Конспект по литературному чтению Внеклассное чтение устное народное творчество (2 класс)


Внеклассное чтение 2 класс
Тема: Устное народное творчество»
Цели: продолжить знакомство учащихся с русским народным творчеством -
загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, сказками;
Развивать логическое мышление. Умение различать жанры устного
народного творчества.
Планируемые результаты: учащиеся должны различать жанры устного
народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь
анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Распределять
загадки и пословицы по тематическим группам, анализировать сказку.
Оборудование: карточки (тексты для речевой разминки), тексты сказок.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
-Ребята на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их.
1 2 3 4 5 6 7
1 А О Е У Т С В
2 Н Ч И Рл Д *
4,1; 6,1; 5,1; 1,2; 2,1; 3,1
1,2; 1,1; 4,2; 2,1; 6,2; 1,2; 2,1; 3,1
5,1; 7,1; 2,1; 4,2; 2,2; 3,1; 6,1; 5,1; 7,1; 2,1.
Получится «Устное народное творчество»
–Сегодня на уроке мы повторим и закрепим какие произведения относятся к устному народному творчеству.
-Заполните таблицу «Устное народное творчество»

Физкультминутка «Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
быстро, бесшумно на воду садятся.
Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
IY. Работа по теме урока.
Одним из малых жанров устного народного творчества – это загадки.
Дети разделились на 6 групп. Каждой группе дается карточка с загадками.
- Отгадайте загадку, написать отгадку вам поможет анаграммы.
1. На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. пляца ________
2 . Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? аклеб_________
3.Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка
Собаки на нее лают,-
А достать не могут. налу____________
4 . Явился в желтой шубке
- Прощайте, две скорлупки! конелпыц_________
5.Каким гребешком
Никто не причесывается? мынишутеп___________
6.Кто больше всех кричит,
А меньше всех делает? тухпе _________
Проверка выполнения работы.
-Как вы отгадали загадку? Что вам помогло?
2. К малым жанрам устного народного творчества относят скороговорку. Они помогают четко и правильно выговаривать слова. Развивают чистоту речи.
- Выучите скороговорку. Научитесь ее быстро проговаривать.
На дворе растет трава,
На траве стоят дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Пословицы обогащают нашу речь, делают ее точной, образной, мудрой.
– Собери пословицу и запиши. Работа в парах.
скорее, дело, Добрый, сделает, сердитый, чем.
Объяснить смысл пословиц. Как вы считаете, почему добро всегда побеждает?
Добро худо победит. Не устоять худу против добра.
Лихо помнится. А добро век не забудется.
Добро и во сне хорошо.
Мир не без добрых людей.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Работа со сказкой.
- Одним из самых любимых жанров устного народного творчества является сказка. Чтение сказки вслух «цепочкой».
Бобовое зернышко.
(Русская народная сказка)
Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяйка говорит:
- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.
Бросилась курочка к корове:
- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину:
-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Беги скорей к кузнецу за косой, - говорит хозяин.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:
- Ку-ка-реку!
- О чем рассказывает эта сказка?
- Почему курочка перепугалась?
- Как можно оценить действия курочки?
6. Определите, к какому жанру устного народного творчества относится текст. Соедините линией правильные ответы. (Работа по карточкам)
Петрушка-ватрушка
Соломенная ножка
Сам с ноготок
Голова с горшок. загадка
колыбельная
считалка
Y. Рефлексия- Выберите и продолжите любое предложение
* На сегодняшнем уроке я узнал…
* На этом уроке я похвалил бы себя за…
* После урока мне захотелось…
* Сегодня я сумел…
- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.
YI. Итог урока
-О каких жанрах устного народного творчества мы вспомнили на уроке?
-А какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?
YII. Домашнее задание
Придумайте свою сказку.
Придумайте 3 загадки и запишите их в тетрадь.