Технологическая карта урока окружающего мира на тему Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов (Царица-водица)


МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы Лакина С.В., учитель начальных классов
Окружающий мир 2 класс, I полугодие.
Тема урока Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов (Царица-водица)
Тип урока Урок-исследование.
Цель урока систематизация знаний учащихся о воде, о разнообразии водоемов и их значении для всего живого на Земле.
Задачи урока
формировать представления о значении воды для человека и других живых существ, о разнообразии источников питьевой воды, знание правил экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах; продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать знания; воспитывать бережное отношение к питьевой воде.
Оборудование стаканы с водой, салфетка, вата, сито, пустой стакан, презентация по теме урока, карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки с названием водоемов.
Этап урока Содержание этапа учебного занятия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Эмоциональное погружение в урок.
-Добрый день, мои юные исследователи!
Давайте улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям!
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Приветствуют гостей и учителя.
Актуализация прежних знаний.
Ребята, отгадайте загадку. Как вы думаете, что это может быть?
Много её – беда! Мало её – беда!
Нужна нам всегда больше, чем еда. (Вода) Дети отгадывают загадку
Создание проблемной ситуации.
- Когда плохо, если воды много?
(при затяжных дождях, при наводнениях, если далеко плыть до берега, если дома прорвало водопроводную трубу и т. п.)
- Когда плохо, если воды мало?
(В походе, если не запасся водой, в пустыне, во время засухи на полях и на огородах, когда судно садится на мель и др.) Постановка учебной задачи и проблемного поля исследования.
-Определите тему нашего урока.
- Знакомы ли мы с данной темой?
- Что вы знаете о воде?
- Какие бывают водоемы?
- Назовите естественные водоёмы.
- Что отнесём к искусственным водоёмам?
- Скажите, а вода в них одинаковая?
О чем не хватает знаний, информации?
- Вы не против, если я предложу вам свой вопрос? Какая вода нужнее?
- Возьмёте этот вопрос? Вам интересно?
- Это задачи урока.
-Как вы справились с постановкой задач урока? В карте самооценки раскрасьте капельку соответствующего цвета.
Красная капелька – получилось всё.
Жёлтая капелька – получилась только часть задания.
Зелёная капелька – не получилось так, как хотелось. Вода.
Знакомы.
Естественные и искусственные
Океаны, моря, реки, озёра, болота,
Водохранилища, пруды, каналы.
Зачем нужна человеку вода?
Зачем вода животным?
Зачем вода растениям?
Дети отмечают в таблице самооценки, как правились с постановкой цели и задач урока.
Определение источника поиска знаний.
- Но как же мы справимся с этими задачами в классе? Где мы можем взять информацию?
-Ребята, сможем ли мы за короткое время урока рассмотреть все известные нам водоёмы?
- А что же делать?
- Выберите, пожалуйста, группу, в которой вам хотелось бы поработать.
- Займите своё место в группе.
- Итак, у нас четыре группы, каждая будет подбирать информацию о выбранном водоёме:
1 группа изучает текст «Река».
2 группа изучает текст «Озеро».
3 группа изучает текст «Море».
4 группа изучает текст «Океан».
-Вспомним правила работы в группе, они на слайде. Дети предлагают разбиться на группы.
Дети выбирают жетоны и занимают места в группах.
Дети читают правила.
Психосоматическая физкультминутка.
- Прежде чем работать с информацией, давайте настроимся на успех и зарядимся доброй энергией.

Собраться вместе есть начало.
Держаться вместе есть прогресс.
Работать вместе есть успех. Дети выполняют движения.

Постановка возможной гипотезы исследования. - Можете предположить, какая вода нужнее? Выскажите предположение (гипотезу).
-Оцените, пожалуйста, в таблице самооценки, как вы справились с формулировкой гипотезы. Предположения детей
Работа в группах.
(формулировка гипотезы)
Дети работают в карте самооценки.
Поиск и систематизация информации из текста. - С помощью чего удобнее представить информацию?
- Что возьмём в столбцы таблицы?
Значение для человека?
Значение для животных?
Значение для растений?
- А куда же мы расположим мой вопрос?
- Дорогие мои, юные исследователи, в вашем распоряжении тексты учебника (найдите их по содержанию) и дополнительный материал, который есть у каждого в приложении.
В текстах есть поля для личных пометок. Это вам поможет в сборе информации.
- Кто желает рассказать о совместно проделанной работе?
- Остальные группы внимательно слушают и после выступления выскажут своё мнение с помощью невербальных знаков (+ , - , ?).
После ответов детей таблица вывешивается на доску.
Выступление каждой группы.
- Оцените, пожалуйста, свою работу с таблицей. - С помощью таблицы.
- Наши задачи (вопросы)
- Оставим за таблицей, он касается всех групп.
Дети работают индивидуально с текстом, делают пометки.
(! – удивился, NB – это важно, + - уже знал(а), - - не понял(а), V – хочу узнать)
Дети работают коллективно в группах и представляют свою работу.
Дети оценивают работу групп
Дети оценивают заполнение таблицы
Выводы из проведённого исследования.
- Смогли ли мы ответить на все поставленные в начале урока вопросы? Они на слайде.
- Вернёмся к нашей общей гипотезе? Ответьте на вопрос: Какая вода нужнее?
- Как же надо относиться к воде?
Прочитайте стихотворение об этом.
- Как вам легче было работать в одиночку или в группах, знания товарищей помогали?
- Из крошек кучка, из капель море.
- Оцените свою работу в группе. Дети отвечают на вопросы.
Дети оценивают свою работу в группе в карте самооценки.
Перспективы данного исследования.
- Изучением воды занимается особая наука – гидрология. Найдите в словаре это понятие и подготовьте сообщение о гидрологии к следующему уроку.
- Возможно, кто-то из вас заинтересуется этим вопросом и станет учёным – гидрологом или займётся другой наукой.
Итоговый контроль знаний.
- Оцените свою работу уроке.
-У нас остались ещё вопросы без ответов? С ними вы можете поработать самостоятельно на других уроках. Дети ставят в таблице самооценки заданные символы.
Завершение урока на созданном эмоциональном фоне.
- Посмотрите на свою таблицу самооценки.
Те, у кого было больше синих капелек, прикрепите синюю капельку на глобус. У кого больше жёлтых, возьмите их и добавьте их на глобус. А у кого больше зелёных прикрепите их.
Посмотрите, каким красивым и ярким мы сделали наш урок. Какая у нас красивая планета. Берегите её. Спасибо вам за работу!
Дети прикрепляют свои капельки на глобус.