Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему Устное народное творчество



Урок литературного чтения

4 класс
Устное народное творчество
(обобщение знаний)






Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ Видновская СОШ № 9
Адамия Е.И.





2012г.

Тема урока: Устное народное творчество.




Цели урока:

- обобщение и расширение знаний о видах устного народного творчества;
- развитие образного мышления, воображения, эстетического восприятия действительности посредством произведений народного творчества;
- формирование учебно-познавательной компетенции, коммуникативной, информационной;
- воспитание интереса к национальной культуре, любви к Родине, к своей малой Родине,
- формирование эстетического вкуса.




Оборудование:

- компьютерная презентация;
- подборка книг для выставки;
- карточки с заданиями;
- статья из толкового словаря В.И.Даля;
- листы для самооценки обучающихся.



Ход урока.

1. Оргмомент.


- Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас необычный урок. К вам пришло много гостей, у вас новый учитель. Но я точно знаю, что у нас всё получится, потому что вы все любознательные, способные ребята. А чтобы у нас было хорошее настроение, нам весь урок будет светить солнышко, которого нам сейчас так не хватает.
( Слайд 1)
2. Актуализация знаний.

а) Сообщение темы и урока.

- Ребята, вам знакомо выражение « передавать из уст в уста»?
- Как вы его понимаете?
- Речь сегодня пойдёт об устной речи.
- В каком разделе литературного чтения мы изучаем произведения устной речи?
- И, наверно, вам теперь легко будет сформулировать тему нашего урока. Итак. о чём мы с вами будем говорить?

- Тема нашего урока « Устное народное творчество». (слайд1, щелчёк2)

б) Повторение о жанрах.

(2 слайд) – Какие жанры УНТ вы знаете?( дети называют)
- Давайте посмотрим на слайд и найдём те жанры, которые не назвали.

в) Сообщение целей урока.
- Все эти произведения мы знаем благодаря тем людям, которые ходили по всей нашей земле, по городам и сёлам, собирали эти творения. Они их записывали, а затем издавали книги. Так появились разные сборники произведений УНТ. (показываю и называю).

-Ребята, а я предлагаю вам сегодня тоже стать собирателями произведений УНТ нашей Пензенской губернии.
- А поможет нам в этом наш учебник « Серебряный родник». Всё, что найдём для себя нового, интересного занесём в нашу книгу., которую я для вас приготовила.


3. Работа над обобщением материала.


а) -Итак, открываем первую страницу.
- Что мы будем на ней размещать? (загадки).

- Вот сейчас мы и будем отгадывать загадки.

( На слайде одна за другой появляются загадки, дети отгадывают)
Получается одна и та же отгадка.
загадка.
Стоят в поле сестрички,
Платья беленые,
Косыночке зеленые.
загадка
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы.

- О чём все эти загадки? ( о березе) ( на экране картинка).
Я не подобрала загадки о берёзе. Как вы думаете почему?
Берёза – любимое дерево русских людей. Ей они издавна посвящали песни, устраивали веё честь праздники.
Посмотрите на слайд и скажите, чем это дерево отличается от других?
Эти особенности и подмечены в загадках.

Работа в парах.

Перед вами тексты этих загадок с заданиями. Разберите их. У каждого получилось своё задание.
- Какое задание у тебя,Н? А у тебя какое? Всем понятно что нужно делать? Приступаем. Кто закончит, поднимите руку.
- Давайте проверим.
Сверяем со слайдом.( на слайде вопрос , затем ответы)
(на слайде)
- С чем сравнивают ствол берёзы? (с платьем, с сарафаном)

С чем сравнивают веточки берёзы? (с косыночками, с косицами)).


У жителей нашей губернии есть своя загадка об этом дереве. Давайте её прочитаем ( откроем учебники по зелёной закладке, с. 26).
Столбы стоят белёны
на них шапки зелёны.
- С чем сравнивается ствол берёзы в этой загадке? А с чем веточки?

- Ребята, как вы думаете, сочинять загадки легко?.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь сочинять загадки?
( наблюдательностью, вниманием, должен иметь богатое воображение, уметь подмечать детали).Мы могли бы попробовать сочинить загадку, но у нас, к сожалению, нет времени.
- Давайте запишите к себе в книгу нашу Пензенскую пословицу.
- Хотя кругом ещё лежит снег, но весна уже не за горами. Совсем скоро на берёзах появятся длинные серёжки ( слайд щ.1), а затем на ней распустится нежная зелень.(слайд щ.2).
- А сегодня на уроке произойдёт маленькое чудо: у каждого распустится зелёная веточка. Каждый зелёный листочек на ней-это ваш правильный ответ. И от вашего старания зависит насколько эта веточка будет пушистой.
- Оцените себя, если вы считаете что справились с заданием, смело прикрепляйте к листочек к веточке.


б) - Прочитайте, как называется вторя страничка в книге? ( пословицы и поговорки).
- Какой основной признак этого жанра с первого взгляда?
- Какие эти произведения по объёму?
-Да, они маленькие, но очень богатые по смыслу.
- Ребята, к уроку я приготовила пословицы, а они у меня рассыпались. Давайте их соберём.
Работа в парах.
У вас на столе лежат конверты зелёного и жёлтого цвета. Зелёные- это начало пословицы, жёлтый- её заключительная часть. Договоритесь между собой кто бедет начинать пословицу, а кто заканчивать.

- А теперь сверьте свою работу со слайдом.
- Прочитайте пословицу 1.( появляется на слайде).
- О чём эти пословицы ? ( о труде)
-Оцените себя.
В нашем крае самой известной собирательницей пословиц и поговорок была Александра Петровна Анисимова. (слайд) .Она опубликовала книгу, которую назвала «Народное красное слово». Очень точное название.
- Как вы понимаете слово « красное»?
- Приведите примеры, где ещё в произведениях УНТ можно встретить определение « красный»?
- А теперь давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля.У вас на столах есть статья из этого словаря. Вы ознакомьтесь с ней и найдите устойчивые выражения с определением « красный».
-( дети зачитывают).

Давайте откроем наши учебники по розовой закладке на с.65 и прочитаем пословицы о труде, записанные в нашем крае А.П.Анисимовой.
дети читают по цепочке.
- Как понимаете 6 пословицу?

В свои книжечки запишите пословицу, которую бы вы взяли для себя, которой бы вы следовали в жизни.
Поделитесь со мной своими пословицами.
Оцените себя.
в) А теперь давайте отдохнём.

(слайд с текстом физминутки)

Солнце, солнце, Заблести в оконце, Дай овсу рост, Чтобы до небес дорос; А матушка-рожь Чтобы встала стеной сплошь
-
Физминутка у нас тоже по теме. Это призведение устного народного творчества.
(выполняем движения)
- Как вы думаете к какому жанру относится? (заклички)(слайд)
- в чём их отличие от других жанров?
Давайте откроем учебник по жёлтой закладке на с-29 и прочитаем заклички пензенского края.
( читают по цепочке).
К кому обращаются в первой закличке,во 2. в 3.?
В основе заклички лежит обращение к явлениям природы, к предметам как к живым, надеясь на их помощь в жизни людей.
- Тексты пензенских закличек есть у вас на столе. Выберите дома ту, которая вам особенно понравилась, и приклеите её.
Оцените себя.


г) Прежде чем заполнить следующую страничку, я хочу вам представить своих помощниц. Выходят девочки и поют частушки.
Как вы думаете. что ис полнили нам девочки? ( частушки)
Следующая страница так и называется частушки. ( слайд)
- Как их исполняют? (быстро, весело, задорно)
- Вот на этой странице мы поместим частушки, которые сочиним сами.
Ведь мы с вами тоже жители Пензенской губернии, и так же, как и наши прабабушки и прадедушки в далеком прошлом, можем сочинить свои, новые частушки. Давайте попробуем!
2) Возле нашего двора
детвора
кричали
убежали.

- Посмотрите, в частушках рифмуются строчки. Здесь-1,2 и 3,4. Частушки наполнены смыслом, это не просто набор слов.
Сочиняем и записываем в книгу.
- может кто-то исполнит её.
Оцените себя.
- Посмотрите, какая замечательная у нас получилась книга.
В ней осталось ещё много места. Вы придёте домой , попросите своих мам. бабушек, Они точно помогут вам дополнить книгу. Сходите в библиотеку, загляните в иттернет, и там вы найдёте материал для своей книги.
- А что нужно сделать, чтобы книга стала красивой? Я желаю вам творческих успехов.

Рефлексия.

Ребята, а сейчас мне хотелось бы чтобы вы поделились своими впечатлениями от урока.( слайд)

Посмотрите на экран. Здесь я вам показываю выражения, которые помогут вам это сделать.

А что же наши волшебные веточки? давайте покажем друг другу и нашим гостям как они распустились. Значит скоро к нам придёт долгожданная весна.

( последний слайд)
15