Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для ученика 1 класса.


Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих
занятий
для ученика 1 класса .
на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий адресована учащимся 1 класса коррекционной школы.
Основная цель программы – создание оптимальных условий познания учащимися каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, направленное на развитие психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения.
Задачи:
коррекция недоразвития познавательной деятельности обучающихся путем систематического развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
коррекция моторных навыков, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально. Курс имеет без оценочную систему прохождения материала.
Содержание рабочей программы имеет практическую значимость, а принципы коррекционной и коммуникативно-речевой направленности обучения являются ведущими. В процессе реализации рабочей программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий.
Срок реализации программы 2016-2017 год. Согласно утвержденному учебному плану школы-интерната коррекционный курс занятий для ученика 1 класса с умственной отсталостью предполагает проведение 2 занятий в неделю и согласно утвержденному графику – 66 часов в учебном году.

Содержание тем коррекционного курса
Обследование, определение образовательного маршрута обучающихся
Установление контакта с ребенком.
Формирование эмоционального контакта . Развитие речевого общения. Развитие личностно-мотивационной сферы.
Проведение игр «Ручки», «Поводырь», «Поиграй с куклой»
Развитие моторики, графомоторных навыков .
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие .
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий). Кинестетическое и кинетическое развитие .
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов .
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия .
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов .
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Развитие слухового восприятия .
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства .
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Итоговое обследование обучающихся .
Планируемые результаты
Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.
Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.
Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
Различение и называние основных цветов.
Классификация геометрических фигур.
Составление предметов из 2 - 3 частей.
Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.
Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.
Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.
Различение речевых и неречевых звуков.
Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания.
Формируемые жизненные компетенции:
Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение по заданным критериям.
Устанавливать аналогии.
Литература:
1. Бабкина Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития» Москва, 2006 г.
2. Возняк И.В., Годовникова Л.В. «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс», Волгоград: Учитель, 2015 г.
3. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», Москва: Просвещение, 2013г.
4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии», Санкт-Петербург: Речь, 2005 г.
5. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А.«Настольная книга педагога – дефектолога» Москва, 2005 г.
6. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями», Волгоград: Учитель, 2015 г.
7. Матвеева Е.М. «Дневник индивидуальной работы с учащимся», Волгоград: Учитель, 2014 г.
8. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. «Основы олигофренопедагогики» Москва: Издательский центр Академия, 2006 г.
9. Морозова И.А., Пушкарева М.А.«Ознакомление с окружающим миром» Москва, 2006 г.
10. Нелипенко Т.И. «Современный урок в коррекционном классе», Волгоград: Учитель, 2015 г.
11. Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития», Москва, 2006 г.
12. Рыжикова Д.С. «Развитие временных представлений у младших школьников», Москва: ТЦ Сфера, 2015 г.
13. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
14. Худенко Е., Останина Е. 1-2 часть «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии». Издательство «Школа», 1992 г.
15. Швайко Г.С.«Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва, 1998 г.
Дополнительные средства обучения: мультимедийный комплекс (компьютер, монитор, проектор, экран), дидактический раздаточный материал, графические модели, таблицы, иллюстрации, муляжи.