Урок по биологии Эволюция живого мира на Земле

Дата урока: 25.11.2010.
Тема. Зачет №1 «Эволюция живого мира на Земле»
Цель. Контроль знаний основных положений теории Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора, понятий микроэволюции и макроэволюции.
Задачи:
Проверить качество усвоения знаний об эволюции органического мира.
Продолжить формирование умения выделять главное, анализировать, делать выводы, работать с дополнительной литературой.
Способствовать формированию убежденности в том, что положения эволюционной теории Ч.Дарвина являются основой современной естественно-научной картины мира.
Тип урока: контроль знаний
Методы: словесный, наглядный, проблемный.











Этап урока
Действие учителя
Действия обучающихся
Время выполнения заданий

1. Организационный.
Здравствуйте, сегодня мы продолжаем зачетный урок по эволюции.
Усаживаются
1 минута

2. Тема урока. Цели.
1 слайд. Тема нашего урока Зачет по теме «Эволюция живого мира на Земле». На уроке вам помогут рабочие материалы. Зачетный урок будет проходить по плану.
2 слайд.
Биологические понятия темы
Уровни организации живых систем
Историческое развитие эволюционного учения
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного и искусственного отбора
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Микроэволюция
Макроэволюция

На каждый пункт плана вы будете выполнять задание. Проводить самопроверку, расставляя знак «+» за каждый правильный ответ. За все задания вы сможете набрать максимальное количество «+» -
На оценку «5» необходимо набрать 45 -50 плюсов, на «4» плюсов 39-44, на «3» 33-38 плюсов. Окончательное количество плюсов вы получите на следующем уроке, так как у вас еще один зачетный урок будет проходить по теме «Происхождение жизни на Земле» и «Эволюция человека»
Читают тему в рабочих материалах.

Смотрят на слайд.
2 минута

Контроль знаний.


















































Физминутка.



































Подведение итогов.

6. Домашнее задание.



























По теме «Эволюция» мы изучали ряд понятий.
1 задание. Запишите вместо точек в незаконченных определениях соответствующие термины.



3-5 слайд. Проверка (поочередный опрос, высвечивание ответов на экране).
6 слайд.
Следующий пункт плана - понятия системы уровней организации живых систем.
Задание 2. Поставьте номера рисунков в правильной последовательности уровней организации живых систем. Немчанинов Павел и Зинкевич Вероника – через черту написать элементарные единицы уровней.
7 слайд. Проверка. За правильно выполненное задание ставьте 1 плюс.
8 слайд. Историческое развитие эволюционного учения
Задание №3. Обвести кружком номера верных утверждений.
К. Линней считал, что виды существуют и не изменяются.
Ж. Б. Ламарк создал лучшую искусственную систему органического мира.
Ч. Дарвин создатель теории о происхождении видов путем естественного отбора.
К. Линней ввел бинарную номенклатуру
для вида.
5. Ж. Б. Ламарк отрицал изменчивость видов.

Проверка.

9 слайд.
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного и искусственного отбора.
Задание №4. Заполните таблицу, указав, в результате какой формы отбора произошли перечисленные виды организмов, или их отдельные признаки, приспособления.

Дикий кролик.
Кролик великан.
Клыки у собаки.
Выносливость собак к морозу.
Привязанность собак к человеку.
Большая яйценоскость у домашних кур.
Размножение кур яйцами.
Крупный размер и приятный вкус плодов культурной яблони.

На против предложений поставьте букву «е» или «и».

Проверка. За каждый правильный ответ «+».

10 слайд. На экране проблемный вопрос.
«Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев».
К. Линней.
Как вы понимаете слова К.Линнея?



От весны до осени 1 муха дает 7 поколений:
1 самка 200 яиц 200 мух от весны до осени 7 поколений 2000000000000 мух.
Почему мухи не заселили всю планету?

Задание №5. Распределите причины, которые приводят к гибели мух по столбикам, где обозначены формы борьбы за существование.
11 слайд. Проверка.


Следующий этап контроля. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Выбирают по 2 карточки со стола учителя. Карточки пронумерованы.
Задание №6. Необходимо определить форму приспособленности и записать номер соответствующего рисунка.

12-16 слайд. Проверка.


Следующий этап контроля. Микроэволюция.

17 слайд. Задание № 7 .В указанном списке укажите кол-во особей, видов и родов.
Проверка.



Для выполнения следующего задания Немчанинов Павел готовил сообщение о Вороне и Вороне. Многие могут сказать, что ворон- это «муж» вороны. Но это два разных вида.
18 слайд.
Одновременно, слушая сообщение вам нужно выполнить задание №8 .
Записать по каким критериям вида ворон и ворона относятся к разным видам.
Проверка.




Следующий этап контроля. Макроэволюция.
Задание № 9 . Определите, какие группы организмов, являются популяцией? Запишите буквы.
19 слайд.

А. Группа гепардов Московского зоопарка
Б. Семья волков
В. Караси в озере
Г. Рожь на поле
Д. Птичий базар
Е. Колония чаек
Ж. Стадо зебр
З. Все растения дубравы
И. Бурые медведи на острове Сахалин
Проверка.
Популяция- это группа особей одного вида, взаимосвязанных продолжительное время, обитающая на одной территории, естественная группировка.
Задание № 10.
Проанализировать рисунки и определить главные направления эволюции.
20-22 слайд.


Итогом сегодняшней работы будет оценка за набранные вами «+»
23 слайд.


24 слайд. Подготовка к зачету по разделу «Возникновение жизни на Земле» стр.71-101.
Задание №1. Записывают термины в тетрадь:
1.Эволюция.
2. Борьба за существование.
3.Естественный отбор.
4. Вид.
5. Популяция.
6. Ароморфоз.
7. Идиоадаптация.
8. Дегенерация.
9.Дивергенция.
10. Конвергенция.

Выставление «+»


Выполняют задание № 2.




Проставляют «+».
Устное обобщение.



Выполняют задание №3















Проставляют «+».
Устное обобщение.







Выполняют задание №4





















Проставляют «+».
Устное обобщение.

Читают высказывания.






Высказывают свои мысли.








Происходит борьба за существование.

Выполняют задание №5




Проставляют «+».
Устное обобщение.









Выполняют задание №6





Проставляют «+».
Устное обобщение.







Проставляют «+».
Устное обобщение


Выполняют задание №7









Выполняют задание №8


Проставляют «+».
Устное обобщение.
(Морфологические, географические, экологические, поведенческие)



Выполняют задание №9













Проставляют «+».
Устное обобщение.








Проставляют «+».
Устное обобщение.



Подсчет плюсов, самооценка.




На работу 2 минуты.







1 минута






На выполнение 1 минута.



1 минута




На работу 2 минуты.












1 минута







На выполнение работы 1 минута.
















1 минута








1 минута.












3 минуты.




1 минута










2 минуты.




3 минуты






1 минута.

1 минута.



5 минут.











1 минута








2 минуты












1 минута








2 минуты.





1 минута.



1 минута.






























Ворон и ворона
Ворон - это самостоятельный вид. Ворон один из наиболее крупных представителей семейства вороновые, весит от 0,8 до 1,5 кг. Окраска оперения, клюва и ног у него однотонно черного цвета.
Распространен ворон почти по всему северному полушарию: встречается почти по всей Европе, Азии. Повсеместно он ведет оседлый образ жизни. Населяет леса, пустыни и горы. В безлесных местностях держится у скал, береговых обрывов речных долин. Брачные игры отмечаются в первой половине февраля. Пары постоянны. Гнезда обычно помещаются на вершинах высоких деревьев. В кладке от 3 до 7, чаще 4-6, яиц голубовато-зеленой окраски с темными отметинами. Ворон всеядная птица. Основной его корм - падаль, которую он чаще всего находит на свалках и у скотобоен! Поедая падаль, он выступает как санитарная птица. Кормится он также грызунами, рыбой, различными беспозвоночными животными, а местами зернами хлебных злаков.
Ворона по общему телосложению напоминает ворона, но значительно меньше его: весит от 460 до 690 г.
По окраске оперения распадается на группы: серую и черную. Серая ворона имеет хорошо известную окраску: голова, горло, крылья, хвост, клюв и ноги черные, остальное оперение серое. Черная ворона вся черная, с металлическим синим и пурпуровым блеском.
Каждая из этих групп имеет локальное распространение. Серая ворона широко распространена в Европе, Западной Азии, черная в Центральной и Западной Европе и Северной Америке.
Населяет ворона опушки и окраины лесов, сады, рощи, заросли речных долин, реже скалы и склоны береговых обрывов. Это частично оседлая, частично перелетная птица.
В начале марта в южных частях страны в конце этого месяца и апреле-мае в северных и восточных начинается откладывание яиц. В кладке обычно 4-5 яиц бледно-зеленой, голубовато-зеленой окраски с темными пятнышками и крапинками. Ворона - всеядная| птица. Из животных она поедает различных беспозвоночных – жуков, муравьев, моллюсков, а также грызунов, ящериц, лягушек, рыб. Из pастений клюет зерна культурных злаков, семена ели, вьюнка и т.д. Зимой питается в основном отбросами.

Заяц-беляк и заяц-русак
Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. Наиболее известные в России зайцы - беляк и русак. Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири, на Дальнем Востоке до Северной Кореи. Распространен беляк и в лесах Европы, Северной Америки Русак обитает на территории Европейской России, на Украине и в Закавказье. А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала.
Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. А на юге он вовсе не меняет окраски.
Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. У беляка лапы широкие, с густым опушением чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. А у русака лапы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся.
Длина тела беляка - 45-75 см, масса - 2,55,5 кг. Уши короче, чем у русака. Длина тела русака 50-70 см, масса до 5 (иногда 7) кг.
Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков обычно всего один или два зайчонка. Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее через неделю.




За 750 лет потомство одной пары слонов, самых медленно размножающихся животных, может составить 19 млн особей.
Потомство одного одуванчика за 10 лет может покрыть пространство в 15 раз больше суши земного шара.
Устрица откладывает 1 млн яиц за сезон, а известный всем гриб-дождевик производит 700 млрд спор.
Холерная бацилла за сутки может дать потомство массой 100 т.
Потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни 4 года может покрыть весь земной шар за 35 лет.