Урок Сказки. Загадки. Небылицы. Обобщение


Конспект урока на тему: «Сказки. Загадки. Небылицы»
Гипермаркет знаний>>Литература 1 класс>> Литература: «Сказки. Загадки. Небылицы»
План-конспект урока к предмету «Литература 1 класс» на тему ««Сказки. Загадки. Небылицы»»
                                         СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ                                (обобщающий урок в форме путешествия)Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петух и собака»; помочь обучающимся повторить и обобщить знания по данному разделу; продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения; совершенствовать навык чтения целыми словами, навык осознанного чтения; развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности, мышление, память, внимание обучающихся; воспитывать читательский интерес, любовь к народному творчеству.Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки»; схема-карта путешествия; карточки с ребусами; изображения Водяного, Бабы-Яги, Мухомора Мухоморовича, Феи Сказочницы; «волшебные» клубки ниток; карточки с фрагментами сказок; таблица с зашифрованной загадкой; мешочек с «волшебными» предметами из сказок; аудиозапись песен из мультфильма «Летучий корабль».                                                   Ход урокаI. Организационный момент.Учитель читает стихотворение:                         «Жили-были                         Старик и старуха…»                         Любишь ли ты сказки?                         Так слушай, молчи.                         Добрая сказка,                         Теплая,                         Только что из печи.                         А что может быть                         Правдивее хлеба?                         Отрежешь ломоть –                         И сразу тепло.                         В сказках, как в жизни,                         Земля и небо,                         Солнце и тучи.                         Добро и зло.                         Добрую сказку                         Помню с детства.                         Хочу, чтобы сказку                         Послушал и ты,                         Чтобы подкралась                         К самому сердцу                         И заронила зерно доброты.                            Овсей Дриз– Какое настроение передает автор в этом стихотворении?– Как он относится к сказкам?II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.– С какими произведениями из раздела «Сказки, загадки, небылицы» мы познакомились на уроках литературного чтения?– Какие произведения этого раздела вам понравились больше? Почему?– Сегодня мы проведем последний урок по этой теме. Наш урок будет волшебным, так как мы отправимся в сказочное путешествие. Нас ждут герои сказок и необычные чудеса.Если мы правильно прочитаем ребусы, то сможем отправиться в сказочное путешествие. Будьте внимательны.
– Молодцы, хорошо справились с этим заданием. А зачем придумывают загадки?– Для чего придумывают песенки?– Зачем сочиняют потешки и веселые стихи?– Чем отличаются небылицы от потешек?– Чему учат нас сказки?– Что объединяет все эти произведения?– А теперь послушайте начало русской народной сказки и вспомните ее название.Учитель читает фрагмент сказки «Летучий корабль»:– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был жадный и очень глупый царь. И росла у него дочь, прекрасней которой не было на свете.Звали ее Забава. И стройна Забава и румяна, а волосы – до самых пят и золотом отливают. Только не было радости в жизни молодой царевны, потому что хотел царь-батюшка выдать ее замуж за жадного и коварного боярина Полкана. День и ночь сидела Забава взаперти у окошка и плакала горькими слезами. Как вдруг свесилась над окошком чья-то чумазая и взлохмаченная голова. А это был Ваня-трубочист. Чистил он в царских теремах печные трубы. Полюбили они друг друга. Обещал Ваня построить летучий корабль и вызволить из неволи Забаву. Но знал Ваня, что нельзя летучий корабль построить простым топором и рубанком. Пошел он волшебный инструмент добывать…– Как же называется эта сказка?– Давайте, ребята, поможем Ване построить летучий корабль. Встаньте,  возьмите  в  руки  свои «волшебные» клубочки,  нагнитесь  и покатите…Учитель берет в руки «волшебный» клубочек, бросает его вперед и идет  осторожно  по  ниточке.  Учащиеся  повторяют  движения за учителем.– Клубочек покажет нам путь через дремучий лес в страну Сказок.Учитель открывает на доске схему-карту путешествия. – Рассмотрите  карту.  Какие  трудности  нам  необходимо  преодолеть?(Надо пройти дремучий лес, переправиться через лесное озеро, выполнить трудные задания хитрой Бабы-Яги и открыть ворота в сказочное государство, где живет Фея Сказочница.)– Рассмотрите выставку книг, в которых собраны русские народные сказки. Какие сказки вы уже прочитали?                         В мире много сказок                         Грустных и смешных,                         И прожить на свете                         Нам нельзя без них.                         В сказке может все случиться,                         Наша сказка впереди,                         Сказка в двери к нам стучится.                         Скажем гостье: «Заходи!»III. Работа по теме урока.– В дремучем лесу нас встречает хозяин – Мухомор Мухоморович. Чтобы пройти через дремучий лес и не заблудиться в нем, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы правильно выполним его задания.1. Речевая минутка.– Прочитайте скороговорку быстро и четко:Про пестрых птиц поет петух,Про перья пышные, про пух.– О каком животном говорится в этой скороговорке?– В  каких  русских  народных  сказках  петух  является  действующим лицом?– Сегодня мы познакомимся с другой сказкой о петухе.2. Подготовка к чтению русской народной сказки «Петух и собака».– Прочитайте название сказки.– Кто автор этой сказки?– Знакома ли она вам?– Прочитайте ключевые слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:                         Про-да-дим – продадим                         Ис-пу-гал-ся – испугался                        Рас-ска-зал – рассказал                         За-но-че-ва-ли – заночевали                        Раз-ли-ва-ет-ся – разливается                         Раз-да-ет-ся – раздается                         Рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает                         По-ла-ко-мить-ся – полакомиться                         Об-ра-до-ва-лась – обрадовалась                        Про-су-ну-ла – просунула3. Словарная работа по тексту сказки.– Объясните значение слов и выражений.Занялась заря – рассвело.Масленый праздник – весенний праздник Масленицы.Припасла – заготовила про запас.Счастье привалило – появилось неожиданно что-то хорошее.– Составьте предложение со словом припасла.4. Чтение русской народной сказки «Петух и собака» вслух по цепочке.– О чем эта сказка?– Понравилась вам она? Чем?– Назовите героев сказки «Петух и собака».5. Анализ текста и проверка понимания прочитанного.– Почему петух покинул стариков?– Кто помог ему уйти со двора в лес?– Как петух навлек на себя опасность?– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?– Почему петух испугался? К кому он обратился за помощью? Прочитайте строки произведения, в которых говорится об этом.– Найдите в тексте и прочитайте, как лиса расхваливает петуха.– Вот мы и прошли через дремучий лес и подошли к лесному озеру. Кто же здесь живет?Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображен Водяной из сказки «Летучий корабль».                                               Физкультминутка– Сидит Водяной в лесном озере один и грустит, потому что нет у него друзей. Давайте с ним споем песенку и станцуем.Звучит запись песни «Я – Водяной» из мультфильма «Летучий корабль». Учащиеся выполняют движения за учителем.– Ребята, вы не только развеселили Водяного, но и помогли Ване получить волшебные инструменты. Теперь-то наш герой сможет построить корабль, чтобы спасти Забаву.IV. Закрепление и обобщение знаний по разделу учебника «Сказки, загадки, небылицы».– Пока Ваня строит корабль, мы отправимся дальше.Учитель берет «волшебный» клубочек, бросает его впереди себя и аккуратно идет по ниточке. Учащиеся встают и повторяют движения за учителем.– Вот мы и пришли к лесной избушке. Кто же здесь живет?Учитель демонстрирует изображение Бабы Яги.– Баба Яга знает волшебные слова, которые превратят обычный корабль в летучий. Если мы сейчас верно выполним задание хитрой Бабы Яги, то узнаем эти волшебные слова. Вы готовы?1. Работа с иллюстрациями учебника. Примерные вопросы:– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке. Как называется эта сказка?– Назовите действующих лиц этой сказки.– Перескажите сказку по картинкам.2. Отработка навыка чтения. Чтение скороговорок.– Прочитайте скороговорки быстро и четко.– Обратите внимание на правописание слов скороговорки.– Какие правила оформления предложения вы знаете?3. Игра «Вспомни слово из сказки».Учащиеся подбирают эпитеты из русских народных сказок, учитель записывает слова на доске.                         ЛЕС … (дремучий).                         ДУБ … (могучий).                         МОРЕ … (синее).                         СОЛНЦЕ … (красное).                         ПОЛЕ … (широкое, чистое).                         ТУЧА … (черная).                         СОН … (крепкий).                         МОЛОДЕЦ … (добрый).                         ДЕВИЦА … (красная).– Была ли указана в задании какая-то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное слово, вы были единодушны?– Какая особенность есть у сказок? По каким причинам вы отличаете ее от других произведений?– Молодцы! Баба Яга очень обрадовалась, что вы выполнили все её задания быстро и правильно. И за это она нам назовет волшебные слова: «Земля, прощай! В добрый путь!»                                            Физкультминутка– Ребята, Баба Яга просит вас спеть с ней ее любимую песенку «Баба Яга» из мультфильма «Летучий корабль» и научить ее танцевать. Давайте ей поможем.
Звучит запись песни, учащиеся танцуют.V. Викторина «Узнай сказку».Учитель берет в руки «волшебный» клубок и бросает вперед, аккуратно идет по ниточке. Учащиеся повторяют движения за учителем.– Вот мы и подошли к воротам сказочного государства. Дорогие ребята, чтобы попасть в страну «Сказки, загадки, небылицы», надо выполнить задания хозяйки этой страны – Феи Сказочницы.1. Игра «Герои русских народных сказок».– Прочитайте загадку, используя указанный код.
  МА     НЫЙ     СЕ     ЗУБ
  ОСТ     ХВОСТ     ЛЕНЬ     КА
  ДЛИН     РОСТ     РАЯ      Е
  КИЙ     ШУБ     КИ     РЫ
  1   6   8   15
  12   7   2   11
  5   4   9   14
  3   10   16   13
Учащиеся читают загадку:                         Маленький рост, длинный хвост,                         Серая шубка, острые зубки.– О ком эта загадка? (О мышке.)– Какие слова-признаки помогли отгадать загадку?– Для чего придумывают загадки?– В каких русских народных сказках мышка является действующим лицом? («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и другие.)– Прочитайте имена героев сказок.– На какие особенности указывают вторые части имен?– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?
2. Игра «Узнай сказку».– Прочитайте отрывок из сказки, вспомните ее название.Карточка 1.                         Стоит в поле теремок, теремок,                         Он не низок, не высок, не высок.                         Уж как по полю лягушка бежит,                         У дверей остановилась и кричит…– Как называется эта сказка? («Теремок».)– Кто рассказал эту сказку?Карточка 2.«Влез и этот – семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвется».– Как называется сказка? («Рукавичка».)– Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?Карточка 3.«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки».– Как называется сказка? («Заюшкина избушка».)– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдения за повадками зверька.)Карточка 4.«– Что ты там, лисонька, поделываешь?– Отдыхаю, голубчик! Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно и хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.– Хороша ли вода-то?– Отличная! Чистая, прохладная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет».– Как называется сказка? («Лиса и козел».)– Чем  похожи  лисицы  из  сказок  «Заюшкина  избушка»  и  «Лиса  и козел»?– Почему в русских народных сказках лиса показана хитрой?– Какие еще сказки о лисице вы читали?3. Игра «Предметы из сказок».Учитель предлагает учащимся достать из волшебного мешочка по одному предмету и отгадать, из какой сказки предмет.Бобовое зернышко – из сказки «Петушок и бобовое зернышко».Рукавица – из сказки «Рукавичка».Кувшин с узким горлышком – из сказки «Лиса и журавль».Клубок – из сказки «Царевна-лягушка».– Молодцы, ребята! Вы преодолели все трудности, помогли Ване построить летучий корабль и спасти Забаву. За свою работу Фея Сказочница дарит  вам  ключ  от ворот сказочного государства. А этот волшебный ключ – это ваши знания; он поможет вам в жизни открывать и узнавать новое и необычное.VI. Итог урока.– Как называется сказка, с которой вы познакомились на уроке?– Прочитайте пословицы и выберите те, что подходят к сказке «Петух и собака»:> У страха глаза велики.> Не учись разрушать, а учись строить.> Сила сломит все, а ум – силу.> Трус своей тени боится.> В тесноте да не в обиде.– Чему учит нас сказка «Петух и собака»?Учитель проводит игру «Доскажи словечко»:                    На уроках мы, ребятки,                    Отгадали все … (загадки).                    Мы не щелкали орешки,                    А читали на уроках                    Интересные … (потешки).                    Не спеши катать салазки.                    А послушай лучше … (сказки).– Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились?– Прочитайте пословицу и объясните ее значение:Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.– Чему учат сказки?– А закончим наш урок строчками из стихотворения М. Пляцковского:                      ЯРМАРКА ЧУДЕС                    Со сказками все дружат –                    И сказки дружат с каждым,                    Они необходимы,                    Как солнышка привет.                    Кто любит слушать сказки,                    Тому они расскажут                    О том, что, может, было,                    А может быть, и нет.