Конспект к уроку биологии в 9 классе Вид. Его критерии и структура


25.02.2011 год
Тема: Вид, его критерии и структура.
Цель: Сформировать понятие «вид» и «критерии вида», продолжить формирование умений давать морфологическое описание растений и животных, работать с текстами, анализировать, формулировать выводы.
Оборудование: фото растений и животных разных видов для работы в группах, раздаточный материал, инструктивные карточки.
Ход урока:
Орг. момент.
Объявляется тема урока и задачи.
Актуализация знаний.
- Прежде чем начать изучение новой темы назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой.

- А теперь обратите внимание на следующий слайд: название этого вида животного – медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое – к видовому (проверяем). - Назовите другой вид животного из этого же рода (перечисляются виды медведей).
- Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия.
- В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.
Еж обыкновенный
Лисица обыкновенная
Медведь гималайский
Хомячок джунгарскийЗаяц-беляк
Медведь бурый
Хомячок сирийский или золотистый
Заяц-русак
Еж ушастый
Лисица обыкновенная
- Давайте проверим.
- А как вы думаете, правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк – это заяц-русак зимой? (ответ учащихся).
- У вас на столах имеется текст «заяц-беляк и заяц-русак» прочитайте его (вслух).
- Какой вывод можно сделать по результатам выполнения всех заданий по актуализации знаний?
Вывод:
Для обозначения вида используется двойное название, где сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название.
Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам, способам питания и др.
Сходные виды объединяются в один род.
Вид – это основная категория биологической классификации.
Изучение нового материала.
- Мы постепенно подошли к изучению нового материала.
- Так что ж такое вид и каковы его критерии?
- Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук.
Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение вида:
« Вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм».
- Сравните это определение с тем, что дается в вашем учебнике (параграф 39 стр. 143).
- Чем они отличаются?
- Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рэй в 17 веке. Но основная работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в 18 веке.
К. Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная. Все особи вида имеют типичный морфологический облик, а вариации представляют собой случайные отклонения, результат несовершенного воплощения идеи вида. Виды неизменны, неизменна природа. Идея неизменной природы покоилась на концепции креационизма, которой все сущее было сотворено Богом. Формула Линнея: «Видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное существо».
Другая концепция принадлежит Жану Батисту Ламарку.
Жан Батист Ламарк считал, что виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать совокупно большее количество особей, поскольку в природе нет ничего кроме особей. Индивидуальная изменчивость непрерывна, поэтому границу между видами можно провести и здесь, и там – где удобнее.
И третья концепция подготавливалась в первой части 19 века, она была обоснована Чарльзом Дарвином и последующими биологами.
Чарльз Дарвин считал, что виды имеют независимую реальность. Вид не однороден, представляет собой систему соподчиненных единиц. Среди них основная элементарная единица – популяция. Виды изменяются, они относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.
- Таким образом, понятие «вид» имеет длительную историю становления в биологической науке.
- Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Почему так происходит, существуют ли точные строгие критерии, которые помогли бы разрешить все сомнения?
Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого.
- Для характеристики вида используют пять основных критериев (признаков):
Морфологический критерий
Позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам. Например, род смородина содержит несколько хорошо различающихся между собой по внешнему облику видов смородины: черная, красная, золотистая, альпийская и др. У них различная окраска цветков и плодов, на побеге по-разному располагаются соцветия, имеются некоторые отличия в форме листьев.
Физиолого – биохимический критерий
Фиксирует неодинаковость химических свойств разных видов. Так, все виды смородины специфичны по составу белков, сахаров и др. органических соединений в клетках растений, что легко выявляется даже по вкусовым качествам их плодов, по аромату цветков, плодов, листьев, почек, коры.
Географический критерий
Свидетельствует о том, что каждый вид обладает своим ареалом. Например, ареалом смородины черной являются северные регионы Евразии, тогда как ареалом смородины золотистой – центральные территории Северной Америки, смородины тяньшаньской – лесной пояс гор Центрального Тянь-Шаня в Средней Азии.
Экологический критерий
Позволяет различать виды по комплексу абиотических и биотических условий, в которых они сформировались, приспособившись к жизни. Так, смородина черная возникла в условиях значительного почвенного увлажнения, ее естественные заросли нередко встречаются по берегам рек, в низинах, на разливных лугах, тогда как, смородина золотистая сформировалась в засушливых условиях остепненных предгорий и на влажных местах не произрастает. В искусственных насаждениях (садах и парках) эти оба вида выращиваются рядом, но они цветут в разные сроки: смородина черная цветет ранней весной, смородина золотистая – в первой половине лета.
Репродуктивный критерий
Обуславливает репродуктивную (генетическую) изоляцию одного вида от других, даже близкородственных. Все виды имеют особые механизмы, защищающие их генофонд от притока чужеродных генов. Это достигается главным образом особенностями генотипа у особей каждого вида – количеством и строением его хромосом. Генетический критерий очень важен, так как именно он контролирует репродуктивную изоляцию вида.
- Итак, видовые критерии, по которым мы отличаем один вид от другого, в совокупности обуславливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие их в природе. По сути, в выработке этих изолирующих видовых признаков и заключается процесс формирования видов. Именно по этому, изучение видовых критериев имеет большое значение для понимания механизмов процесса эволюции, происходящего на нашей планете.
- Давайте попробуем сформулировать вывод:
1. Видовые критерии, по которым отличается один вид от другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие их в природе.
2. Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.
3. К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся:
А) различия ареалов, мест обитания – невозможность встречи;
Б) разные сроки размножения;
В) различия в строении половых органов;
Г) нежизнеспособность или стерильность гибридов;
Д) разные ритуалы «ухаживания» в период размножения.
4. Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.
- Вспомните, о чем говорилось в тексте «заяц-беляк и заяц-русак»?
- Какие критерии вида использованы при описании зайцев?
Закрепление
- У вас на столах имеются инструктивные карточки и фотографии растений и животных.
- Рассмотрите их и составьте морфологическую характеристику: 1 стол – растений, а 2 стол – животных, т.е. опишите особенности их внешнего строения.
- Сравните 2 разных вида, выявите черты сходства и различия. Чем можно объяснить сходства и различия растений и животных разных видов.
Домашнее задание
- Прочитать параграф 39, ответить на вопросы к параграфу.
- Дополнительное задание:
подготовить сообщение «Правда ли, что ворон – муж вороны?»