Повторительно — обобщающий урок Борьба Руси с иноземными завоевателями 7 класс КРО


История 7 класс
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
Цель:
Закрепить и обобщить знания учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII веке.
Задачи:
Образовательные: выяснить знания основного фактического материала у всех учащихся; обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа против монголо-татар, немецких и шведских рыцарей; вспомнить основные битвы XIII в. ; привести примеры героизма и мужества русских людей против иноземных захватчиков; закрепить знания важных дат.
Коррекционно-развивающие: закрепить умения устанавливать последовательность событий данного периода; умения работать с картой: показывать места исторических событий, территории, границы; развивать умения объяснять значения исторических терминов; учить применять ранее полученные знания; развивать умения сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, делать выводы.
Воспитательные: содействовать воспитанию патриотических чувств, воспитанию уважения к героическим традициям нашего народа.
Оборудование и материалы: Лента времени, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», разноуровневые задания, даты, иллюстрации, схемы сражений, оборудование для игры «Дерево знаний».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
« Если на планете вы Земля живете,
Если песни о России вы поете,
Значит знать историю должны мы с вами
И гордиться дедами, отцами.
И историю страны, друзья,
Забывать нам никогда нельзя.»ОргмоментПрозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво…
( все легонечко вздохнем, наш урок сейчас начнем)
Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?
-Клад- это богатство, деньги, золото.
-Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. И так, в путь! ( Звучит веселая музыка, клад-знания)
II. Повторение пройденного материала
1. Хронологическая разминка ( работа с разрезными датами: собрать дату, определить век, показать на Ленте времени)
- В каком году проходило крещение Руси?
-Когда было образовано государство Киевская Русь?
-Начало правления княгини Ольги?
-Что произошло в 1019 году?
2. –Как называется раздел, который мы изучили?
- Какие темы относятся к этому разделу? (прочитать названия тем по содержанию учебника).
Сегодня на уроке мы проверим наши знания о борьбе русского народа с иноземными завоевателями в XIII веке. Будем работать по плану ( план у каждого учащегося на парте).
3. Работа по плану.
Учащиеся готовят короткие сообщения по каждому пункту плана. По ходу сообщений идет работа с картой, с датами, с Лентой времени, с иллюстрациями, со схемами сражений. В случае затруднений при ответе учащиеся обращаются за помощью к классу.
4. На 23-й минуте урока проводится физминутка.
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все вместе
За партами встали
Под музыку «Богатырская наша сила» учащиеся выполняют упражнения на расслабление мышщ.
5. Игра «Дерево знаний» ( работа с понятиями)
Учащиеся снимают с дерева листочки с заданиями, например:
-Как назывались монголо-татарские племена?
-Объясните значение слова «ярлык».
-Что такое «латы»? и т. д.
6. Разноуровневые задания-тесты.
Вывод :
Мы познакомились с интересным и очень тяжелым периодом русской истории. В XIII веке враги обрушились на нашу Родину. Ее захватили монголо-татары, утвердив свое иго на многие годы. Воспользовавшись тяжелым положением, в это же время на страну обрушились рыцари - крестоносцы. Их победил Александр Ярославович с новгородцами.

III. Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок за работу.


ПРИЛОЖЕНИЕ
План урока
Монголо-татары
А) битва на реке Калке;
Б) нашествие хана Батыя на Русь.
Рыцари-крестоносцы
А) Невская битва;
Б) Ледовое побоище.
Александр Невский – защитник земли русской.
Тест по истории
7 класс.
Тема: "Монголо-татарское иго"
I. Вариант
1. Первое сражение русских войск с монголо-татарами состоялось:
а) на реке Калке;
б) в чистом поле;
в) у города Рязани;
г) на реке Дон.
2. Первый город, который разорили монголо-татары, назывался:
а) Москва;
б) Киев;
в) Торжок;
г) Рязань.
3. Монголо-татары не захватили город Новгород, потому что:
а) не захотели;
б) решили отдохнуть;
в) помешала весенняя распутица;
г) русские войска не пустили.
4. Кто возглавил оборону Киева?
а) киевский князь;
б) воевода Дмитрий;
в) Евпатий Коловрат;
г) монахи Киево-Печорского моныстыря.
5. Как называлось государство, которое образовал хан Батый на завоёванных русских землях?
а) Серебряная орда;
б) Золотая Орда;
в) Злой город;
г) Русские просторы.
6. Какой город стал столицей Золотой Орды?
а) Киев;
б) Рязань;
в) Козельск;
г) Сарай.
7. Монголо-татарское нашествие:
а) замедлило развитие Руси;
б) ускорило развитие Руси;
в) ничего не изменилось в развитии Руси;
г) уничтожило Русь.
8. Причины, по которым Русь не смогла противостоять монголо-татарскому игу:
а) отсутствие войска;
б) раздробленность Руси на мелкие княжества;
в) неумение русских воевать;
г) отсутствие хорошего воеводы.
Тест по истории
7 класс.
Тема: "Монголо-татарское иго"
II. Вариант.
1. Первое сражение русских войск с монголо-татарами состоялось:
а) на реке Калке;
б) в чистом поле;
2. Первый город, который разорили монголо-татары, назывался:
а) Торжок;
б) Рязань.
3. Монголо-татары не захватили город Новгород, потому что:
а) помешала весенняя распутица;
б) русские войска не пустили.
4. Кто возглавил оборону Киева?
а) киевский князь;
б) воевода Дмитрий.
5. Как называлось государство, которое образовал хан Батый на завоёванных русских землях?
а) Серебряная земля;
б) Золотая Орда.
6. Какой город стал столицей Золотой Орды?
а) Козельск;
б) Сарай.
7. Монголо-татарское нашествие:
а) замедлило развитие Руси;
б) Ускорило развитие Руси.
8. Причины, по которым Русь не смогла противостоять монголо-татрскому игу:
а) отсутствие войска;
б) раздробленность Руси на мелкие княжества.