Обобщение опыта работы по теме Использование информационных технологий в процессе изучения истории и обществознания


Использование информационных технологий в процессе изучения истории и обществознания
В настоящее время во всем мире широкое развитие получили информационно-коммуникативные технологии, которые открывают новые возможности в сфере образования.Несмотря на то, что использование информационных технологий на базе сельской школы ограничивается техническими возможностями, тем не менее, процесс их внедрения в образовательный процесс становится и реальностью, и необходимостью. В своем овладении компьютерными технологиями я прошла несколько уровней.
Первый уровень. Использование компьютера в качестве «пишущей машинки с памятью»; относительно регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д., создание списков и картотек, элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.
Второй уровень. Знакомство с тематическими CD-ROM по истории, использование электронных учебников, обладающих богатыми анимационными возможностями современных технологий. Но я стараюсь их использовать не часто, предпочитая создавать собственные презентации, выполненные в MS POWER POINT
Третий уровень. Создание собственных презентаций мне кажется более оптимальным, по сравнению с использованием готовых вариантов. Это связано с тем, что при всех своих недостатках (отсутствие качественного изобразительного ряда, оцифрованных видеофрагментов, набора адаптированных с учетом возрастных особенностей исторических текстов), собственные презентации ориентированы на решение конкретных задач на уроке, в чем заключается их явное преимущество.
Четвертый уровень Проведение уроков с использованием информационных технологий, на основе самостоятельно разработанных презентаций.
Например, урок в 10 классе провожу с использованием собственной презентации урока «Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора». Методом решения познавательных задач, подкрепляющихся смысловыми вставками-рисунками, появляющихся на экране поэтапно, выхожу на разрешение главной проблемы урока: «Последствия цивилизационного выбора на Руси в XIII веке – соединение, угнетение или…» Главной задачей данного урока является формирование личностной оценки старшеклассниками последствий утверждения новой цивилизационной альтернативы на Руси. Компьютерная презентация урока предоставляет все необходимые условия для решения поставленной задачи: учащиеся анализируют тексты источников с представленными в них позициями известных историков; заполняют версию таблицы «Альтернативные взгляды на сущность восточной цивилизационной альтернативы»; осуществляют проверку правильности заполнения таблицы с опорой на предложенные ключевые слова; пользуясь предложенным в презентации алгоритмом действий составляют синквейны с изложением собственной позиции по рассматриваемому вопросу.
По ходу урока проводится социологическое исследование: группа социологов прослеживает динамику изменения мнений по вопросу оценки установления на Руси ордынского ига на входе (до ее изучения) и на выходе (после завершения изучения). Обработанные результаты фиксируются в виде диаграммы и выводятся на экран. В итоге учащиеся могут, сопоставляя данные диаграмм, не только сформировать собственное отношение по рассматриваемой проблеме, но и порассуждать о причинах изменения мнений в течение одного урока. Обобщая свой опыт работы на окружных курсах повышения квалификации учителей истории по теме «Актуальные проблемы преподавания истории в средних общеобразовательных учреждениях», я показала коллегам данный урок, который получил высокую оценку.
Использование информационных технологий в рамках классно-урочной системы дает огромные преимущества, прежде всего для мотивации учащихся. Но вместе с тем, очевидно, что рамок урока для организации полноценной учебной деятельности с опорой на информационные технологии, явно недостаточно. Это и лимит времени, который не позволяет учащимся проявить максимум своих способностей, и материальная база школ. Один компьютер в классе – это один компьютер. Поэтому приходишь к осознанию того, что необходимо работать с небольшой группой учащихся после урока.
Пятый уровень. Внеурочная деятельность по предмету в рамках, кружка, секции, факультатива. Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих учебного и воспитательного процессов. Посредством проектной деятельности формируются умения и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Как элемент учебного процесса она оказывается очень эффективной и предоставляет учащимся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к ее решению и способствует творческому развитию личности. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Наконец, сам учитель в полной мере реализует свои цели в образовании и развитии учащихся, опираясь на нее и новые информационные технологии.
Специально для занятий факультатива мы с учениками разработали компьютерную презентацию факультатива «Загадки истории». Этот проект посвящен анализу нескольких эпизодов отечественного прошлого, имеющих неоднозначную оценку. Занимательный материал, использование приемов, характерных для любимых многими учениками детективного жанра, помогают расширить интеллектуальный кругозор школьников, повысить их мотивацию изучения истории. В проекте предусмотрена постановка учебной задачи, составляется совместно проект исследования. При этом я исхожу из того, что у одной учебной задачи может быть несколько решений, ответов. Деятельность ребят в проекте ориентирует их на самостоятельную поисковую деятельность, развивает умение работать с различной литературой – научной, популярной, художественной, умение сопоставлять тексты, искать противоречия, сталкивать версии.
В ходе реализации проекта оформилось несколько групп учащихся, каждая из которых занималась решением одной из заинтересовавших группу тем в целях разрешения общей учебной задачи:
Кто виновен в смерти царевича Дмитрия?
Почему судьбы всех самозванцев трагичны?
Каковы причины трагедии Иоанна Антоновича?
В итоге родилось решение общей проблемы, обозначенной в проекте: «Оправдывает ли борьба за власть гибель людей?». Таким образом, проект «Загадки истории» несет в себе также нравственную направленность, подразумевающую моральную оценку учениками поступков исторических деятелей. В ходе реализации проекта учащиеся самостоятельно разработали компьютерные презентации, освящающие выбранную ими тему, в качестве примера приводится ученический проект «Гибель царевича Дмитрия».
Залогом успешной деятельности старшеклассников является формирование у них учебных умений, необходимых для самостоятельной исследовательской деятельности. Прежде чем написать конкурентоспособную творческую или исследовательскую работу, учащийся должен четко для себя уяснить цели, этапы осуществления исследовательской деятельности, иметь представление о последовательности собственных действий в процессе работы. Множество трудностей, как показывает практика, возникает у старшеклассников в связи с правильным оформлением исследования, соблюдением структуры работы, выдержанности ее объемов, оформления списков использованной литературы и приложений. Поэтому я посчитала возможным строить процесс обучения навыкам исследовательской деятельности старшеклассников с использованием презентации, в которой кратко и по существу представлен алгоритм действий для проведения собственного исследования. Работали с презентацией на занятиях исторического кружка «Исследовательская работа по истории».
Большой интерес со стороны учащихся вызывают проекты, связанные с построением межличностных отношений и выбором жизненного пути учащимися 8-9 классов. Работа начата на уроках обществознания, но вышла далеко за рамки только учебного материала. Здесь и тестовые задания, и игры, и информационный материал для учителя обществознания и классного руководителя по данной теме, который может быть использован в любое время для помощи ребятам в определении самих себя. Учащиеся включаются в поиск информации и обработку материалов, проводят мониторинг и анализируют данные. Работа над этим проектом у нас в настоящее время находится только в самом начале, и я планирую над данным проектом работать дальше и освоить новые рабочие программы.
Шестой уровень. Со временем в профессиональной деятельности учителя наступает период, когда ему необходимо пересмотреть и обобщить свой опыт, свою систему работы, возникает потребность совместить собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые ему представляют новые информационные технологии. В процессе обобщения своего опыта я создала компьютерную презентацию «Организация личностно-ориентированной, практико-познавательной деятельности учащихся», которую представила слушателям окружных курсов учителей истории.
Для определения степени результативности собственной педагогической деятельности мне вновь пришла на помощь программная оболочка Power Point, благодаря которой удалось проследить динамику результатов учебной деятельности с помощью графиков, схем, диаграмм.
Несмотря на то, что в сельской школе на сегодняшнем уровне развития компьютер используется, в основном, как наглядность, все же он остается основным средством достижения нового качества образования. Сегодня главной задачей образования становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников. Для решения такой задачи недостаточно только учебника, хрестоматии, традиционных методов и приемов обучения. Необходим доступ к более широким и разнообразным источникам и обеспечение условий для накопления опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных. У учащихся нужно развивать мыслительные операции для обработки потока информации. И в этом, безусловно, окажут помощь информационные технологии.

Результативность использования современных образовательных технологий
В настоящее время информационно-коммуникативные технологии активно внедряются в образовательный процесс и используются в профессиональной деятельности человека. Но все же существует противоречивое видение этого явления. Пессимисты считают, что общение через Интернет ведет к утрате личного общения между учителем и учеником, а использование ИКТ на уроках ведет к перенасыщению учащегося информацией. Оптимисты рассматривают Интернет как богатейшее средство дополнительного общения и утверждают, что внедрение ИКТ в образовательный процесс несет в себе большой потенциал мотивации учащихся.
Данное противоречие подтолкнуло меня к проведению педагогического эксперимента с учащимися 10 класса, в ходе которого я проследила динамику изменения мотивации к изучению истории на основе использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения.
План реализации проекта:
Область целеполаганияОбласть проблемы Область оценки
Ценностный уровень Цель:
Проследить динамику изменения у учащихся мотивации к изучению истории на основе использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения. Проблема:
Действительно ли внедрение информационных и коммуникационных технологий влияет на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса?
Оценка ситуации:
Объективная оценка
способностей и возможностей в овладении ИКТ
Творческий уровень Задачи:
Выявить степень мотивации учащихся к изучению истории до и после использования ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности;
определить результативность для учащихся использования в процессе обучения ИКТ. Способ решения проблемы:
Анкетирование; опросы старшеклассников;
опросы учителей;
оценка качества выполнения работ
учащихся с использованием ИКТ. Ожидаемые результаты:
Активное участие старшеклассников и учителей в эксперименте;
Выполнение действий, связанных с освоением информационно-коммуникативных технологий.
Практический уровень План:
Научить создавать документы в программе Microsoft Word;
Научить пользоваться программами Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Access для оформления результатов;
Дать представление об информационных технологиях.
Решение проблемы, осуществление плана:
Анализ статистических данных; создание дидактических материалов в Wordе;
Создание презентаций;
Создание кроссвордов, тестовых оболочек. Оценка окончательныхрезультатов:
Наличие динамики в сторону повышения интереса к истории в связи с освоением ИКТ, получение навыков по овладению некоторыми компьютерными программами;
повышение качества знаний по истории.
Описание проекта:
1. Входная диагностика. Выявление уровня мотивации десятиклассников к изучению истории. Проведение социологического опроса. Составление диаграммы по результатам исследования.
2. Проведение уроков с использованием мультимедийного учебника по истории.
3. Работа в компьютерном классе. Работа с программой Microsoft Word: создание дидактических материалов (рефератов, кроссвордов, тестов).
4. Проведение уроков с использованием созданных учителем мультимедийных презентаций по истории.
5. Работа в компьютерном классе. Работа с программой Microsoft Power Point. Знакомство с возможностями программы, наглядная демонстрация процесса – построение диаграмм, таблиц, графиков; конструкция слайдов, использование шаблонов оформления, цветовых схем, эффектов анимации.
6. Создание учащимися собственных презентаций в программе Microsoft Power Point.
7. Работа с программой Microsoft Excel. Наглядная демонстрация создания электронных таблиц, кроссвордов, тестов с системой самопроверки.
8. Создание учащимися дидактических материалов, выполненных в режиме программы Microsoft Excel.
9. Работа с программой Microsoft Access. Наглядная демонстрация вариантов создания базы данных по истории.
10. Создание учащимися дидактических материалов, выполненных в режиме программы Microsoft Access.
11. Использование информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе (создание презентаций, посвященных памятным историческим датам).
12. Использование ИКТ в процессе воспитательной работы (создание презентации о жизни классного коллектива).
13. Использование ресурсов глобальной сети Интернет для поиска сайтов с интересным, проверенным и понятным материалом с целью его обработки и проведения собственных исследований.
14. Оценка результативности работ, выполненных учащимися с использованием компьютерных программ Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Access.
15. Анкетирование учителей.
16. Диагностика на выходе. Выявление уровня мотивации десятиклассников к изучению истории. Проведение социологического опроса. Составление диаграммы по результатам исследования.
17. Сопоставление и анализ результатов исследования.
Результаты проекта:
Итоги входной диагностики показали, что у большинства учащихся в классе есть мотивация к учебной деятельности. Выраженный интерес к изучению истории проявили 40 % учащихся.
После использования информационных технологий на уроке, а также во внеурочной деятельности (занятия факультатива, индивидуальные консультации) количество учащихся проявляющих повышенный интерес к истории значительно увеличилось и составило 73 %.

Ребята с желанием приняли участие в анкетировании, у них вызвало интерес мое предложении о проведении дополнительных занятий в кабинете информатики. Следует заметить, что заинтересовались работой не только сильные ученики.

В ход проведения эксперимента вносили свои коррективы ученики. По их инициативе был проведен социологический опрос среди учителей с целью выявления их мнения по поводу использования и результативности информационно-коммуникативных технологий. В результате сравнительного анализа ответов учащихся и учителей был сделан вывод о совпадении позиций респондентов по ряду вопросов.

Результативность использования информационно-коммуникативных технологий учащимися удалось установить с помощью анализа практических работ с использованием программных оболочек Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Access: Учащиеся 10 класса умеют создавать:
документы в программе Microsoft Word.
тесты с самопроверкой, используя среду Microsoft Power Point.
мультимедийные презентации с использованием программы Microsoft Power Point.
кроссворды с использованием среды Microsoft Word и Microsoft Excel.
базы данных по отдельным разделам истории, используя среду Microsoft Access.
писать рефераты и исследовательские работы, используя поисковые сайты Интернета.
Качество знаний по истории за учебный год изменилось с 53% (I полугодие) до 73% (IIполугодие).
Все эти данные позволяют сделать вывод о том, что внедрение ИКТ эффективно влияет на образовательно-воспитательный процесс, мотивируя учащихся к изучению предмета и формированию у них практических навыков, необходимых для успешной учебной и профессиональной деятельности.