ПРОГРАММА опытно — экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) «Я — человек»


ПРОГРАММА
опытно — экспериментальной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
(подготовительная группа)
«Я - человек»
Руководитель: воспитатель
Тарасова Валентина Валентиновна
Срок реализации — 1 год обучения
2014 г
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие позитивного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной, здоровой личности, обладающей мышлением, чувством собственного достоинства и уважением к людям, на воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В дошкольном возрасте закладываются основы миро - и самопонимания. Усвоение ребенком – дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию себя как биологического существа, чья жизнь зависит от окружающей действительности.
Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья, физического развития.
Таким образом, направленность моей программы на нравственное физическое и психическое здоровье подрастающего человека обусловлена современными требованиями личностного развития.
Цель программы — проследить возрастную динамику формирования представлений о человеке.
Задачи программы:
Формирование познавательной сферы личности ребенка:
- различать понятия «часть тела» и «органы»;
- получить более широкое представление о функциях и работе внутренних органов — сердца, желудка, кишечника, легких;
- свободно ориентироваться в понятиях «живое» и «неживое».
Формирование нравственной сферы:
- понимать смысл слов «честность», «порядочность»;
- иметь ярко выраженное желание помогать слабым людям, растениям, животным.
Формирование социальной сферы:
- понимать смысл слов «любовь», «дружба», «уважение»;
-уметь общаться с разными людьми, как со знакомыми, так и с незнакомыми.
Формирование гигиенических навыков:
- иметь прочные и осознанные навыки по соблюдению чистоты и порядка на участке, на улице, в групповой комнате, дома, в местах отдыха и общего пользования;
- есть аккуратно, убирать после обеда стол и посуду;
- понимать , зачем нужно чистить зубы и умываться.
Формирование взглядов на здоровый образ жизни:
- начать сознательно заботиться о своем здоровье;
- понять значение сна;
- иметь общие представление о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды пищи.
Развитие продуктивной деятельности:
- закрепить трудовые навыки, полученные в старшей группе;
- иногда работать совершенно самостоятельно, без контроля со стороны взрослого.
Ожидаемые результаты
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем теле, здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев в реальной жизни.
Перспективный план нат2014-2015 уч.гТемы занятий Цели и задачи Кол-во
занятий
ОКТЯБРЬ
«Вот я какой!» Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма;
- воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»;
- вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. 1
«Скелет человека» Познакомить детей со строением и значением скелета;
- рассмотреть кости скелета;
- дать понятие о значении отдельных элементов скелета человека. 1
«Наши мышцы» Дать детям представление о том, что кости приводятся в движение мышцами, благодаря которым человек может совершать различные движения. 1
«Мои ручки» Дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями;
- развивать двигательные навыки, мелкую моторик;
- расширить представления детей о значении рук для жизни человека. 1
НОЯБРЬ
«Мои ножки» Дать детям представления о том, что ноги - это опора человеческого тела;
- познакомить со строением ног, их основными функциями;
- учить детей заботиться о своих ногах. 1
«Кожа, или Живая одежда» Дать детям представление о том, что кожа – естественный покров тела человека, она постоянно растет и обновляется, а также выполняет очень много важных функций;
- воспитывать бережное отношение к своей коже, соблюдать чистоплотность. 1
«Глаза – орган зрения» Показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений. 1
«Уши – орган слуха» Познакомить детей со строением слухового аппарата и выполняемыми функциями;
- активизировать знания детей о роли слуха для человека;
- дать представление о причинах нарушения слуха. 1
ДЕКАБРЬ
«Нос – орган обоняния» Познакомить детей с органом обоняния – носом, с особенностями его функционирования, его значением для жизни человека;
- учить бережно относиться к важному органу. 1
«Для чего человеку язык?» Дать детям элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи, а также о значении слюны и о влиянии температуры пищи на обострение или притупление вкусовой чувствительности. 1
«Из чего «сделано» наше тело» Познакомить детей с клетками, их разнообразием, выполняемыми функциями;
- довести до сознания детей, что если мы состоим из клеток и что только благодаря клеткам каждый из нас смог появиться на свет. 1
«Сердце и сосуды» Дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении;
- показать значение сердца и крови для жизни человека и для слаженной работы всего организма. 1
ЯНВАРЬ
«В стране Легких, или путешествие воздушных человечков» Дать детям представление о том, что дыхание – одна из важнейших функций организма;
- показать значение дыхания для человека;
- развивать внимание, память. 1
«Удивительные превращения пищи внутри нас» Познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами и выполняемыми функциями; учить понимать свой организм, его потребности. 1
«Наши зубы» Дать представление о строении и назначении зубов. 1
ФЕВРАЛЬ
«Про царя в голове» Дать детям представление о том, что мозг – самый важный орган человеческого организма;
- познакомить с его строением, расположением, с его помощниками. 1
«Как мы говорим» Объяснить детям, как образуется речь у человека;
- развивать логическое мышление;
- продолжать формировать способность к наблюдениям и самонаблюдениям. 1
«Как органы человека помогают друг другу» Сформировать представление о том, что органы в определенных пределах могут заменять друг друга. 1
«Поговорим о волосах» Дать детям представление о строении волоса и его назначении. 1
МАРТ
«Что такое микробы?» Дать детям представление о микроорганизмах, об их свойствах;
- узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
- познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. 1
«Как правильно сделать перевязку?» Сформировать у детей простейшие навыки обработки ран;
- уточнить с детьми причины возникновения небольших ран и их последствия. 1
«Сколькими способами может передвигаться человек?» Показать, что человек может передвигаться разными способами в зависимости от обстоятельств. 1
«Наши ногти» Дать детям понятие о ногтях и их назначении;
- познакомить со строением ногтевой пластины. 1
АПРЕЛЬ
Дидактическая игра «Опасно – неопасно» Учить детей отличать ситуации, опасные для жизни, грозящие их здоровью и здоровью окружающих;
- закрепить правила безопасного поведения в различных ситуациях;
Развивать охранительное самосознание. 1
«Что было бы, если бы …» Показать детям, что организм человека очень умно устроен, что каждый человек должен внимательно, бережно, с пониманием относиться к своему организму. 1
Дидактическая игра «Мой организм» Активизировать имеющиеся у детей знания о внутреннем строении организма человека;
- развивать память воображение, речь и творческие способности. 1
Разгадываем кроссворд «Правильно ли поступал мальчик?» Тренировка фонематического слуха, развитие памяти, сообразительности, логического мышления.
1
МАЙ
«Гигиена дыхательной системы» Научить правилам ухода за органами дыхания»
- расширить кругозор детей, пополнить их словарный запас. 1
Дидактическая игра «Полезная и вредная еда» Закрепить представления детей о том, какая еда полезная, а какая – вредная для организма; подвести их к пониманию противоречия. 1
Разгадываем кроссворд «Как называются наши органы?» Развитие настойчивости, способности соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы;
- развитие памяти, сообразительности, логического мышления.
1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с. - (Программа развития).
Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 112 с. - (Детский сад с любовью).
ОБЖ. Подготовительная группа. Занимательные материалы/ Сост. Л.Б. Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. Подготовительная группа. Разработка занятий. / Сост. Т.В. Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
Большая книга экспериментов / Пер. С нем. П.Лемени-Македога. - М.: Эксмо, 2011. - 128 с.