Конспект урока по литературному чтению Устное народное творчество


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
1. Образовательная:
закрепить понятия об устном народном творчестве;
поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”, “народная песня”;2. Развивающая:
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитательная:
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
Оборудование: цветок, магниты, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, мультимедийная презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урокНа нём подведём мы работы итог. О жанрах устного народногоТворчества поговорим, То, что читали, повторим.
2. Тема урока.
- Ребята, кто понял, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)Во саду ли, в огородеДевица гуляла,Во саду ли, в огородеЦветочки поливала. Один цветочек сорвалаИ нам в класс передала.
Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
Давайте вспомним, что такое устное народное творчество. (Ответы детей) Слайд
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Итак, 1задание называется  «Соедини пословицу».
- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.
Кто много читает… (тот много знает).
- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать).
Мир освещается солнцем… (а человек знанием).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Повторенье – … (мать ученья).
Не спеши языком… (торопись делом).
Кто сможет сказать, что такое пословица? (Ответы детей) Определение на доске
Вы выполнили задание и открывается первый лепесток.
2 задание.
Давайте прохлопаем и проговорим скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки).
А теперь приведите свой пример скороговорки.
Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
3 задание.
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой.
Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.
Кто может привести пример своей считалки?
Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.
4 задание.
У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить, что это за жанр. Теперь давайте прочитаем все вместе.
Ладушки-ладушки!Где были – у бабушки!Что ели – кашку,Что пили – бражку!Ладушки-ладушки,Снова едем к бабушке!
Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.
5 задание.
Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.
Прочитайте вполголоса небылицу (на экране), а потом мы прочитаем её хором.
Шла торговка мимо рынка,Спотыкнулась о корзинкуИ упала в яму – бух!Раздавила сорок мух.
Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.
6 задание.
Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. Что это такое? (загадка)
Тогда для вас, ребятки,По одной загадке.
1 ряд.
Не ездок, а со шпорами,Не сторож, а всех будит. (петух)
2 ряд.
Не портной, а всю жизньС иголками ходит. (ёж)
3 ряд
Через море-океан
Плывёт чудо-великан. (кит)
Вот и следующий лепесток открылся.
7 задание.
К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:
“Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”.
- Ребята, вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки. Ответы детей.
Сказка, это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. Вот и следующий лепесток открылся.
Ребята, у нас остался неоткрытым последний лепесток, кто догадается, какой вид устного народного творчества спрятался там? (народные песни)
Сегодня мы познакомимся с шотландской народной песенкой
Слайд Есть страна, которая находится рядом с Англией, зовётся она ШотландиейОзерами, реками изрезанная, горами богатая…
Слайд А правит той страной королева Елизавета …
Слайд Столица - город Эдинбург.
Слайд Шотландский флаг - один из древних флагов мира,На нём изображён белый крест, будто на небе голубом.Слайд А на гербе увидим мыЛьва красного в атакеНа поле золотом.Язык и когти цвета северного моря.Что омывают берега Прекрасной той страны.
Слайд Национальной одеждой шотландцев является КИЛТ
Из ткани символичной: в клетку.На праздник надевают сей нарядИ пляшут под задорный звук волынки!
Ребята, послушайте одну из таких шотландских песенок, которую перевела на русский язык Ирина Токмакова, называется она «Спляшем!» (Слушают песню)
Теперь, давайте откроем учебники на с. 32 и прочитаем её про себя.
- Сколько столбиков в песне (Три)
- 1-й ряд читает первый столбик, 2-й ряд – соответственно второй столбик, а 3-й – третий. (Читают по рядам вслух)
- Как вы думаете, какие чувства нужно передать при чтении?
- Как вы представили себе девочку Пегги?
- Какой у Пегги характер?
- Теперь давайте выполним задание в рабочей тетради на с 16.
- Понравилась ли вам эта песенка? Хотели бы вы потанцевать вместе с Пегги?
Вот и расцвёл наш волшебный цветок устного творчества русского народа.
Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.
Как вы считаете, чему учат произведения устного народного творчества? (добру, правде, совести, трудолюбию)
РЕФЛЕКСИЯ: Как вы считаете, хорошо ли вы потрудились на уроке? Если вы думаете, что поработали хорошо, нарисуйте в тетради красный цветочек, кто считает, что мог поработать лучше, нарисуйте жёлтый цветок.
В конце урока выставляются оценки.
Д/З: Дома вам нужно будет выучить любую народную песенку.