Конспект открытого урока окр.мир. по теме Значение воды для всего живого на Земле 2 класс.УМК Гармония

Открытый урок
по окружающему миру
во 2-В классе
МБ ОУ Починковской СОШ

Тема урока. Значение воды для всего живого на Земле.

Методическая цель: практическая реализация на уроке метода самостоятельного поиска на предлагаемый вопрос.

Рассматриваемые проблемы:
Много ли на Земле питьевой воды, из каких источников её берут.
Как можно сохранять чистоту питьевой воды.

Формируемые понятия:
питьевая вода
водопой
колодец
фильтрование воды
загрязнение воды
меры экономного использования питьевой воды


Деятельность детей:
анализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках;
рассуждают о значении воды для растений, животных, человека;
обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды;
предлагают меры экономного её расходования;
фильтруют загрязнённую воду в процессе проведения опыта;
обобщают изученное на уроке.




Ход урока

Примечания

Оргмомент.
У природы живые краски, И пусть живёт она без опаски. Пусть живут и звери, и птицы,  Пусть человека никто не боится!   Пусть зеленеют парки и сады, Пусть будет радостно от этой красоты!   Будем беречь природу: Землю, лес, поля и воду.
Вместе: Береги свою планету, Ведь другой на свете нету!
-Мне хочется, чтобы эти слова были для вас главными в течение всей вашей жизни.
2. Постановка проблемного вопроса для обсуждения темы урока.
Загадка Много её –беда!
Мало её – беда!
Нужна нам всегда
Больше чем еда.
-Что это? (вода)
-Посмотрите на текст загадки и прочитайте 1 строчку.
-Когда так бывает? (наводнения; если далеко плыть до берега, а сил уже нет; если дома прорвалась труба водопровода; долго идут дожди и гибнет урожай )
-Прочитайте 2 строчку. Когда без воды – беда? (в походе кончилась
вода; в пустыне; при засухе; корабль сел на мель )
-Как вы считаете, а долго ли можно прожить без воды?
-А ответ на этот вопрос нам приготовила Даша. Это было её индивидуальное задание.
(Человек не может без воды 3 дня, верблюд – 8 дней. Взрослому надо выпивать 2-3 литра воды в день)
-Недаром в народе с давних времён называли водицу – царица!

-А у древних славян была добрая светлая богиня воды ДАНА, дающая жизнь всему живому.

3. Актуализация знаний детей.
- Дома вы должны были найти ответ на вопрос: что значит вода для растений, грибов, животных?
(Вода среда обитания для рыб, водоплавающих птиц, земноводных Бобры строят свои хатки Верблюд за 10 мин выпивает 135 литров
воды, но когда её нет, он приспособился добывать «воду» из своих жировых запасов.)

- Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и узнать, как
ответил один школьник на вопрос, для чего нужна вода?

- Откройте учебники на с.20 и следите за нами по тексту.
Старший брат открыл тетрадь:
«Как мне лучше написать.
Для чего нужна вода?»
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её невкусно пить,
Без воды легко прожить».
Вот встаёт наш Саша рано,
Не течёт вода из крана.
Саше глазки не умыть,
Что же делать, как нам быть?
Мама в кухне громко плачет:
«Невозможная задача –
Без воды сварить компот».
Недоволен рыжий кот:
«Не напиться молоком».
И ушёл махнув хвостом.
Без воды нельзя стирать,
И детей нельзя купать.
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя помыть!
Загрустили в речке рыбы:
«Без воды вы плыть смогли бы?».
На поля не льётся дождь –
Засыхает в поле рожь.
Все деревья и цветы
Погибают без воды.
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу бегать?
И конькам нужна вода –
Без воды не будет льда.
Людям всем вода нужна,
Потому она важна –
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак нельзя!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, вода!
Знаю я теперь ответ –
Без воды нам жизни нет!»
- Так, где же ещё нужна вода? Продолжим перечислять случаи, в
которых нельзя обойтись без воды?

* Можно задать вопрос: может ли прожить без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек?

- Какое название вы бы дали этому стихотворению?

-А о какой воде шла речь в стихотворении?
(о пресной)

- Найдите в стихотворении слова, которые помогут нам сделать вывод. («Без воды нам жизни нет!»)

- Действительно, ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ОГРОМНО.

4.Введение новых понятий.
1)-Прочитаем статью в учебнике на с.22

-Какое новое слово вам встретилось? (ВОДОПОЙ)

-Из каких слов, по вашему мнению, состоит это слово? (вода-пить)

-Что может быть водопоем для животных? (ручьи, родники, реки,
озёра)

-А могут ли быть эти водоёмы источниками питья для человека?

- Будете ли вы пить из озёра, реки, ручья? Если нет, то почему?

2) –Вода там НЕ ПИТЬЕВАЯ, а какую воду можно назвать
ПИТЬЕВОЙ?

- А где можно встретить питьевую воду? (в кране, в роднике,
в колодце)

- Кто из вас пил воду из колодцев?

3) Знакомство с двумя видами колодцев.
*обычный – ведро прикрепляют верёвкой или цепью и наматывают её на «барабан» (круглое бревно)
* колодец-журавль – ведро с водой поднимается при помощи противовеса, расположенного на конце длинной палки (жерди).

4) –Много ли на Земле колодцев, родников, из которых человек мог бы брать воду?

-Хватит ли этой воды на всех людей? (нет)

-Так откуда же человек берёт воду для своих нужд? (из озёр, рек)

- Дома вы искали информацию о том, как человек использует воду. Давайте послушаем выступления ребят.
Выступают несколько человек.

-Можно ли сразу употреблять эту воду? (нет, она загрязнена)

-Так значит, вода загрязняется легко? (да)

5. Минутка релаксации.
-Что вы представили, когда слушали музыку японского композитора Тоширо Масуда «Мелодия дождя»?
-Какие звуки услышали?

6. Постановка проблемного вопроса перед опытом.
-Мы уже выяснили, что загрязняется вода легко. А трудно ли очистить воду? Как вы считаете?

-Хотите провести эксперимент и ответить на этот вопрос более точно?

-Тогда, добро пожаловать в научную лабораторию по изучению
питьевой воды.

7. Проведение практической работы (опыта) по фильтрованию загрязнённой воды.
1) -Сейчас вы все становитесь научными сотрудниками – лаборантами, а я ваш научный руководитель.
-Сейчас мы с вами проведём эксперимент и по его результатам
выясним, легко ли получить чистую воду.
2)- Но сначала познакомимся с правилами работы в лаборатории.
Работать в лаборатории одному категорически запрещается, т.к.
в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему;
В лаборатории нужно работать в специальной одежде и иметь индивидуальные средства защиты;

-Наденьте свою спец.одежду.

В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и
аккуратность;
Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус.
Нюхать можно, лишь осторожно направляя на себя пары или
газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не
вдыхая полной грудью;
Во время работы соблюдать тишину, порядок и правила техники безопасности.

3) –В каждой лаборатории ведётся журнал наблюдений. У нас с вами
будет такой же. Листы из журнала лежат перед каждым из вас.

-Давайте начнём их заполнять.
Опыт провёл лаборант (фамилия,имя)
Объект изучения (загрязнённая вода)
Вид загрязнения (земля или краски)

-Мы уже выяснили, что загрязнения бывают разные: естественные
/во время половодья или проливных дождей/ это почва, песок, глина, камни и т.д.и химические /сбросы с заводов и фабрик, удобрения с полей/.

-Сегодня мы разобьёмся на 2 группы и проверим естественные загрязнения и искусственные, поэтому каждая группа записывает свой вид загрязнений.

Вид работы (фильтрование)
-Прочитайте название вида работы.

-Как вы считаете, от какого слова образовалось это слово? (фильтр)

-Может кто-то знает, для чего нужен фильтр? (для очищения).

-Вот и мы сегодня будем очищать воды при помощи фильтра из
бумаги.
-Посмотрите как это происходит на слайде.
-Последнюю графу «Полученный результат» вы заполните в конце
работы.

4) Опыт.
Возьмите загрязнитель и опустите его в стакан с водой, перемешайте;
Возьмите стаканчик с воронкой и фильтром и медленно выливайте на фильтр воду;
Подождите, пока не профильтруется вся вода;
Уберите воронку и посмотрите, какая вода у вас получилась?

Результаты отметьте в своём журнале «галочкой».

-Прочитайте свои выводы.
(1 группа - чистая вода
2 группа – имеет остаточное загрязнение)

-Какое загрязнение было у первой группы? У второй?

-Какой же вывод можно сделать?

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ УДАЛЯЮТСЯ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ХИМИЧЕСКИЕ.

-Вот мы и ответили на наш вопрос: легко ли очистить воду.

8. Вывод по уроку.
-Так что же нужно делать людям, чтобы сохранить как можно больше питьевой воды на нашей планете?
(не загрязнять её, ставить фильтры на заводах и фабрика, и сооружениях, которые сбрасывают использованную воду в водоёмы)

-А как мы с вами можем помочь в сохранении питьевой воды?
(закрывать кран, экономно использовать воду, не засорять водоёмы)

-А закончить наш урок хочу теми же словами, что мы и начали его.
Много её – беда!
Мало её – беда!
Нужна нам везде и всегда
Царица над всеми – ВОДА!

9. Оценка своей работы учащимися. Домашнее задание.
-Скажите, как прошёл наш сегодняшний урок?
(интересно, плодотворно, увлекательно, творчески)

-Домашнее задание будет иметь творческий характер.
«Придумайте памятки или плакаты о бережном расходовании питьевой воды и сохранении её чистоты.

-Вы наш урок уже оценили. А я оцениваю вашу работу на «отлично».















Дети садятся