с правом на княжение?
1.ПАСПОРТ
2. ПЕЧАТЬ
3. ЯРЛЫК
Учащиеся:
Ханская грамота с правом на княжение называлась ярлык
Учитель:
Город, который семь недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом»?
КОЗЕЛЬСК
НОВГОРОД
КИЕВ
Учащиеся:
Город, который семь недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом – это город КОЗЕЛЬСК
Учитель:
В каком году произошло сражение на реке Калке?
1220 г.
1223 г.
1219 г.
Учащиеся:
Сражение на реке Калке произошло в 1223 году.
Учитель:
«Узнай событие»: О КАКОМ СОБЫТИИ ИДЕТ РЕЧЬ?
В субботу пятого апреля
Срой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.
На шапках – перья птиц весёлых,
На шлемах – конские хвосты.
Над ними на древках тяжёлых
Качались чёрные кресты …
Учащиеся:
Речь идёт о «Ледовом побоище»
Учитель:
- Первой стала знать Рязань,
Какова татарам дань,
- Хан Батый, внук Чингисхана,
Лично знал царя Ивана.
- Чтобы князь мог на Руси
Власть законную нести,
Непременно должен он.
Ездить к хану на поклон.
- На Неве князь Александр
Несколько недель стоял
В битве страшной пятидневной
Много войска потерял.
- Русь узнала о татарах,
Задохнувшись вся в пожарах.
Орды воинов пришли,
Много городов пожгли.
Пересвет с коня летел
Челубея одолел.
Учащиеся:
Речь идёт о Борьбе русских воинов с иноземными завоевателями XIII века
Учитель:
Укажи стрелками, что к чему относится:
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
1240 г.
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕРЕКА НЕВА
ЧУДСКОЕ ОЗЕРО
НЕВСКАЯ БИТВАГЕРЦОГ БИРГЕР
1242 г.
ФЛАНГ
ШВЕДСКИЕ РЫЦАРИ
Учащиеся:
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
1240 г.
НЕМЕЦКИЕ РЫЦАРИ
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕРЕКА НЕВА
ЧУДСКОЕ ОЗЕРО
НЕВСКАЯ БИТВАГЕРЦОГ БИРГЕР
1242 г.
ФЛАНГ
ШВЕДСКИЕ РЫЦАРИ
Учитель:
Кому принадлежат слова?
«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ, ТОТ ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ!»
Учащиеся:
Слова «КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ, ТОТ ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ!» принадлежат Александру Невскому
Учитель:
На прошлых уроках мы познакомились с интересным и очень тяжелым периодом русской истории.
В XIII веке враги обрушились на нашу Родину. Ее захватили монголо-татары, утвердив своё иго на многие годы. Воспользовавшись тяжёлым положением. В это время на страну обрушились рыцари. Их победил Александр Невский с новгородской дружиной.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня на уроке мы с вами повторили изученное ранее, вы справились с моими заданиями и давайте подведём итоги нашей работы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. , ЧИТАТЬ,
II ГРУППА – СТР. , ЧИТАТЬ,
III ГРУППА –