Разработка урока на тему Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру (11 класс)

11 класс «___»_____ 2016г.
Тема: Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений: появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.
Цель: Расширить представление о развитии жизни как о важном условии существования и исторического развития вида.
Задачи:
Образовательная: обобщить и углубить знания о развитии растительного мира в палеозойскую эру.
Развивающая: продолжить развитие познавательных способностей учащихся: мышления, умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умения выявлять причину и следствие, обобщать полученные результаты, формулировать выводы.
Воспитательная: продолжить формирование умения и навыков работать в режиме «само», оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей.
Учащиеся должны знать: кембрий, трилобиты, ордовик, псилофиты, риниофиты, девон, карбон (каменноуголный период), пермь.
Учащиеся должны уметь: определять периоды палеозойской эры, анализируя конкретные примеры из мира живых организмов.
Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания о развитии растительного мира в палеозойскую эру.
Межпредметные связи: ботаника, география
Контроль: индивидуальный, фронтальный, групповой.
Оборудование: презентация, биологический диктант, тесты, задания практического характера, наглядность по развитию растительного мира, видеофрагмент «Ароморфозы растительного мира», оценочные листы, пособие по рефлексии «острова», маркеры, листы.
Ход урока
I. Оргмомент
Проверить явку учащихся.
Проверить готовность класса к уроку.
II. Проверка знаний и умений учащихся
Личностно-ориентированное обучение. На столах у учащихся находятся оценочные листы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которые заполняются ими по ходу урока. Учащиеся выполняют задания[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для проверки и контроля ЗУН, выполняют задания, согласно регламентируемого времени, осуществляют самоконтроль, используя «проверялочки», которые выводятся на доску.
Ответы: 1). 1,4,6,7.
3). 1. а; 2. в; 3. а-г; 4. б; 5.б

III. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний учащихся (беседа)
Живая природа чрезвычайно разнообразна. Но ничто не вечно. Каждую секунду на Земле гибнет астрономическое количество живых существ с течением времени. Благодаря какому процессу в эволюции организмов жизнь на Земле продолжается? - Благодаря биологическому прогрессу.
Итак, темой сегодняшнего урока является «Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений: появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения».
Постановка проблемного вопроса:
Какие изменения в растительном мире произошли в палеозойскую эру?
На сегодняшнем уроке мы проследим, как проходило развитие жизни растений на Земле в палеозойскую эру – эру древней жизни.
Для дальнейшей работы, объединимся в группы по 5 человек. (по названиям периодов). Выбрать тайм-спикера, кто будет следить за временем, спикера.

Работаем в группах. Напомнить о золотых правилах работы в группах:
- Говорить по очереди, не перебивать друг друга.
- Внимательно слушать того, кто говорит.
- Проявлять активность в работе группы.
Задание:
Используя §35 стр.160, §36 стр.168 учебника, а также геохронологическую таблицу, стр. 149, постройте краткий рассказ о событиях и основных ароморфозах растительного мира в палеозойскую эру.
На чтение текста 6 мин., после чего вы составляете кластер в течение 3 мин, и даете знак о своей готовности. Свои кластеры вам необходимо будет защищать, а другие группы будут оценивать.
1 группа: Кембрийский и ордовикский периоды
2 группа: силурийский период
3 группа: девонский период
4 группа: каменноугольный период (карбон)
5 группа: пермский период

Критерии оценки кластера: (приложение 3)
- Полное раскрытие темы – 2 балла
- Логика построения кластера – 2 балла
- Дизайн, оформление кластера – 2 балла

При работе в группе необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Какова продолжительность периодов?
2. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания данного периода?
3. Каковы особенности развития растительного мира данных периодов?
4. Какие приспособления возникают у растений и в связи с выходом на сушу?

Заслушивание групп

Просмотр видеофрагмента «Ароморфозы растительного мира»
После просмотра ответить на вопрос:
Вопрос.
Первыми наземными растениями были псилофиты. Какое строение они имели? Какие ароморфозы способствовали переходу псилофитов к водно-наземному образу жизни? Почему считают, что первыми на сушу из воды вышли псилофиты, а не мхи, папоротники?

IV. Закрепление
Написать небольшое Эссе с таким началом «Я считаю, что развитие жизни в палеозойскую эру» (5-7 предложений). 3 мин
(по желанию зачитать 2-3 человека)

Подведение к выводу:
В палеозойской эре жизнь на планете достигает удивительного многообразия и обилия. В особенности это характерно для водной среды. Наземную среду также осваивают прогрессивные группы растений.

V. Домашнее задание
У меня для вас задания
на умения и на знания. 
Вы задания выбирайте,
Кругозор свой расширяйте.
1. Параграф 35, 36 ответить на вопросы устно.
2.Творческое. Оформить наглядное пособие по теме: «Ароморфоз растительного мира» (можно в виде буклета).

VI. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Озвучивание оценочных листков. Обсуждение результатов работы в группе учащимися, выставление оценок.
Оценка деятельности учащихся учителем.
Как характеризуется ваше состояние после состоявшегося взаимодействия? Свой выбор обоснуйте.
Рефлексия «Острова» (приложение 4)



Приложение 2
1. Биологический диктант.
Никто не видел, какими были первые живые организмы, но можно предположить, какие признаки были им присущи. Выпишите цифры, обозначающие признаки первых живых организмов и сред обитания:
1. Одноклеточные. 2. Многоклеточные. 3.Автотрофы. 4. Гетеротрофы. 5. Аэробы. 6. Анаэробы. 7. Водная среда. 8. Суша. 9. Водная среда, суша.
________________________________

2. Ответьте на вопросы теста:
1. Какова длительность архейской эры а.900 млн лет б.3500 млн лет в. 2000 млн лет
2. Каков возраст архейской эры а. 2000 млн лет б. 3500 млн лет в. 900 млн лет
3. Ароморфозы в архейской эре а. становление фотосинтеза б. кислородное дыхание в. половой процесс г. многоклеточность
4.Как называется архейская эра а. эра ранней жизни б. древнейшая жизнь в. древняя жизнь Критерии оценивания
5. К чему открывает ароморфоз широкий простор «5» - без ошибок
а. дивергенции «4» - 1,2 ошибки б. биологическому прогрессу «3» - 3,5 ошибок в. Дегенерации «2» - 6 и более ошибок г. идиоадаптации

За каждый правильный ответ 1 балл


Приложение 2
1. Биологический диктант.
Никто не видел, какими были первые живые организмы, но можно предположить, какие признаки были им присущи. Выпишите цифры, обозначающие признаки первых живых организмов и сред обитания:
1. Одноклеточные. 2. Многоклеточные. 3.Автотрофы. 4. Гетеротрофы. 5. Аэробы. 6. Анаэробы. 7. Водная среда. 8. Суша. 9. Водная среда, суша.
________________________________

2. Ответьте на вопросы теста:
1. Какова длительность архейской эры а.900 млн лет б.3500 млн лет в. 2000 млн лет
2. Каков возраст архейской эры а. 2000 млн лет б. 3500 млн лет в. 900 млн лет
3. Ароморфозы в архейской эре а. становление фотосинтеза б. кислородное дыхание в. половой процесс г. многоклеточность
4.Как называется архейская эра а. эра ранней жизни б. древнейшая жизнь в. древняя жизнь Критерии оценивания
5. К чему открывает ароморфоз широкий простор «5» - без ошибок
а. дивергенции «4» - 1,2 ошибки б. биологическому прогрессу «3» - 3,5 ошибок в. Дегенерации «2» - 6 и более ошибок г. идиоадаптации

За каждый правильный ответ 1 балл
Приложение 3
При работе в группе необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Какова продолжительность периодов?
2. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания данного периода?
3. Каковы особенности развития растительного мира данных периодов?
4. Какие приспособления возникают у растений и в связи с выходом на сушу?


Критерий
Максимальный балл
Перевод в отметку

1
Полное раскрытие темы
2 балла
6 баллов - «5»

2
Логика построения кластера
2балла
5 баллов - «4»

3
Дизайн,
оформление кластера
2 балла
4 балла - «3»

Итого

6 баллов
0- 3 балла - «2»


Приложение 3
При работе в группе необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Какова продолжительность периодов?
2. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания данного периода?
3. Каковы особенности развития растительного мира данных периодов?
4. Какие приспособления возникают у растений и в связи с выходом на сушу?


Критерий
Максимальный балл
Перевод в отметку

1
Полное раскрытие темы
2 балла
6 баллов - «5»

2
Логика построения кластера
2балла
5 баллов - «4»

3
Дизайн,
оформление кластера
2 балла
4 балла - «3»

Итого

6 баллов
0- 3 балла - «2»


Приложение 3
При работе в группе необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Какова продолжительность периодов?
2. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания данного периода?
3. Каковы особенности развития растительного мира данных периодов?
4. Какие приспособления возникают у растений и в связи с выходом на сушу?


Критерий
Максимальный балл
Перевод в отметку

1
Полное раскрытие темы
2 балла
6 баллов - «5»

2
Логика построения кластера
2балла
5 баллов - «4»

3
Дизайн,
оформление кластера
2 балла
4 балла - «3»

Итого

6 баллов
0- 3 балла - «2»

Приложение 3
При работе в группе необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Какова продолжительность периодов?
2. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания данного периода?
3. Каковы особенности развития растительного мира данных периодов?
4. Какие приспособления возникают у растений и в связи с выходом на сушу?


Критерий
Максимальный балл
Перевод в отметку

1
Полное раскрытие темы
2 балла
6 баллов - «5»

2
Логика построения кластера
2балла
5 баллов - «4»

3
Дизайн,
оформление кластера
2 балла
4 балла - «3»

Итого

6 баллов
0- 3 балла - «2»


Приложение 3
При работе в группе необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Какова продолжительность периодов?
2. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания данного периода?
3. Каковы особенности развития растительного мира данных периодов?
4. Какие приспособления возникают у растений и в связи с выходом на сушу?


Критерий
Максимальный балл
Перевод в отметку

1
Полное раскрытие темы
2 балла
6 баллов - «5»

2
Логика построения кластера
2балла
5 баллов - «4»

3
Дизайн,
оформление кластера
2 балла
4 балла - «3»

Итого

6 баллов
0- 3 балла - «2»






















Кембрий
и ордовик




Силур





Девон






Карбон





Пермь
wђ Заголовок 215