Тематический план занятий с детьми, испытывающими чувство тревоги и страха

государственное бюджетное учреждение Воронежской области
«Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»






Тематический план занятий
с детьми младшего школьного возраста, испытывающими чувство тревоги и страха



Составила: психолог Золотарева Т. Л.






Воронеж 2014

Тематический план занятий предназначен для работы с детьми 6-11 лет, испытывающими чувство страха и тревоги.
В настоящее время психологи отмечают, что количество детей с различными страхами и высокой тревожностью растет. Эта тенденция имеет явный негативный оттенок, поскольку страх не способствует нормальной социализации человека и его взаимодействию с окружающим миром. Детские страхи в дальнейшем могут переходить в фобии. Сформировавшись у многих еще в раннем детстве, страх может мешать человеку всю жизнь.
Страхи имеют множество причин. Они могут появляться из-за бурной фантазии ребенка, которой он начинает верить; из-за жестокого обращения, семейных конфликтов, а также конфликтов со сверстниками и педагогами в школе. Страх может возникнуть и в результате конкретного случая – укуса собаки или боли при стоматологических процедурах.
Страх – это естественная реакция на настоящую или вымышленную опасность. Чувство страха тесно связано с прошлым негативным опытом; оно осознается ребенком – он может точно сказать, чего боится, а чего нет. Тревога же может появляться задолго до какой-либо ситуации, либо вообще без наличия такой. Тревога часто является причиной соматических расстройств.
Целью данных занятий является коррекция чувства страха и снижение тревоги у детей.
При составлении тематического плана решались следующие задачи:
Создание благоприятных условий для работы с ребенком;
понижение уровня тревожности;
осуществление контроля над страхом;
повышение уверенности в себе ребенка;
создание условий для снятия психоэмоционального напряжения.
В тематический план включено 15 занятий, каждое из которых имеет свою направленность и, вместе с тем, позволяет решать одновременно несколько задач.
Продолжительность: занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого составляет 1 академический час.
Ожидаемые результаты:
Повышение уверенности в себе;
снижение количества страхов;
понижение уровня тревожности, напряжения.
Эффективность определяется путем проведения диагностики в начале и в конце ряда занятий. Предлагается использовать методы беседы и наблюдения, а также методики:
Для определения эмоционального состояния – «Цветовой тест Люшера»;
для выявления эмоционально-личностных особенностей детей – «Сказка» Л. Дюсс;
для выявления страхов – методика А. И. Захарова;
для оценки уровня тревожности – «Детский тест тревожности» Р. Тэммл и др., «Шкала явной тревожности» (А. Прихожан);
для исследования личностных качеств – проективные методики «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек».

Тематический план
№ п/п
Виды деятельности и цели
Материалы, оборудование
Время


Занятие 1
Ритуал приветствия, знакомство.
Упражнение «Сказочные герои».
Упражнение «Лети-лети, лепесток».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Цветок с разноцветными лепестками из бумаги, листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски
40-45 мин

Занятие 2
Ритуал приветствия. Упражнение «Мне нравится».
Упражнение «Волшебные зеркала».
Упражнение «Карлики-великаны».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Мячик, листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски
40-45 мин

Занятие 3
Ритуал приветствия. Упражнение «Угадай эмоцию».
Упражнение «Зайчонок-трусишка».
Упражнение «Котенок Гав».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Снимки/картинки людей с разными эмоциями, шарики из бумаги
40-45 мин

Занятие 4
Ритуал приветствия. Упражнение «Ловля моли».
Упражнение «Такие разные страхи».
Упражнение «Представь себе».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Доска, мел (фломастер)
40-45 мин

Занятие 5
Ритуал приветствия. Упражнение «И звери боятся».
Упражнение «Нарисуй страх».
Упражнение «Доброе животное».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Изображения животных, листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, папка
40-45 мин

Занятие 6
Ритуал приветствия. Упражнение «Совместный этюд».
Упражнение «Страшно-смешно».
Упражнение «У страха глаза велики».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, текст страшной сказки
40-45 мин

Занятие 7
Ритуал приветствия. Упражнение «Коты и тигры».
Упражнение «Опасная ситуация».
Упражнение «Цепи».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Изображения ситуаций и страхов, рулон туалетной бумаги
40-45 мин

Занятие 8
Ритуал приветствия. Упражнение «Чувства смелых».
Упражнение «Сказка про Страх».
Упражнение «Следы диковинных зверей».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Текст сказки про Страх, листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски
40-45 мин

Занятие 9
Ритуал приветствия. Упражнение «Черепаха».
Упражнение «Театр».
Упражнение «Ком страхов».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Картинки с тревожащими ситуациями, комки из бумаги
40-45 мин

Занятие 10
Ритуал приветствия. Упражнение «Когда мне страшно».
Упражнение «Дом на холме».
Упражнение «Я не боюсь».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Мяч, листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, папка
40-45 мин

Занятие 11
Ритуал приветствия. Упражнение «Зайчонок-трусишка».
Упражнение «Страшная сказка».
Упражнение «Гротеск».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Комки бумаги
40-45 мин

Занятие 12
Ритуал приветствия. Упражнение «Заяц-утка-слоник».
Упражнение «Эти забавные страхи».
Упражнение «Пожалей-ка».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Рисунки страхов с прошлых занятий, карандаши, фломастеры, краски
40-45 мин

Занятие 13
Ритуал приветствия. Упражнение «Представь себе».
Упражнение «Индейский оберег».
Упражнение «Твои чувства».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски
40-45 мин

Занятие 14
Ритуал приветствия. Упражнение «Лучики».
Упражнение «Магазин бояк».
Упражнение «Мое настроение».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Доска, мел/фломастер, карточки с названием страхов/смелостей, папка
40-45 мин

Занятие 15
Ритуал приветствия. Упражнение «Трон».
Упражнение «Охотник за привидениями».
Упражнение «Я люблю..».
Обсуждение.
Ритуал прощания. Упражнение «Пожелания».
Привидения из бумаги, медаль охотника за привидениями
40-45 мин


Занятие 1
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Установление контакта, создание доверительной атмосферы. Совместное определение ритуала приветствия (разнообразные формы приветствия на протяжении всех занятий, без повторов)
Психолог с ребенком приветствуют друг друга. Ребенку предлагается поделиться интересами с психологом, нарисовать то, что он любит
10 минут

2
Активизация положительных эмоций
Ребенку предлагается вспомнить своих любимых сказочных героев и описать их внешность, личностные качества, что они любят, боятся и тд.
15 минут

3
Снятие эмоционального напряжения
На столе лежит много лепестков, ребенок выбирает себе лепесток того цвета, который соответствует его настроению. Потом объясняет, почему выбрал именно этот цвет.
10 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания – пожелания друг другу на день.
Ребенок делится впечатлениями, своими чувствами по поводу первого занятия
5-10 минут


Занятие 2
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия, создание рабочего настроя, активизация положительных эмоций
Ребенок и психолог кидают друг другу мячик. Тот, кто получает мяч, говорит «мне нравится, когда (или что) » – и продолжает фразу. Кидает мяч обратно, тот говорит «мне не нравится». Следующий снова говорит, что нравится.
10 минут

2
Формирование позитивного образа Я
Ребенку предлагается нарисовать себя в трёх волшебных зеркалах: в первом – маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем – не боящимся ничего и сильным. Затем обсуждается: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
20-25 минут

3
Двигательная разрядка
Когда психолог говорит «карлики», ребенок должен сесть на корточки, «великаны» – должен подпрыгнуть
5-10 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 3
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Приветствие. Коррекция эмоциональных состояний
Ребенку показываются снимки людей с разными эмоциями, и ему необходимо угадать и прочувствовать изображенную эмоцию.
10 минут

2
Подготовка к актуализации чувства страха и его контролю
Задается вопрос – чего боится зайка? Ребенок должен побывать в роли зайчика: маленький зайка увидел снег первый раз в жизни и хочет потрогать его, но боится. Дети, трогая шарики из бумаги, показывают, как трусишка трогает снег.
10 минут

3
Коррекция чувства страха
Изображается сценка из мультфильма. Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга, щенка Шарика побояться вместе. Ребенок и психолог обсуждают поступки персонажей, затем разыгрывают сценку.
20 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 4
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия, активизация положительных эмоций, двигательная разрядка


Ребенку предлагается избавиться от моли. Он ловит не меньше 10 штук; разрешается легонько хлопать, изображая пойманную моль
5 минут

2
Уменьшение тревожности, развитие у ребенка уверенности в себе
Психолог просит ребенка ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться – это плохо или хорошо? Бывают ли полезные страхи? Как ты думаешь, кто больше боится – дети или взрослые?».
Чего я боялся, когда был маленьким? Какие бывают страхи? (примеры)
20 минут

3
Развитие воображения, преодоление негативных переживаний
На доске рисуются разные фигуры, ребенок говорит, на каких страшных существ они похожи
10 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 5
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Приветствие. Подготовка к актуализации чувства страха
Ребенку даются картинки с изображениями животных, которые чего-либо боятся. Предлагается про каждого рассказать, как выглядит его страх и как он проявляется.
5-10 минут

2
Актуализация чувства страха, его коррекция
Ребенку предлагается нарисовать свои страхи, один или несколько. Затем рисунки складываются в папку
20-25 минут

3
Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление
Ребенок ставит руки на пояс: он – большое доброе животное. Слушает, как животное дышит, ровно дышит, слушает как бьется сердце животного (шаг вперед-шаг назад)
5 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 6
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Активизация положительных эмоций
Совместное создание рисунка
10 минут

2
Осуществление контроля над чувством страха, снижение тревожности
Читается начало детской страшной сказки. Ребенку необходимо придумать смешное продолжение.
20-25 минут

3
Двигательная разрядка, формирование уверенности в себе
А теперь позволь себе побояться всласть! Пусть зубы ваши стучат как барабанные палочки (ребенок стучит зубами), а по спине мечутся 40 000 мурашек! У cтpaxa глаза велики, а твои глаза пусть станут еще больше (ребенок округляет глаза). Боялся ли ты до этого? Вряд ли, скорее беспокоились!
5 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 7
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия, актуализация положительных эмоций
Коты и тигры. Ребенку предлагается принять вид доброго кота и пообщаться с психологом посредством мурчания. Затем кот «превращается» в тигра и свои эмоции выражает уже через рычание.
5 минут

2
Актуализация образов страха, снижение тревожности. Осуществление контроля над чувством страха
Ребенку показываются карточки с изображениями ситуаций страхов (собак, пауков и тд). Ребенок говорит, что он будет делать, если попадет в такую ситуацию
20-25 минут

3
Повышение уверенности в себе
Ребенок ставит ноги вместе и соединяет руки в запястьях, их связывают туалетной бумагой. Бумага означает страх, который не позволяет нормально с окружающим миром взаимодействовать. Ребенку предлагается добраться до противоположной стороны комнаты, а затем избавиться от пут – теперь он свободен и может легко двигаться.
5-10 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 8
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Снижение тревожности, принятие себя
Задается вопрос: какие чувства испытывают самые смелые люди: парашютисты, солдаты, летчики, космонавты, дрессировщики? Как они могли побороть свои страхи?
10 минут

2
Коррекция чувства страха
Ребенку рассказывается сказка: жил-был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Ребенку предлагается нарисовать Страх. Какой он?
20-25 минут

3
Снижение тревожности
Ребенок рисует следы невиданных зверей и объясняет, кто их оставил
10 минут

5
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 9
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия, активизация положительных эмоций, двигательная разрядка
Ребенок становится перед психологом, который называет животное. Ребенок должен отреагировать – голосом этого животного. До момента, когда произносится «черепаха», ребенок должен сесть на корточки и прижать к груди подбородок. Затем игра продолжается
5-10 минут

2
Коррекция негативных переживаний, актуализация образов страха, осуществление контроля над чувством страха
На картинках изображены тревожащие ситуации (в тч школьные). Картинки даются ребенку, и тот должен изобразить выпавшую ему ситуацию
20-25 минут

3
Оптимизация эмоционального состояния, повышение уверенности в себе
Ребенок представляет, что в руках у него комок страхов, от которых он хочет избавиться. Комок становится все больше и тяжелее, и ребенок выкидывает его, собрав все свои силы (можно вербализировать)
5 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 10
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия. Создание благоприятного эмоционального климата, коррекция негативных переживаний
Ребенок говорит, как он себя чувствует, когда ему страшно
10 минут

2
Актуализация чувства страха и тревоги
Ребенку предлагается нарисовать дом страхов и его обитателей. После «дом» кладется в коробку/папку
20-25 минут

3
Повышение уверенности в себе, формирование позитивного образа Я, повышение самооценки
Психолог кидает ребенку мяч, получив который тот называет какой-либо страх и уверенно говорит «Я этого не боюсь!»
10 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 11
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия. Коррекция психоэмоционального состояния
Упражнение «Зайчонок-трусишка»
10 минут

2
Осуществление контроля над страхом и тревогой
Ребенок и психолог сочиняют страшную сказку, каждый говорит по 1-2 предложения за раз. В сказке должно быть очень много страшного, чем больше – тем абсурднее и смешнее
20-25 минут

3
Активизация положительных эмоций, повышение самооценки
Ребенку предлагается
- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
- позлиться как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
- испугаться как заяц, увидевший волка; птенец , выпавший из гнезда;
- улыбнуться как кот на солнышке; теплое солнышко; хитрая лиса
10 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 12
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия. Создание рабочего настроя, двигательная разрядка
Ребенок свободно передвигается по комнате, в то же время стараясь услышать психолога. Когда тот говорит – «ты заяц / утка / слоник», ребенок должен остановиться и быстро показать названное животное. Перед началом дается пример показа всех трех животных.
10 минут

2
Коррекция чувства страха и тревоги. Повышение уверенности в себе
Ребенку даются его рисунки с предыдущих занятий.
Есть верный способ избавления от страха: “страшилку” превратить в “смешинку”. Подрисуй своим страшилам то, в чем они смешно будут смотреться. А теперь посмотри на свои рисунки и скажи, стоит ли их бояться, смешных и неуклюжих?
20 минут

3
Осуществление контроля над чувством страха, повышение самооценки
Давай утешим, успокоим свои страхи. Ребенок вслух называет страхи добрыми словами, предлагает им свою дружбу
10 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 13
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия, двигательная разминка, активизация положительных эмоций
Ребенок ходит по комнате и получает инструкцию. А теперь представь, что комната наполнена жвачкой и ты продираешься сквозь нее. А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены, пол и потолок, ты чувствуешь себя наполненным энергией, веселым и легким, как пузырьки. А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Ты идешь печально, грустно, устало.
10 минут

2
Повышение уверенности в себе, формирование позитивного образа Я, коррекция чувства страха
Ребенку предлагается нарисовать волшебный оберег от страхов
20-25 минут

3
Коррекция психоэмоционального состояния
«Что ты чувствовал, когда рисовал оберег?»
5-10 минут

4
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими эмоциями
5-10 минут


Занятие 14
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Ритуал приветствия, повышение самооценки
В лучах солнца. На доске рисуется солнышко, в лучах которого находится имя ребенка. Ребенок называет свои положительные качества, которые психолог записывает на лучах
10 минут

2
Осуществление контроля над чувством страха, уменьшение количества страхов, снижение тревоги
Игра «магазин бояк». Ребенку даются карточки с названиями страхов – «бояки» и карточки с названиями того, чего ребенок не боится – «смелости». Ребенок может сдать свои «бояки» в магазин, цена одной «бояки» одна «смелость», сама «бояка» в магазине меняется на «смелость», соответствующую страху («бояка» темноты – «смелость» я не боюсь темноты!). обязательно каждый раз ребенку говорится, что определенного страха у него нет, он обменял его на смелость. По окончании задания карточки-«смелости» остаются у ребенка, а «бояки» при нем рвутся в мелкие кусочки и выбрасываются в урну (страхов больше нет!)
20 минут

3
Коррекция психоэмоциональной сферы, повышение самооценки
Ребенок сравнивает свое настроение с чем-либо (например: мое настроение похоже на зеленый листочек в весеннем лесу). Возможно рисование настроения
5-10 минут

4
Итоги проведенной работы, получение обратной связи.
Ритуал прощания.
Обсуждается занятие, ребенок делится своими чувствами и эмоциями
5-10 минут


Занятие 15
№ п/п
Цели и задачи
Содержание задания
Время

1
Повышение уверенности в себе, формирование позитивного образа Я, повышение самооценки
В центр комнаты ставится стул, он же трон. Это – место короля/королевы; ребенок садится на трон, а психолог говорит ему что-либо хорошее о нем
10 минут

2
Активизация положительных эмоций, снижение тревожности, двигательная разрядка
Задача ребенка – найти спрятанных привидений и сложить их в коробку страхов. После ребенок получает медали охотника за привидениями
20-25 минут

3
Формирование позитивного образа Я, повышение самооценки, понижение тревожности
Дети называют позитивные черты себя (что нравится ребенку в себе и окружающих его близких людях)
10 минут

4
Итоги проведенной работы, получение обратной связи.
Ритуал прощания.
Завершение. Итоги занятия, понравились ли занятия ребенку, изменился ли он, как можно бороться со страхами ().
5-10 минут





Приложение 1
Родителям могут быть даны следующие рекомендации:
проявлять уважение к ребенку, не наказывать его за страхи,
не начинать конфликты при ребенке, это способствует появлению страха,
давать ребенку больше положительных эмоций, создать атмосферу безопасности,
проявлять любовь, ни в коем случае не запугивать ребенка в случае непослушания,
запрещать смотреть жестокие фильмы, особенно вечером,
поддерживать выражение всего спектра чувств ребенком, показывать, что он может доверять родителям,
развивать у ребенка уверенность в себе и самостоятельность.

Приложение 2
Тест Сказка (Л. Дюсс)
Пятая сказка: «Страх».
Цель: выявить характер, содержание и направленность детских страхов.
«Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»
Правильные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Он не боится, а просто пошутил».
Проблемные ответы: «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Чудовище хочет eгo съесть, потому что он плохой мальчик», «Боится дьявола». Эти и аналогичные ответы надо обсудить с ребенком, уточнить, что он имел ввиду, когда говорил о чудовищах, дьяволах. Голос взрослого должен быть спокойным, вселяющим в ребенка уверенность.

Приложение 3
Методика выявления детских страхов (А. И. Захаров)
Цель: выявление количества и группы детских страхов
Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет»
Инструкция для ребенка: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет»
1. когда остаешься один; 2. нападения; 3. заболеть, заразиться; 4. умереть; 5. того, что умрут твои родители; 6. каких-то детей; 7. каких-то людей; 8. мамы или папы; 9. того, что они тебя накажут; 10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой дамы); 11. перед тем как заснуть; 12. страшных снов (каких именно); 13. темноты; 14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17. когда очень высоко (страх высоты); 18. когда очень глубоко (страх глубины); 19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20. воды; 21. огня; 22. пожара; 23. войны; 24. больших улиц, площадей; 25. врачей (кроме зубных); 26. крови (когда идет кровь); 27. уколов; 28. боли (когда больно); 29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); 30. сделать что-либо не так, неправильно; 31. опоздать в школу;
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
страх смерти (своей);
боязнь животных;
страхи сказочных персонажей;
страх темноты и кошмарных снов;
социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.

Приложение 4

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель: пределение уровня тревожности ребенка.
Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция к тесту
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Анализ результатов теста
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

























Список литературы
Баженова О. В., Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
Иванова Н. Ф., Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 ле. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с.
Леви В. Л., Приручение страха. – Москва: Метафора, 2009. – 192 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б., Тренинг эффективного взаимодействия с дтьми. – СПб.: Речь, 2008. – 190 с.
Остапенко Г. С. Организация мобильной арт-терапевтической студии: методическое пособие. – Ч. 1. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2014. – 92 с.
Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.

ђ Заголовок 2Bђ Заголовок 515